images/2020/March2020/17.03.2020/IMGP9639_1.jpg

Юрий Щегольков, издатель Вести Туризм. Солнечное сплетение.

16 марта 2020 11:45:02
Послесловие к Интурмаркету. Чуть больше, чем просто колонка.

 

Солнце – такое яркое, что иногда слепит, и удары, которые мы переживаем – подобны ударам в солнечное сплетение, когда кажется, что теряешь сознание, но – надо держаться и приходить в себя, как бы тяжело не было.

Иногда я думаю, что мы на войне, и каждую минуту безжалостный телеграф (телеграмм) приносит убийственные, в прямом смысле этого слова, новости.

Иногда мне кажется, что все, как всегда: жизнь продолжается, солнце светит, Москва просыпается после зимы … весна, туризм, выставка…

Выставка, ставшая давно уже лично для меня – да, я думаю, и для огромного количества моих друзей, знакомых и коллег, (которых уж точно больше пяти тысяч – если считать по количеству френдов в разных социальных сетях), местом обязательной встречи.

Жизнь продолжается, но, вероятно, никогда у нее не было такого радиационного, извините, информационного, фона.

Не выходи из комнаты.

С момента закрытия берлинской ITB обе московские туристические выставки Интурмаркет и Mitt оказались в зоне риска. Нервозность усилилась многократно за день до открытия Интурмаркета, когда решением мэра Москвы вводились ограничения и запреты на проведение массовых мероприятий численностью более 5 000 человек. Решение было обнародовано поздним вечером – и все, у кого был мобильный телефон директора выставки Ольги Хоточкиной, ей немедленно позвонили с одним вопросом – «И?»

 

 

Надо отдать должное выдержке Ольге и всей ее команды, параллельно решавшей тысячу задач: как обычных, для организаторов масштабного события, без сомнения, одного из самых значимых в российской индустрии туризма и гостеприимства, так и двух специфических проблем 2020 года, и одна из них – паника, вызванная тотальным обрушением рынков, а вторая – «Интурмаркет» впервые в своей истории, открывался на новой для себя площадке – со всеми отсюда вытекающими последствиями, точнее говоря, вводными.

….

«Я не смогу приехать на твой семинар» - пишет мне мой друг и коллега, до того практически ежедневно обсуждавший со мной содержание своего выступления.

И я все понимаю.

«Я не смогу у тебя выступить» - говорит мне мой друг и коллега, -  потому что я только что вернулся из Мадрида - и я 2 недели не могу выйти из квартиры.

И я все понимаю.

Сколько было таких людей, кто должен был и не смог, кто хотел и не смог? И не только у меня?

И здесь никого нельзя осуждать, но именно в этом году и именно в эти дня я был очень рад видеть тех, кто вышел из комнаты.

Например – Алексея Ястребова, семидесятилетнего (!) художника из эстонского города Пярну, участника нашего проекта «Дорога в Иерусалим», успевшего приехать на «Интурмаркет» всего на один день – и за день, до закрытия границы. Он приехал, потому что ему очень важно и нужно было пообщаться с другими художниками, также приехавшими на наше мероприятие, состоявшееся в рамках деловой программы «Интурмаркета», из разных городов России.

Александр Матросов, один из лучших фотохудожников, из тех, кого я знаю, написал:

«Когда тебя приглашают выполнить работу, связанную с твоим призванием — говорю сразу — это маленькое счастье, это доверие к тебе, это возможность самовыразиться, это увидеть невидимое среди тысяч мельканий, это подсмотреть и отразить доброту и радость человеческих сердец. Все мои последующие посты будут о людях, которые не боятся делать то, о чем они грезили. Те, кто сменили неуютные для них офисы и ворвались в непредсказуемость!

Но радостную непредсказуемость!»

Мы не рекомендуем…

«Мы не рекомендуем…» - как часто за последние дни мы слышим и читаем эти слова. Власть не рекомендует. Не запрещает, а не рекомендует. Разница огромная. Если мероприятие под запретом – ответственность несет тот, кто запретил. А сели «не рекомендовано» на бумаге, а в жизни ты понимаешь, что если ты не выполнишь рекомендацию, то тебе будет плохо…

Мероприятия отменяются, не проводятся, и все вероятно, де-юре правильно, правда, де-факто это означает банкротства, потери, закрытия. Мир туризма трясет, но трясет в огромной степени, в том числе, и из-за неграмотных действий властей – как отечественных, так и зарубежных.

