Великий Шёлковый путь и его реинкарнация 2022
- Вот ты летишь в Самарканд? А зачем? Ну, картинки красивые в Интернете и в справочниках. Но ты же знаешь цену картинкам. А все твои впечатления от Средней Азии исчерпываются поездкой в советские времена к друзьям в Фергану – вполне советский, помнится, город, впечатления вообще не произведший.
- Для начала, хоть школьный учебник вспомню: астроном Улугбек, необычная архитектура...
- Ну, может быть. Но это ведь всё тоже «картинки».
- Вот увидишь: живьём всё будет по-другому – гораздо ярче и интереснее!
- Так ведь город вроде небольшой: его за день осмотреть можно. О каком туризме всерьёз писать?
- Тебе же объяснили: он на пороге крутых изменений. Вот и рассмотришь всё на месте.
Такой мысленный диалог с самим собой автор этих строк вёл на борту авиалайнера, по пути из России в Узбекистан.
Образ и подобие
Где-то я это уже видел!
… К любой красоте вначале надо «пристреляться» глазом. И лучше действительно въявь, а не на бумаге и даже не на мониторе. Я так вообще не воспринимаю (уж не обессудьте!) красоту в формате видеороликов и прочих «весёлых картинок». Мне надо всё своими, невооружёнными глазами разглядеть! Ну, разве что фотографии, сделанные там, на месте, мною самим помогут – да и помогут исключительно пост-фактум. Когда вернувшись из очередного – дальнего/ ближнего – странствия, я буду листать их на ноуте. Причём не сами даже фотки, а то, что они всколыхнут: воспоминания об изображенном. Картинки оживут воспоминаниями об обстоятельствах, в которых их запечатлел. О людях, которые в эти секунды были рядом. О вкрадчивом или, наоборот, палящем солнышке, о щекочущем иноземными ароматами ветерке.
Только тогда и возникнет, «вылупится» из фотоизображения реальный тот самый, волнующий образ объекта, а не плоское, пусть даже объёмное или подвижное его подобие.
Опыта восприятия вживую центрально-азиатской архитектуры с её явно персидской традицией, как вы, наверное, уже поняли, у меня практически не было (хотя, признаюсь, небольшую персидскую примесь в крови имею).
Впрочем, нет же, нет! Совсем забыл, как однажды, под Бейрутом, городом совсем иной, с французским акцентом, зодческой эстетики, мы стремительно (очень спешили уж не скажу, куда) прокатили на авто мимо какой-то особенной, явно нездешней мечети. «Что это?», – только и успел я спросить, «на автомате» нажав кнопку фотокамеры. «Иранцами построена», – ответили мне. Это было необыкновенно красиво. Но мимолётно.
Бывал я потом во многих восточных странах, но повсюду – от Японии, Кореи, Китая и до Эмиратов или Омана – совсем другие стили зодчества.
Оживить учебник
Как же правильно поступили организаторы, привезя нас в первый день знакомства с Самаркандом именно в Мавзолей «Гур-Эмир»! После этого уже можно было не объяснять, почему именно всяк, кто коллекционирует в своём сердце образы Красоты, просто обязан увидеть архитектурные шедевры Самарканда.
Ошарашенный этим невероятным сине-коричнево-голубым с золотом единением мозаики и майолики, я вспоминал и ту проездом запечатлённую ливанскую мечеть, и, представьте себе, флорентийские изразцы Джотто (а вот и не разубедите, что повлиял на него Восток).
И ведь вроде мавзолей – место смерти, место упокоения. А в его погребальных стенах вдруг ощущаешь, каким он был, этот самый, знакомый до того лишь по школьным учебникам Амир Тимур: Тимур, Тимурленг, Тамерлан, с чьим именем так много всего связано в Самарканде.
В школе учили: был такой грозный завоеватель. Грозный-то он, грозный, да вот только, как оказалось, при этом добросердечный и мудрый, не чуждый сомнений и душевных мук. И мавзолей-то он построил вовсе не для себя, не «на будущее», а для любимого, но рано умершего внука, с которым Тимур связывал большие надежды (в отличие от трёх сыновей, которые только и думали, что о «разделе имущества» ещё даже при жизни родителя). Похоронен рядом с внуком и сам Амир Тимур.
