Юрий Щегольков, издатель Вести Туризм: «Гладко на бумаге – 2».
Мне очень приятно, что эту публикацию прочитало рекордное количество читателей Вести Туризм. Большое спасибо.
Правда, хватило и разной дряни. Не буду цитировать анонимных авторов, радует одно, что если у оппонентов не хватает аргументов, они уходят в тину и ненормативную лексику. Обращаю внимание разного рода ботов - ваше мнение никого не интересует.
На самом деле этот закон больше, чем про туризм, образование, гидов или экскурсоводов. Он, по большому счету – про всех нас.
Что победит? Право власти – или право общества? Монополия или конкуренция? Диктат или свобода?
Давайте разберемся, как делается закон.
Обычно появляется лоббистская группа, которая формирует законопроект «под себя» – чтобы в дальнейшем получить «сливки». Как правило дело обставляется государственной необходимостью, например - "импортозамещением", "защитой отечественного производителя" или "не дадим на поругание национальные святыни". Еще очень котируется слово "безопасность".
Приведу пару примеров.
Некоторое время назад среди отельеров активно обсуждалось Постановление Правительства РФ N 447 от 14 апреля 2017 г. «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов». Согласно данному документу, все гостиницы, независимо от установленной категории опасности, оборудуются:
а) системой видеонаблюдения;
б) системой экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
в) системой охранного освещения;
г) системой пожарной безопасности;
д) средствами тревожной сигнализации (кнопкой экстренного вызова наряда полиции);
е) информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны ответственных лиц, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов по месту расположения гостиницы.
На первый взгляд – все гладко. Моя милиция полиция меня бережет. Но, почему-то профессиональное сообщество отельеров возмутилось и стало скандалить.
Оказывается, такого понятия, как «кнопка экстренного вызова наряда полиции» действующими нормативными правовыми актами - не установлено. Более того, данное требование противоречит ст. 421 Гражданского кодекса РФ, его исполнение принуждает отельеров к заключению договоров охраны с подразделениями вневедомственной охраны и ФГУП «Охрана Росгвардии». (Понятно, что такой ФГУП – это монополист). При этом, гостиницы не включены в перечень объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, а значит, и не обязаны (а имеют право) заключать договоры охраны и оснащаться «кнопками экстренного вызова наряда полиции».
Еще через какое-то время некоторые особо дотошные участники рынка гостеприимства выяснили, что оборудованием для «тревожной кнопки» занимается чуть ли не единственное предприятие на всю страну, которое, в случае принятия постановления Правительства получило бы гарантированный рынок сбыта примерно в 20 000 предприятий индустрии гостеприимства.
Если кому интересно, перипетии данной истории можно почитать здесь.
С другой похожей историей, я думаю, многие тоже знакомы. Она шла несколько лет и основными лоббистами здесь выступали компании по производству автобусов. Все тоже было на первый взгляд гладко – авторы идеи предложили запретить использование на дорогах России автобусов старше 10 лет. Аварийность, безопасность, дети и т.д. Правда, лоббисты случайно - или намеренно забыли о школьных автобусах, которые собирают детей из деревень и везут их в школы малых городов. Большинству этих автобусов много лет. Запрет на их передвижение по дорогам привел бы к ступору – потому что, если вы не знали, денег в малых городах и, тем паче, в селах и деревнях, на такую роскошь, как новый автобус просто нет и в ближайшие годы не предвидятся. Колоссальными усилиями (решение принималось и откладывалось много раз) лоббистская атака была отбита. Но сколько было сломано копий – и в каких только смертных грехах не обвиняли деятелей российского турбизнеса, пытавшихся защитить свой рынок. Подробносити этой истории можно почитать здесь.
Давайте посмотрим, а кто заинтересован в первую очередь в принятии нового закона о гидах?
Первые – те, кто чувствует, что монополия заканчивается. Согласен - всегда грустно терять бизнес, когда приходят более сильные конкуренты. Не очень удобно работать "в белую", когда рынок приходит к цифре. Сложно общаться с туроператорами, которые все-время предъявляют новые требования, сообразно требованиям туристов. Вдруг оказывается, что то, что хорошо работало много лет новому поколению слушателей не очень интересно. Очень хочется, чтобы все было "как при бабушке". "А давайте придумаем закон который нас защитит!".
Но обращу внимание, что если конкуренты побеждают вас технологически, законодательные ограничения вряд ли помогут.
Вторые – те, кто надеется, что с помощью нового закона можно придумать новую монополию - и на этом заработать.
Здесь, конечно, сложнее. Бюрократизм, разнообразные комиссии (думские приказы, малые совнаркомы, и т.п.) на Руси всегда любили, ценили и знали как монетизировать.
Любите девушки простых романтиков, отважных летчиков и моряков
Если развить творческую мысль авторов законопроекта дальше, то давайте требовать территориальную аттестацию не только у гидов и экскурсоводов, но и у водителей экскурсионных автобусов. Почему нет? И пусть тоже сдают на права раз в пять лет, а еще лучше ежегодно. Почему мы считаем, что работа экскурсовода требует проверки раз в пять лет, а водителя автобуса не требует? Или, например, летчики. Уверены ли мы в том, что безопасность пассажиров обеспечена, если пилот и приравненная к нему стюардесса, летающие из Москвы в Самару и обратно закончили соответствующие учебные заведения один раз в жизни - в Москве? А знают ли они особенности небесной сферы над Пензой? Облака в небе вообще меняют свою конфигурацию каждый день, а закона, устраняющего эту проблему - нет. Я стал переживать за безопасность и религиозные чувства пассажиров речных круизов. Этот вид деятельности прямо-таки преступно обделен вниманием отечественного законодателя: во-первых мели и течения, приливы и отливы, Мышкин и Козловка, а также другие неурегулированные до сих пор проблемы. Кто осуществляет проверку того, что вещают во время рейса неаттестованные никем сотрудники туроператора в своих радиорубках? Где, как говорится, посадки?
Воспользуюсь лексикой моих оппонентов, не кажется ли вам, дорогие, что ваши идеи ведут к расколу единой и неделимой России? Так ведь легко договориться и о введении внутренних таможенных пошлин :)
Я не очень верю в разум депутатов Государственной Думы РФ. К сожалению, ранее в осмысленных действиях указанные господа замечены не были. Особенно среди тех, кто занимается туризмом: последняя история с "электронной путевкой" (тоже, кстати, лоббизм на очень высоком уровне) яркий тому показатель.
Но я обращаю внимание правительства, в частности, федерального агентства по туризму, министерства культуры, министерства науки и высшего образования, министерства экономического развития: закон-то примут, а потом вам с этим работать. Включите голову!
А то ведь опять получается глупость.
Или ошибка.
-0-