Ситуация в отрасли сегодня настолько сложная, что вполне уже можно говорить – мир туризма уже в этом году станет другим. Еще и потому, что удар бьет по всем, как по крупняку, так и по небольшим компаниям, например тем, кто занимается нишевым туризмом – детским.

Ольга Санаева, вице-президент и руководитель регионального совета Российского союза туриндустрии (РСТ) за несколько дней до выставки, предваряя предстоящее на ней заседание президиума РСТ, написала открытое письмо руководству страны, в котором призвала первых лиц государства незамедлительно обратить внимание на проблемы отрасли.

 

Позволю себе процитировать лишь один отрывок из письма Ольги, чтобы все, кто меня читает, понял весь кошмар ситуации:

«…Те, у кого ситуация почти безнадежная, а как оказалось по вашим звонкам, вы, к сожалению, не одиноки. Пожалуйста, подумайте о себе, о своих детях! Я написала это все именно ради Вас.

Не идите на крайние меры, не продавайте свои квартиры, не стойте у последней черты. Это не стоит того. Прошу вас! Если вы ТА, которому до сих пор не произвёл возврат оператор, терпеливо объясняйте туристу, даже тому, который от «сильных мира сего», что не можете пока – просто нет у вас действительно этих денег.

А если вы – ТО по детскому туризму или по закрытым странам, уж лучше идите на банкротство, а не на крайние меры. Да, понятно, что вы всю жизнь в этой профессии, да, понятно, что у вас сформированы целые составы и полётные программы, по которым невозможно произвести возвраты. Да, понятно, что вы на полном ходу врезаетесь в ситуацию. Но, пожалуйста, все с холодной головой.

И те, у которых тысячи туристов, и те, у которых сотня или десяток путевок к невыполнимому возврату. Пожалуйста, не ценою в жизнь!» (полностью письмо Ольги Санаевой можно прочитать здесь).

Проблема не только в том, что разные ведомства соревнуются в собственном понимании того, «что нам делать с туризмом», и все это «соревнование» представляет из себя различные вариации чиновничьих ошибок и глупостей, продиктованных формализмом и некомпетентностью.  Проблема в том, что первым следствием ошибок становится банкротство компаний, вторым – полное переформатирование отрасли, которое отбросит ее на десятилетия назад. И речь идет не о том, что кто-то не полетит на Мальдивы, а о том, что десятки тысяч людей просто потеряют работу, влезут в долги и окажутся у последней черты.

Надо очень хорошо понимать то, как устроен российский туризм, на каких тоненьких ниточках висят судьбы людей, кто работает в этой сфере.

И я очень надеюсь на то, что именно сейчас руководитель Ростуризма осознала, какой груз ответственности она взвалила себе на плечи.

Открытие

Открываются двери, и вот они – павильоны – и вот они – стенды, стенды, стенды – регионы, компании, страны… Первое впечатление – мы живы! Все работает, не так масштабно, как раньше, но работает! – да, еще несколько лет назад регионов было больше, стенды поражали своим размахом. И, читая сейчас отзывы посетителей, где-то можно и услышать нотку ностальгии – вот, в 2014 году все было больше и круче! По-другому.

Да, по-другому. Мир меняется, меняются и выставки.

 

Меняется власть в регионах и у этой власти меняются приоритеты. А туристический бизнес своей сути остается малым и средним, и таким же зависимым от того, что происходит в головах у администрации.

 

 

Выставка в прямом смысле является зеркалом процессов, происходящих в отрасли, уж извините за невольное сравнение, очень к месту – именно здесь можно понять, что такое «средняя температура по больнице».

 

 

Да, больница, – потому что многолетнее некомпетентное госрегулирование было сначала нарушено передачей функционала туризма из министерства культуры в министерство экономики, а уже в этом году, после того, как министерство экономики почти год разрабатывало принципиально новую стратегию развития этого туризма – до 2035 года выяснилось, что правительство РФ надо поменять. Конечно, «новые министры лучше прежних», и Минэк в плане регулирования для туризма на первый взгляд более адекватен, чем Минкульт, но позитивные эти изменения в лучшем случае сработают через пару-тройку лет – если сработают.