Таким же ожившим – пытливым и романтичным одновременно – предстал передо мной другой великий самаркандец – Улугбек, потомок Тимура. Тот самый правитель-звездочёт с безликой картинки из учебника для пятого, кажется, класса. Был вроде и фильм про него – «Звезда Улугбека», но, каюсь, не видел.
И тут в восстановленной в городе Обсерватории-Музее Улугбека я вдруг узнаю о настоящем, очень живым и страстным Мирзо Улугбеком, своего рода «слугой двух господ» – астрономии и власти. Человеком, влюблённым в звёздное небо над головой и алчущим знаний о нём, стремившимся поделиться с миром этими знаниями. Последнее – жажду просвещать – азиатское средневековье, конечно же, ему не простило. Он продирался сквозь косность среды и интриги царедворцев, объявивших его чуть ли не сумасшедшим и уж, по меньшей мере, плохим (слишком добрым и странным) правителем. Ясное дело, не в «войнушку», как иные по сей день, играть любит, а звёзды рассматривает, сутками просиживая в таком вот им же сооруженном и почти доподлинно здесь воссозданном тоннеле, глядя в «глазок» телескопа.
Что и говорить, знакомство с такими прежде далёкими от меня фигурами, Тимуром и Улугбеком, заметно расширило мою картину мира, однако, оптимизма не добавило: времена меняются, нравы остаются теми же – плебсу всегда милы воинственные правители.
И всё же Красота медленно, но неизбежно (хочется верить) врачует нравы. В том числе и красота зодческая. Как минимум, потому, что она большая, величественная. В сфере эмоций она рифмуется с Добром, Любовью, и эта высокая поэзия камня и изразцов, способна изменить податливую всё людскую психику. Только надо сначала к ней привыкнуть, присмотреться, и тогда «лекарство» начинает работать.
Мы приехали в центр города, на площадь Регистан, и, удивительное дело, расположенный здесь красивейший архитектурный ансамбль из трёх зданий медресе – университетов выглядел уже… привычным чудом изысканные мозаичные узоры отделки трёх строений, первое из которых появилось ещё при Амире Тимуре, остальные в том числе и Медресе Улугбека, чуть позже, воспринимались теперь, после знакомства с «Гур-Эмиром», как должное.
В одном из них сейчас своего рода этно-арт-территория с множеством лавок, где торгуют стильной восточной одеждой и сувенирами. И где, кстати, не только фланируют туристы – местные и заезжие, но ещё можно встретить множество детей: у них тут открытые уроки проходят. Я даже немного позавидовал этим узбекским девочкам и мальчикам – их знакомство с живыми образами родной истории происходит так рано и не «по бумажке».
Здесь можно узнать об особой, многообразной узбекской керамике. И даже дали её послушать: у каждой керамической школы, как оказалось, не только своё изобразительное решение, но и свой «голос» – особый звон, в чём-то сродни колокольному.
В мастерской каллиграфии меня пытались обучить искусству изысканной арабской вязи. Но тщетно! Сам изобразить на дощечке моё имя, увы, не смог. Пришлось попросить Мастера.
Сюда, на площадь Регистан, мы сюда ещё вернёмся поздним вечером – чтобы увидеть по-восточному пышное световое шоу. Где только я ими ни любовался: в Лионе, Макао, в Эйлате, в Баку… Но свет, играющий разными красками в мозаичных изразцах, это, на самом деле, нечто особенное!
Кстати, зелёная зона за площадью Регистан – традиционное место свадебных церемоний. Был будний день, но я насчитал здесь десятка полтора сочетающихся пар. Удивился: а разве не принято планировать свадьбы ближе к выходным?
Мне пояснили: в республике сейчас настоящий свадебный бум (Узбекистан в XXI веке резко помолодел: средний возраст жителя – заметно меньше 30 лет), из всех городов и сёл республики молодые едут именно сюда, на площадь Регистан. Древность и Красота притягивают Молодость и Красоту. Словом, свадьбы – практически каждый день.
