
Светлана Ануфриенко: «GR в действии»
Продолжая тему Goverment Relations (GR), его выстраивания, задач и значимости (о чём писала в предыдущей статье), обращусь к конкретным примерам, которыми, скажу искренне, радует меня новая думская сессия.
Несколько дней назад группой депутатов во главе с Натальей Костенко был официально внесен законопроект о регулировании деятельности турагрегаторов. В прессе уже появилось много комментариев по этому поводу: кто-то поддерживает, кто-то считает избыточным появление нового регулирования, а кто-то при этом, очевидно, думает, что новая норма появляется сама, от отраслевой практики и естественной динамики законотворческого процесса. На самом деле, не всё это так.
Мое мнение по каждому перечисленному пункту однозначно: во-первых, этот закон очень нужен тураграгрегаторам, а во-вторых, появление этого регулирования – не стихийный процесс, а GR в действии.
Чтобы стало понятнее, обращусь к истории вопроса.
Рабочая версия данного внесенного законопроекта появилась примерно год назад, в недрах компании МТС Travel, где я была тогда GR-директором. До этого момента группа турагрегаторов, включая вышеуказанную компанию, пытались создать проект закона на базе профильной ассоциации. Тот текст имел несколько редакций, они направлялись ассоциацией то в Госдуму, то в Совет Федерации, то в Минэкономразвития, то в Роспотребнадзор с желанием продвинуть инициативу. Действия эти были разнонаправленные и хаотичные, по принципу «где сложится», версии законопроекта написаны с позиции бизнеса без учета баланса интересов государства, отрасли и потребителя, поэтому успеха эта работа не имела. Некоторые представители власти тогда даже неформально шутили, что ассоциация хочет новый закон, но «стоит на той платформе, где не ходят поезда». То есть, делалось явно не то, что приносит результат.
И тогда пришло понимание, что писать законопроект нужно из другой позиции: от баланса интересов государства, бизнеса и общества. И писать его должны не корпоративные юристы (не тот профиль специалистов, да и бизнес, как правило, предвзят и ревнив в своих позициях), а эксперты по законопроектной деятельности, которые баланс разных интересов умеют беспристрастно отразить на бумаге.
И дело у нас пошло. Сейчас хорошо помню, как организовывала первую сессию в МТС Travel с экспертом по законопроектной деятельности, где экс-директор организации Вадим Мельников излагал свои чаяния от бизнеса, о чем должен быть закон, чем он должен помочь компаниям. Потом были еще обсуждения, появился новый текст законопроекта...
Справедливости ради нужно отметить, что бизнес редко сам выходит с законодательными инициативами для улучшения своего положения или ситуации в отрасли, а чаще предпочитает «не высовываться, как бы чего не вышло».
Но тут основная идея этой инициативы появилась от живой жизни и заключалась в том, чтобы четко определить ответственность нового и растущего вида бизнеса – турагрегаторов – перед туристом. Например, турагрегатор не может отвечать за услуги, которые оказывает гостиница или другой поставщик услуг. Но обязан отвечать за свои. (Оговорюсь, что тогда ещё шли следствие и суд по делу турагрегатора «Спутник 8», что добавляло нам тревоги).
Также другая задача этой инициативы была в том, чтобы законодательно отделить турагрегаторскую деятельность от туроператорской, потому что по факту это совершенно разные виды деятельности.
Это всё создало бы ясность и для органов власти, и для самих туристов в отношении новых игроков туротрасли.
Наступил момент, когда с новым проектом закона можно и нужно было идти во власть. И мы пошли к зампреду профильного комитета Госдумы Наталье Костенко – как к человеку деятельному, твердому и неравнодушному. Наталья Васильевна этот законопроект поддержала и стала с ним работать. Но работа эта не быстрая. Почти год потребовался нам на различные обсуждения с другими турарегаторами, поправки, шлифовки, на прохождение текста по всем предварительным инстанциям...
И вот теперь законопроект внесен. Судьба его пока не сложилась, а еще только складывается. Как он пройдет через думские чтения и каким выйдет, зависит от многого. Но точно нужно бороться за сохранение его смыслов – тому, кто в этом заинтересован.
В любом случае, что бы далее не происходило с законопроектом о турагрегаторах – перед вами пример продюссируемой истории, рукотворного GR в действии, без мистики и чудес.
Пока я пишу эту статью, к внесению в Госдуму готовится другая наша законодательная инициатива – по овербукингу, которая возлагает ответственность перед туристами на средства размещения в случае принятия ими на себя обязательств, превышающих возможность их исполнения, и о которой я писала в предыдущей статье.
Эта инициатива, также изначально возникшая от конкретных проблем компаний, далее выраженная текстово с балансом интересов государства, туриста и разного рода бизнеса, тоже является продюссируемой – тем самым GR-ом в действии без мистики и чудес. На благо власти, бизнеса и общества.
-0-