ИВАН ВВЕДЕНСКИЙ, председатель совета ассоциации "Мир без границ": Про закон
21 июня 2020 года. Москва. Вести Туризм.
Коллеги, отвлеку вас на пять минут от ваших забот по запуску внутреннего туризма с первого июля.
Благо - есть повод, на конференции Единой России, прошедшей на прошлой неделе прозвучали предложения о принятии нового закона о туризме осенью 2020 года.
И.В. Фомин, наш отраслевой сенатор, иногда в своих выступлениях обращает внимание на то, что у законодателей есть обычно две задачи при внесении изменений в законы. Одна - это усовершенствовать контроль и регулирование, а вторая – усовершенствовать стимулирование и обеспечить развитие той деятельности, о которой в законе идет речь. И чаще всего получается так, рассказывает Игорь Вадимович, что регулирование улучшают (то есть обычно усиливают) , а вот насчет стимулирования не складывается…
Коллеги, давайте задумаемся, а почему так? Когда хотим изменить «правила игры», то есть его величество Закон, то мы делаем две вещи:
- Первое, мы подтягиваем хвосты, то есть исправляем закон в той части, в которой от отстал от жизни и вошел с ней в противоречие. Подтягивание хвостов в основном выражается в усовершенствовании регулирования.
- Второе, мы хотим сделать задел на будущее. Ибо хотим чтобы «правила игры» соответствовали не сегодняшнему дню, а завтрашнему и послезавтрашнему. Мы хотим, чтобы закон нас вытащил в завтрашний день. Это и есть стимулирование развития.
Естественно, что изучать опыт вчерашнего дня и работать над ошибками будет попроще с точки зрения имеющихся материалов и наличия экспертизы, чем планировать будущее. А ведь надо и взять ответственность на себя за это «будущее», и суметь доказать и аргументировать, почему будущее видится нам именно таким, а не иным, а дорога в будущее пролегает именно там….
Что обычно делают в таких случаях? Во-первых, конечно кидаются изучать мировой опыт. Мы, нынче, страна не шибко передовая, поэтому и в туризме и в некоторых других областях нам есть чего перенять… Надежный рабочий вариант, которым и воспользуются «международные консультанты», которые кружком уже собрались вокруг наших чиновников в надежде на госзаказ и сочувствие заинтересованных лоббистов.
Но чужой опыт еще должен прорасти на родной земле и гарантий тут немного. Да и не любим мы иногда чужого опыта. Те же «электронные визы» – это чисто местная разработка, дорогая, неудобная, зато своя, родная «равнодействующая» верхних сил, политических, экономических и лоббистских.
Хорошо, а если и не чужой опыт и не «пальцем в небо», то как? Как проинтуичить, как разглядеть еле заметные ростки через асфальт, идеи, методологии, приемы управления, схемы экономического роста, поддержать и простимулировать их?
Вокруг столько крупных спецов! Каждый знает - «как»! И у каждого - своя цена, которую должно заплатить государство и общество.
НДС долой! Даешь субсидии на пассажирский транспорт! Даешь беспроцентные кредиты! Даешь социальные чеки! Даешь субсидии на детские поездки, Даешь, даешь, даешь, даешь!!!
Говорите, что минфин хочет финансовое обоснование? Без проблем! Предлагаемая мною (или тобой) мера обеспечит рост добавленной стоимости в туризме на 5, а может и 10%. Откуда взяли? Да оттуда, откуда вся наша статистика, с потолка. Поэтому цифры совершенно железные, надежные. И можете не сомневаться, что расчеты не менее грамотные, чем расчеты по запуску отечественного авиапрома и прочих не менее красивых историй.
Кто прав? Кому поверить? Чья «команда» протащит свою модель? Чудес на свете не бывает. То есть не угадать. Поэтому.
Поэтому у нас в лучшие годы все проекты развивались по нескольким параллельным линиям. Делали три самолета-истребителя. Три трактора и все прочее по нескольку вариантов по разным проектам разными коллективами. И потом смотрели, какой вариант выигрывает. И ему отдавали предпочтение, или таки запускали параллельно несколько. Не самое дешевое решение? Но давайте стараться отбрасывать неудачные решения на ранних стадиях и тогда будет дешевле….
Мы в туризме пока что идем не параллельно, а последовательно и весьма кондово. Сперва дождемся каких-то невнятных результатов одного подхода, потом говорим, что все это никуда не годится, «деньги на ветер» и начинаем идти в другую сторону. И потом в третью… сколько там на ветру осталось денег, лет, бесцельно потраченных усилий, никто и не сосчитает….
К чему я? К тому, что нам в стране, в регионах, надо развивать разного рода «инкубаторы» и «экспериментальные режимы». Но так, чтобы все знали что там делается и видели результаты «как на ладони». В этих инкубаторах отрабатывать международные практики и пробовать свои. Подтвердившие себя решения закреплять уже законом, который в свою очередь будет стимулировать развитие этих практик в стране.
И верить только фактам, живым людям и реализованным проектам, а не «расчетам» и «экспертам», и даже (страшно сказать) не политическим партиям.
В заключение: я за! новый закон. Я за светлое будущее нашей отрасли. Спасибо за внимание!