Непреодолимо притягивает, в том числе и туристов, ещё один самаркандский объект, охраняемый, кстати, ЮНЕСКО. Это «Шахи Зинда», мемориальный погребальный комплекс, основанный здесь ещё в XI-XII веках.
Этот гигантский комплекс мавзолеев тоже строил Тимур, и предназначен он был для особо отличившихся военачальников и близких родственников легендарного правителя, в том числе и для его любимой жены. Отделка стен – и внутренняя, и наружная – конечно же, потрясающая! Те же «фирменные» цвета, те же мозаика и майолика.
Но вы, напомню, уже к этому готовы – вы уже многое здесь видели! А вот молодые художники, которые проводят здесь целые дни: смотрят и учатся.
… Совсем недалеко от главного самаркандского базара, куда мы ещё заглянем, когда будем подбирать всё для плова (который так и не приготовим дома) находится мечеть Биби Ханум с прекрасно оформленным куполом. Посидите в её дворе – полюбуйтесь.
И непременно выберете время, чтобы заглянуть в ещё один мавзолей – ходжи Данияра (святого Даниила, Даниэля) на окраине Самарканда, у реки Сиаб. Это тоже объект ЮНЕСКО. И он также связан с именем Амира Тимура, который решил перевезти частицу праха святого в Самарканд, но, по легенде, на подъезде к городу караван верблюдов неожиданно остановился именно в этом живописном месте, где и решено было возвести мавзолей. Вот такую мусульманскую версию жизнеописания пророка, почитаемого также и в христианстве и иудаизме, нам здесь рассказали.
А ещё хорошо бы заглянуть в местный Центр ремесленников, где вам покажут уникальную коллекцию национальной одежды и посуды, а заодно и напоят отменным чаем или кофе.
Вы мне скажете: и всё равно это вполне можно осмотреть в Самарканде за один-два дня. Стоит ли приезжать сюда надолго? Очень даже стоит! По крайней мере, всего через несколько месяцев в этих краях можно будет очень увлекательно провести не меньше недели.
Потому что вот-вот появится новый Самарканд. А именно новый Silk Road Samarkand. И вообще тут всё будет по-новому. Как?
О будущем: небесные врата мечты
Примерно через полгода я приземлюсь в новом аэропорту Самарканда. Мой лайнер плавно затормозит на современной взлетно-посадочной полосе, и вскоре я войду в просторное, светлое здание аэропорта. И первое, что я увижу, вне зависимости от времени суток, это будет звёздное небо над головой.
Именно так задуман купол этого гигантского здания, чей облик уже сейчас вырисовывается сквозь строительные леса и металлоконструкции. И мне нужно лишь на несколько секунд зажмуриться, чтобы воочию представить себе то, о чем рассказывает красочная футуристическая, но вполне уже близкая к скорой реальности фотовыставка прямо на стройплощадке.
Но тогда, через полгода, я прямиком доеду отсюда всего за 15 минут до грандиозного комплекса Silk Road Samarkand, что и от центра города – в 20 минутах. Там, в комплексе, и поселюсь: в одном из восьми новёхоньких четырех- и пятизвёздочных отелей. Надо будет заранее прикинуть график знакомства с этим гигантским, по сути, городом-спутником Самарканда: успеть отметиться в каждом из множества ресторанов, прокатиться на лодке по каналу, потеряться в зарослях ботанического сада, заглянуть в лавочки Вечного города.
Недели на всё это может и не хватить. А ведь надо ещё вновь окунуться в чудо самаркандской архитектурной старины!
(Кто там сомневался, стоит ли приезжать в этот узбекский город больше чем на день-другой? Через полгода, поверьте, точно стоит!)
Я уже сейчас предвкушаю эту великолепную поездку, в которой старый и новый Самарканд, благодаря реализующимся сейчас амбициозным планам местной власти и местного бизнеса, подарит мне то, ради чего я и путешествую уже много лет по нашей слишком для меня необъятной (только 67 посещённых стран из, если не ошибаюсь, 252) планете: яркие, волшебные эмоции, восхищение мирозданием, творением высших сил и рук человека.
Да, эти обновлённые эмоции, эти образы – из скорого будущего. Но я представляю, переживаю их – практически как реальность – уже сейчас, после посещения строящегося нового Самарканда. После бесед с людьми, которые создают будущее города. Повседневно, без пафоса, но со спокойной уверенностью: город будет!
И он возникает практически на наших глазах.
Вас принимает международный аэропорт Самарканда
Что же увидит, помимо звёздного неба над головой, специальный корреспондент «Вести Туризм», приземлившись в новом самаркандском аэропорту всего через несколько месяцев? Просторный пассажирский терминал с 29 стойками регистрации и 6 выходами на посадку. Впечатляющий дизайн интерьеров: стильную, современную трактовку традиционного узбекского колорита, затем встретит туриста в самом Самарканде.
Рассказывает Дмитрий Мартыненко, директор коммерческого департамента управляющей компании Air Marakanda:
«Обновленный аэропорт Самарканда будет первым государственно-частным проектом в авиационной сфере Узбекистана. И это абсолютно новый подход в Узбекистане – как к управлению аэропортам и стандартам обслуживания пассажиров, так и к технологиям. Последующую эксплуатацию аэропорта будет осуществлять управляющая компания Air Marakanda.
Среди главных стратегических направлений для компании можно выделить развитие системы управления безопасностью полётов, повышение уровня обслуживания пассажиров и улучшение системы менеджмента аэропорта, модернизацию аэропортовой инфраструктуры с применением современных технологий, авиационной техники и механизмов. И все это в соответствии с международными требованиями по всем направлениям и концепцией защиты окружающей среды.
Кроме того, в стране создаются и новые авиакомпании – их уже три, на подходе 4-я, и власти Узбекистана поддерживают этот тренд.
Почему в международном аэропорту Самарканда решили построить новый терминал? Да потому, что у этого города – огромный туристический потенциал, для реализации которого не обойтись без обновления транспортной инфраструктуры. В прежние годы сюда обычно заезжали «на денёк» из Ташкента. Но ведь Самарканд как туробъект – даже ярче, чем кажется на первый взгляд! Это город Тимура, город уникальной архитектуры!
Наш аэропорт будет по-настоящему современным: новшества, которые мы здесь планируем, внедрены далеко не во всех аэропортах Центральной Азии. Инвестиции в его создание составляют около $80 миллионов».
Будет ли востребован новый терминал международного аэропорта? Наверняка. У Самарканда – со времён Великого Шёлкового пути – выгодное географическое положение. Внутренний туризм в Узбекистане стал в последние годы развиваться, а с появлением нового аэропорта все регионы Узбекистана, да и соседний Таджикистан смогут использовать его как транзитный хаб. Рассчитывают здесь и на множество путешественников из других стран: до пандемии часто приезжали в Самарканд гости из ряда мусульманских государств – Малайзии, Индонезии и других, а также немецкие туристы.
В 2019 году, до пандемии, старый самаркандский аэропорт принял 480 тысяч пассажиров. И лишь 52 тысячи из них прилетели с целью туризма. Новый терминал сможет обслуживать до 2 миллионов пассажиров в год.
Если же говорить о российских направлениях, то к 2026-2030 годам здесь планируется принимать рейсы не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из Краснодара, Воронежа, Екатеринбурга, Красноярска и других городов-миллионников. Кроме того, аэропорт планирует развивать рейсы в Тбилиси, Баку, Душанбе, Минск, Киев. На очереди – также европейские страны и даже Нью-Йорк, в котором вообще-то немаленькая узбекская диаспора. Ну, и, конечно, китайское, корейское направления.
Оазис в 260 гектаров
В своей презентации Silk Road Samarkand – многопрофильного туристического комплекса, который планируют тут, в восточной части города, открыть в 2022 году, Артём Владимирович Егикян, генеральный директор управляющей компании Silk Road Samarkand, не раз употреблял слово «курорт». В первые минуты мне это казалось странным: ну да, отельный комплекс мирового уровня, но курорт – это ведь несколько шире – другие задачи. Но, по мере рассказа Артёма Владимировича, становилось ясно: курорт – это, пожалуй, даже довольно скромно сказано.