Ну а пока в большинстве регионов мы видим разброд и шатание: те управленцы, кто понимал значение выставок – ушли, а те, кто только начал разбираться, что такое туризм – сплошь и рядом совершает глупые ошибки.

«Много лет по программе поддержки предпринимательства администрация региона приобретала выставочную площадь под наши заявки – и мы могли бесплатно участвовать в работе «Интурмаркета», пусть небольшая, но в наших условиях важная мера поддержки для малого и среднего бизнеса. А весь региональный туризм – это малый или средний бизнес – или муниципальные предприятия, которые тоже, знаете, не нефтью торгуют. А теперь новые чиновники, только что пришедшие к управлению туризмом, нам эту выставочную площадь пытаются перепродать втридорога. В результате у региона стенд превратился в посмешище, а мы в качестве бедных родственников приезжаем посмотреть – что у других», - говорит мне директор туристско-информационного центра одного из малых городов, пожелавший, по вполне понятным причинам, остаться неизвестным.

Гости и экспоненты.

Уже много лет я работаю в мобильном-пресс-центре выставки – мы записываем короткие интервью с участниками.

«Почему вы участвуете в Интурмаркете?» - очень часто я задаю этот вопрос, приходящим к нам людям – а среди них и министры и отельеры, туроператоры и турагентства.

Ответ можно свести к очень простому и известному выражению – «себя показать, других посмотреть». Так было всегда.

И уже много лет, как идет дискуссия – «формат выставок устаревает, теперь есть интернет, чат-боты, скайпы и прочие вебинары и он-лайн-трансляции».

Правда, почему-то именно в туризме выставки остаются главными центрами привлечения профессионалов – будь то Fitur в Мадриде, ITB в Берлине или WTM в Лондоне.

И вроде бы все правильно с этой цифровизацией, трансляциями и прочими приметами новой жизни – но именно в туризме очень важно личное доверие контрагентов.

«Я не могу договариваться в он-лайне, мне всегда важно посмотреть в глаза человеку, которому я отправлю своих туристов, людей, которые доверят мне свои жизни», - говорит мне Оксана Данчук, уже 20 лет работающая в небольшом московском туристическом агентстве. (И, смею вас уверить, она пережила за эти годы все, что пережила отрасль – цунами, эпидемии, массовые банкротства туроператоров, авиакомпаний, сбитые самолеты в Турции и Египте и вполне себе философски смотрит на нынешние напасти).

«Если я говорю с человеком впервые, я уже могу отличить, где он говорит правду, а где он, мягко говоря, не договаривает. И конечно, я прихожу на выставку, чтобы послушать в живую – что на самом деле с нами происходит», говорит мне Оксана.

Отличием этого года стало возвращение на выставку крупных операторов – впервые за много лет большие стенды были у TEZ TOUR и Anexa, вместе с TUI их выставочные представительства заняли почти треть одного из двух павильонов. Вообще, зарубежные представительства выглядели вполне достойно, особенно в той ситуации, которую мы все переживаем: Испания и Греция, Болгария и Кипр, Марокко, Молдова. Отдельные слова хочется сказать о стенде Китая – на самом видном месте организаторы стенда – сотрудники Государственного управления по туризму (ГУТ) КНР установили «стену солидарности» - и эта стена лично для меня стала одним из самых больших потрясений. Все беды когда-нибудь закончатся, люди будут путешествовать, - обязательно будут. Но этот стенд Китая я буду помнить.

До встречи через год!

Мир будет другим, мы не знаем, как дальше будут развиваться события, но первые хорошие новости надежды стали приходить из Китая, где, похоже, страна смогла справиться с напастью, поставившей на колени почти весь цивилизованный мир.

Выставки и туризм в России станут другими – и об этом говорили на многочисленных конференциях, семинарах, презентациях, состоявшихся в рамках Интурмаркета.

14 марта 2020 года впервые в своей истории дирекция выставки Mitt объявила о том, что в этом году она не состоится. Авиасообщение между большинством стран практически сведено на нет. Границы закрыты. Такого кризиса сфера туризма России, да и всего мира, еще не переживала.

«Интурмаркет» состоялся, хотя сплошь и рядом крупные событийные мероприятия были отменены или перенесены на неопределенный срок.

И это, наверное, самый главный результат – просто потому, что пока мы в пути – у нас есть надежда.  

 

Благодарю за фотографии Александра Александровича Савчука и Константина Исаакова. 

подписаться на новости

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников