ЮРИЙ ЩЕГОЛЬКОВ, издатель "Вести Туризм". Лес рубят - щепки летят.
Мы пишем преимущественно о новостях в сфере туризма, но есть события, на которые мы никак не можем не отреагировать.
Например, в прошедшую субботу, наш прекрасный друг, волонтер и специалист в сфере туризма Ирина Соловьева, ранее оказавшая неоценимую помощь тысячам - и я здесь не преувеличиваю - нашим соотечественникам, застрявшим после локдауна за рубежом, вернуться в Россию, как это принято говоритьб в журналистской среде, продолжила тему. В своем субботнем материале, она опубликовала открытое письмо в МИД РФ председателю штаба по противодействию коронавирусу в России Т. А. Голиковой и министру иностранных дел РФ С. В. Лаврову. которое подписало 178 обучающихся в России студентов из разных стран. В письме содержится простая просьба - помогите вернуться в Россию.
Должен отметить, что эта проблема существует не для 178 студентов, которые подписали письмо, - а для тысяч и тысяч!
Вероятно все мы понимаем, что Российская Федерация совсем не прочь оказывать платные образовательные услуги - среднего и высшего образования. Это еще красиво называется "экспорт образовательных услуг". Конечно, российские университеты очень хотят, чтобы у них училось как можно больше студентов из-за рубежа. Чем их больше - тем выше рейтинг. Чем выше рейтинг - тем выше шансы получить финансирование от государства (то, что называется "бюджетные места"). Не будем говорить о качестве российского образования, или, скажем так - российском соотношении "цена - качество". Отпрыски российской элиты его не особо жалуют - вот Оксфорд, или Итон, или Кембридж...
Но, уж так получилось, что и российские ВУЗы и другие учебные заведения востребованы среди студентов из других стран. Очень часто они указываются у нас благодаря по межправсоглашениям. Выглядит это так - какая-нибудь страна просто оплачивает, благодаря таким соглашениям, своим студентам обучение в России. Кому-то удается получить такой грант в начале обучения, кому-то, кто учится на "отлично", дают еще дополнительные средства на проживание, - что-то вроде стипендии.
Но подавляющее большинство платит за учебу из своего кармана.
Здесь они получают специальность - и кто-то остается, а кто-то возвращается домой. Ну примерно так, как студенты из России, кто-то приезжает в Англию или Испанию на пару лет, а кто-то остается там на всю жизнь.
А тут - пандемия. Которая, как говорится, все спишет. И первый пик ее приходится как раз на то время, когда студенты уехали на каникулы. Уехать уехали, - а вернуться не могут. Граница на замке. Самолеты не летают, паровозы и пароходы не ходят. Строгая полиция проверяет общаги на предмет соблюдения визового режима, регистраций и т.п. Но мы о тех, кто уехал на каникулы домой, к родителям.
Университеты и колледжи, в которых учились наши студенты - перешли на "удалеку" и пробыли на ней аккурат до июльского выпуска. Преподавать на "удаленке" - дело не простое. Знаю на собственном опыте. Преподаватели в России, как правило, относятся к категории 65+, а для них компьютер в лучшем случае - пишущая машинка - ну и иногда еще окно в мир. А уж сеансы видеосвязи, которая в большинстве российских регионов - не самая устойчивая, вообще стали мучением, как для студентов, так и для преподавателей.
Но, как нам всем показалось, первая волна пандемии стала затухать, стали даже открывать авиасообщение с некоторыми странами. Даже туроператоры взбодрились и поставили чартеры в Турцию, и даже прошла информацимя, что и Танзанию и Кубу не минует чаша сия.
А наши студенты продолжали ждать у моря погоды - разрешения вернуться. Хотя бы пешком. Хотя бы на автобусах. А разрешения, учебной визы - не было.
Какова ситуация с пандемией в тех странах, где живет большинство наших студентов? Например в Китае. Смею предположить, что сегодня в Китае ситуация не порядок лучше, чем у нас. Или, наприме - что в Казахстане? Уж точно не так, как в США, Европе, Бразилии, Индии или в России. Ну вот так получилось. Но, вероятно для "бдительного" Роспотребнадзора все, кто из-за границы - подозрительные. А вдруг там не правильные тесты?
Прошла весна, настало лето. Протом пришло 1 сентября. Российские первокурсники заполнили учебные аудитории. И перед всеми ректоратами стал вопрос - а что делать с "этими". Иностранцами? Вернуться они не могут, визу не дают. А преподавать им надо - т.к. деньги переведны и давно благополучно потрачены. "А давайте их всех опять на "дистанционку"".
Качество связи и возраст преподавателей при этом, понятно, не изменились.
И сентябрь тоже закончился. К 1 октябрю штаб по борьбе с коронавирусом в своих официальных ответах на письма студентов и родителей обещал в проблеме разобраться и ее решить.
Сегодня - 20 октября. Решения проблемы нет. Студенты в огромной массе своей продолжают находиться в буквальном смысле этого слова между небом и землей. Да, о проблеме можно и нужно было задуматься и найти ей решение летом. Мы видим как аналогичная проблема решается за рубежом. Но нет, не получилось. Что-то в системе не работает.
А сейчас мы переживаем нарастание случаев заражения и в таких условиях надежда на то, что государственная машина что-то сделает по данной проблеме, улетучивается с каждым днем.
Мы очень гордимся своим гостеприимством. Из всех утюгов лилась и льется розовая вата о том, какие мы добрые, отзывчивые, как мы любим иностранных гостей, которые приезжали к нам на Олимпиаду в Сочи и на ЧМ-2018. Разного рода политологи любят порассуждать о геополитическом противостоянии, о том - какие на самом деле умные, хорошие и организованные "мы", и какие ужасные, бардачные и равнодушные "они".
Каждый иностранный студент, учившийся в России и вернувшийся в свою страну - друг России. Это та самая "мягкая сила" о которой любят порассуждать на политических ток-шоу. Почти везде есть Ассоциации выпускников российских вузов. Эти люди - реальные наши друзья, хотя бы потому, что мы говорим на одном языке. Как это принято говорить сегодня - в большинстве своем они - амбассадоры России, нашей культуры и наших ценностей.
Сегодня мы режем их без ножа.
Просто потому, что у кого-тро не дошли руки заняться их проблемами.
P.S. А при чем здесь туризм? Да не при чем. Просто гостеприимство - оно или есть - или его нет. А если его нет, то о каком туризме мы говорим?
-0-