Если амбициозные планы создателей комплекса будут полностью реализованы (а в этом, впрочем, сомнений у меня не возникает), то речь нам предстоит вести не просто о курорте и не только о новой достопримечательности Самарканда, но и о некоем рукотворном супер-оазисе всей Центральной Азии. Что до статуса курорта, то – да: комплекс объединит не только объекты размещения, но и зоны отдыха, медицинского и оздоровительного туризма, да ещё и историко-культурные территории, структуры масштабного делового центра.
Это четырёх- и пятизвёздочные отели мирового уровня, международный конгресс-центр и другие бизнес-пространства, дендропарк, общественные зоны, рестораны, кафе и бары, этно-культурные объекты. Ещё несколько лет назад о таких масштабах в Самарканде и помечтать не решились бы. Но – в Узбекистане наступают новые времена, уверили меня здесь, и теперь можно тут не только мечтать, но и делать, создавать, строить!
В своё время грандиозные дворцы – и во имя красоты, и для просвещения – строили Тимур и Улугбек. Создатели Silk Road Samarkand, похоже, замахнулись на то, чтобы в каком-то смысле стать их продолжателями. Причём в тех самых местах, где со II века до нашей эры до XV века нашей эры проходил Великий шелковый путь, имя которого получил и новый комплекс.
Silk Road Samarkand, напомним, всего-то в 20 минутах езды от исторического центра, в 15 минутах от нового международного аэропорта и в 25 минутах от железнодорожного вокзала. Его спланировали вдоль берегов Самаркандского гребного канала, где некогда проводились масштабные соревнования, а теперь по его берегам протянутся прогулочные зоны. К северу от канала расположится бизнес-кластер: Международный конгресс-центр и 4 роскошных отеля. Южнее – ещё 4 бутик-отеля санаторно-оздоровительного профиля, а также эко-деревня, историко-этнографический комплекс «Вечный город» и торговые объекты.
Вся среда гармонично спроектирована в традиционной стилистике, напоминающей о величественных арках «Гур-Эмира», площади Регистан, «Шахи Зинда». Живописные пешеходные и велодорожки (велосипед возьмёте напрокат) приведут вас через парковые зоны, для которых закуплено более 15 тысяч только лиственных деревьев, а также 6000 хвойных и более 4000 вечнозелёных.
Общий номерной фонд всех отелей – около 1 200 номеров. Расскажем о них подробнее. Слева от конгресс-центра откроет свои двери 22-этажный пятизвездочный отель Samarkand Regency Amir Temur на 233 номера (в том числе 2 президентских люкса), он первым на территории Центральной Азии войдёт в ассоциацию ведущих отелей мира LHW.
Отель Savitsky Plaza (назван именем Игоря Савицкого, заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР и коллекционера авангардного искусства) с номерным фондом в 175 номеров, помимо всего, привлечёт внимание своим особенным дизайном интерьеров.
Ещё два отеля, о которых мы уже рассказывали в интервью с их кластерным генеральным менеджером Чарли Янгом, – Silk Road by Minyoun (241 номер) и Lia! by Minyoun Stars of Ulugbek (170 номеров) – будут управляться крупной китайской сетью Minyoun Hospitality.
Все отели северного кластера будут оснащены ресторанами, фитнес-центрами, конференц-залами и переговорными комнатами, а в пятизвездочных отелях будут также представлены SPA & Wellness центры, бассейны и бары с панорамными видами.
Здесь же, в северной зоне комплекса уже сейчас поднимается масштабное строение. Это и есть международный конгресс-центр с многофункциональным конференц-залом, президентским и VIP-залами, комнатами для делегаций и для переговоров, банкетной и выставочной территориями.
Южную часть комплекса Silk Road Samarkand, как мы уже отмечали, займёт медицинский кластер (366 комнат) под общим брендом Wellness Park Hotels. Это 4 бутик-отеля различного медицинского профиля: превентивная медицина, детокс, восстановительная медицина с программами омоложения, лечение суставов и позвоночника, пульмонология, респираторные заболевания.
На втором этаже каждого из этих бутик-отелей будут находиться оздоровительные центры. Проконсультировавшись у местных врачей и получив назначения тех или иных процедур, гости также смогут воспользоваться услугами косметологов, массажистов, грязелечением, лечебным душем, инфракрасной сауной, барокамерой. Программы будут предлагаться разного содержания и сроком от 7 до 21 дня.
И, да! - всё это сейчас строится.
Поистине жемчужиной комплекса Silk Road Samarkand станет «Вечный город». Мы застали его возведение практически на стадии дизайна и отделки. Мастера мозаики укладывали плиточку к плиточке. Живописцы колдовали над потолками – их полностью украсит самаркандская роспись.
В этих стилизованных под эпоху Тимуридов кирпичных стенах, отделанных мозаикой и майоликой, будут представлены 11 популярных узбекских ремёсел из разных регионов страны. В самаркандском секторе будут демонстрировать свои умения мастера вышивки, чеканки по меди, лаковой миниатюры. В зоне Ферганской долины будут представлены керамика, изделия из шелка и атласа, национальные одежды. Далее расположатся зоны Хорезма, Каракалпакии.
«Все привлеченные сюда народные мастера будут обеспечены достойной зарплатой, жильем и трёхразовым питанием, – поясняет Джуракул Иноятов, директор Объединения ремесленников и мастеров «Усто». – Но отбирать, конечно, будем самых лучших – знающих традицию и привносящих в неё что-то своё, личное».
Через искусственную реку вокруг «Вечного города» перебросят 6 мостов, по которым будут подвозиться на базар свежие фрукты и овощи, специи, сухофрукты.
Ну, и как же без национальной кухни, её самаркандского самобытного «почерка»? Да, будут тут работать кафе и рестораны – исключительно аутентичные. Фрукты и овощи будут поставлять из близлежащих теплиц.
Как рассказал мастер по озеленению, кандидат биологических наук, агроном Ёркин Ходжаев, помимо теплиц, здесь уже высажены и каждый день высаживаются (примерно по 300 штук в день!) деревья из Италии, Германии, Нидерландов, местные яблони, груши, инжир, герань. Более 25 000 растений будет! Одной только сакуры – 5 видов, есть даже лавровишня. Вот такой город-сад на 180 гектарах. Выбирали для него именно те растения, которые должны прижиться в местном климате.
К каждому дереву будет подведена система орошения с дозировкой. И при каждом дереве – табличка с QR-кодом, с помощью которого турист сможет считать о нём нужную информацию. Да ещё и 80 тонн семян газона завезено и скоро будут сеять. Словом, создаются первый дендрарий на территории Узбекистана и, одновременно, прекрасная зона отдыха.
«На самом деле, времени у нас не так много», – говорит Ёркин Ходжаев. – Надо бы завершить все посадки до марта, до жары».
Вот такой современный перекресток Великого Шёлкового пути, его сегодняшняя реинкарнация. Пересечение традиций парфянской, исламской и даже эллинистической культур. Кстати, автор и куратор проекта – личность в Узбекистане известная: художник Бобур Исмоилов.
«Создаём национальный туристический бренд»
Артём Владимирович Егикян ведёт свою презентацию увлечённо. Рассказывая о каждой из точек на схеме, он, кажется, видит не чертежи и планы, а реальные, полные проживающего и развлекающегося здесь разнонационального люда, здания и кварталы, мелькающие по каналу прогулочные суда, , рыбаков у кромки искусственного водоёма, концерт на площади перед «Вечным городом». Он мечтает, рассказывает о своей мечте и, что самое главное, каждодневно продвигается к её воплощению.
А мы задаём ему привычные журналистские вопросы:
«Какую загрузку планируете?»
«В низкий сезон – 25%, в высокий – 75%»
«Почему в комплексе нет популярных международных отельных брендов?»
«У нас цель иная – создать свой, национальный бренд».
«Как собираетесь решать проблему кадров?»
«В Самарканде есть Университет туризма, сотрудничаем с ним, организуем там и повышение квалификации будущего персонала. Примерно 500 выпускников этого вуза планируем привлечь в сервисные службы, некоторых уже присмотрели и начинаем нанимать. Но пригласим и специалистов из Англии, России, Казахстана, Турции, Италии. При полной загрузке потребуется 1700 сотрудников, а в первый год работы – 1000-1200».
«Откуда ждёте туристов, а может, и паломников?»
«Ведём переговоры с туроператорами, в том числе и с российскими. Обязательно проведём несколько роуд-шоу, в том числе и в России. Но основная ставка – всё же на Азию, арабские страны, Европу. Что до паломников, то в 25 километрах отсюда, строится мечеть, при ней будут и отели, и дома для паломников примерно на 360 номеров. Это реставрация большого мемориального комплекса Имама аль-Бухари. Именно туда через некоторое время паломники и будут совершать малый хадж. То есть – это не совсем наша публика».
«Развлечения в Silk Road Samarkand – только для постояльцев?»
«Чтобы отдохнуть в Silk Road Samarkand, совсем не обязательно будет поселяться в наших отелях: можно, например, арендовать на выходные одну из вилл - их вместимость от 4 до 10 человек, можно просто погулять с семьёй хоть весь день, нигде не поселяясь, воспользовавшись велосипедами или самокатами, которые будут доступны для аренды. Думаю, будут сюда приезжать люди и просто вкусно поесть. Кухня, в первую очередь, понятно, будет ориентироваться на национальную, узбекскую традицию, но в отдельных ресторанах планируем и европейскую, китайскую специализации. Отдельно – мясной и пивной рестораны. Есть, из чего выбрать!»
Плов плову рознь: репортаж со слюной в горле
И тут самое время поговорить о плове. Понимаю, гурманство – в каком-то смысле грех. Но, может, самый простительный из грехов? А по мне, если честно, вовсе не грех.
Помнится, лет десять назад я довольно долго вразумлял, но так, похоже, и не вразумил одну московскую компанию, позиционировавшую себя в качестве эксперта в гастрономическом туризме. Рецепт азербайджанского плова она иллюстрировала на своём сайте красочным фото… плова узбекского. Полноте, возмутился я тогда, это ведь два разных блюда, которые объединяет разве что рис. И которые, даже при наличии этой «общности», отличаются друг от друга примерно так же, как, скажем, испанская паэлья от итальянского ризотто.
Но вы-то, читатель, наверняка не опростоволоситесь! Потому что вы знаете: плов плову рознь.
Впрочем, плов самаркандский – он вообще-то и среди узбекских особенный. Вот расскажу сейчас, как его правильно готовить, и вы со мной, не сомневаюсь, согласитесь.
Мастер-класс по приготовлению настоящего самаркандского плова преподали нам в уютнейшем предместье Самарканда – этно-деревне Конигиль.
Основной её профиль – это, надо сказать, не еда, а изготовление уникальной шёлковой бумаги, по старинной китайской технологии: из коры шелковицы (она же тутовник). Процесс её производства нам тут продемонстрировали во всех подробностях.
Как и разнообразные красивейшие изделия, которые из этого особой изысканности материала изготавливаются: от открыток и книг, до одежды, украшений, сумочек.
А ещё тут, по территории этно-деревни, просто приятно погулять – в паузах между этапами приготовления самаркандского блюда блюд. Да, я о плове.
Кормят в Узбекистане вкусно. В этом мы могли убеждаться тут день от дня. Была и шурпа, были и кебабы. Были и, к слову, очень неплохие местные сухие вина.
Но без плова (кто возразит?) в Центральной Азии стол – не стол.
Чем же своеобычен (и, поверьте, потрясающе вкусен) плов самаркандский? Сейчас узнаете.
Начнём, однако, с оговорки. Надеюсь, вы понимаете, что, если у вас нет настоящего чугунного казана, то вы можете дальше не читать (да-да, в своей любимой кастрюльке made in China варите, без обид, не плов, рисовую кашу с мясом).
Начали! Выкладываем на большой стол всё, что понадобится для плова: рис, мясо (в нашем случае была говядина, но она должна быть непременно жирная и желательно с мозговой косточкой; но я вообще-то больше люблю плов на баранине), морковка (если найдёте жёлтую – идеально, но, в крайнем случае, сойдёт и обычная), лук, чеснок (головками), растопленный курдючный жир, рафинированное растительное масло (лучше льняное или кунжутное), перец (острый!), нут (замоченный накануне вечером, а с утра отваренный) и специи (зира – непременно, но не помешают также изюм и ягоды барбариса).
Не спрашивайте, сколько чего. Вот столько – см. фото. Получающимся из всего этого и в таких пропорциях итоговым блюдом можно накормить (даже если все добавку попросят… а они попросят) человек 10.
Перво-наперво режем морковку. Это долго, лучше в несколько пар рук, потому что её надо много, очень много: плов морковкой не испортишь. Резать, предварительно, конечно, очистив, следует длинными широкими полосками, а посему сначала разрежьте каждую морковину вдоль на две половинки, а потом половинку кромсайте полосками по всей длине.
Мясо. Не мельчите – высохнет: только большие куски, вместе с костями (помните о мозговой косточке, если у вас говядина).
Лук (тоже много!) – большими кольцами. А вот чеснок не вздумайте разделять на дольки: исключительно целиком. Жгучие красные перцы, типа чили, тоже не следует резать (да не пугайтесь вы – их, в конце концов, не обязательно съедать… хотя я люблю).
А в это время у вас уже не просто разогрет казан, но в нём ещё раскаляется курдючный жир, в который можно добавить чуть-чуть растительного масла.
Первым в чрево казана проследует как раз мясо. Ему здесь томиться и томиться – в этом кипящем жиром вулкане.
А мы пока погуляем минут 40.
Я вовремя вернулся: хозяйка уже добавляет к мясу лук. А ещё минут через 10 – и морковь. Да-да, всю-всю, которую нарезали.
Поливаем это варево кипятком и посыпаем всем, что было припасено: нут, специи и проч. Перчики и чеснок аккуратно раскладываем поверху последними и как можно эстетичнее. Чтобы красиво было. Поверьте: красота исполнения всех этих операций напрямую влияет на вкусность результата. Не удержусь и, развивая мысль великого Бродского, скажу, эстетика предвосхищает и опережает не одну лишь этику, но ещё и гастрономию. Так что делаем всё красиво!
И вот наше чудо кулинарно-изобразительного искусства сформировано. Накрываем его крышкой. Не перемешивая: все эти роскошные ингредиенты сами разберутся, что чем пропитывать и ароматизировать.
А мы опять идём гулять.
О, хозяйка, не прошло и получаса, зовёт! Я, говорит, сейчас рис засыпать буду. Подбегаем с фотокамерой наперевес. И что мы первым долгом видим в казане? Слой марли, плотно перекрывающий всё, что внизу. Вот на него-то сейчас и будет засыпан рис. Необычно, правда? Лично я впервые с технологией сталкиваюсь.
Высыпан весь рис. Залито всё сверху – практически до полусупного состояния – горячей водой. Можно вновь закрывать крышку.
И отправляться на экскурсию по изготовлению шёлковой бумаги. А содержимое нашего казана пусть с часик поживёт своей сложной внутренней жизнью.
И вот мы дождались: плов готов! Он выкладывается на блюда практически в обратном процессу приготовления порядке. Последними будут разложены кусочки сочнейшего мяса, предварительно извлечённого с самого дна казана и теперь уже некрупно нарезанного.
Большая мозговая кость достанется старшему мужчине в этом застолье.
(Догадайтесь, кому)
… Ну, и как вам мой гастрорепортаж со слюной в горле? Возбудил аппетит?
Меня же, пока вспоминал и писал, накрыло, сознаюсь, чувство глубокого сожаления: почему я тогда съел всего две порции?!
Впрочем, непременно наверстаю – в свой следующий приезд в Самарканд.
Ведь надо же увидеть, во что воплотились мечты и идеи тех, кто, вдохновившись прошлым, создаёт здесь будущее.
А заодно и плова поесть. Желательно, в запас – как, говорят, это делают верблюды.
Константин Исааков
Фото автора и Анвара Ильясова
-0-
КИ