Мурманск. Беспричинно?
14 апреля 2021 года. Мурманск. Вести Туризм.
Прмч.автр.*: Отдельная благодарность президентской платформе "Россия - страна возможностей", конкурсу "Мастера Гостеприимства" и ОСИГ за возможность посетить самый большой город за полярным кругом.
Иногда ночью, гуляя по улицам того или иного города, можно вслушаться и понять, о чём этот город или хотя бы - один из его районов.
Например, в Москве это постоянный шум дорог. Пьяные люди у баров, музыка у клубов. Звон бокалов на Патриарших, всегда молодые Чистые пруды. Тишина на окраинах.
Или в Санкт-Петербурге - ветер с каналов, их журчание, те же звуки баров. Выстрел из пушки в 12 часов. Шелест бесконечных стикеров с объявлениями на столбах.
И не то что бы в Питере нет машин, но там как будто пешеходы шумят громче и интереснее - такое условное "бу-бу-бу", "шр-шр-шр". Так суетливо, смешно знаете? Всё это личный опыт, но как по мне, Питер по большей части город пешеходный. Даже ночью.
И Москву и Питер все мы, так или иначе, представляем. Видели, слышали, знаем, читали. Нам рассказывали.
А вот Мурманск... Мурманск - город абсолютно другого звука. Атмосферы. Просто - другой город.
На первый взгляд, в Мурманске нет ничего особенного, если изучать его с точки зрения условного туристического маршрута. Музеев там мало, интересные туристические места можно пересчитать по пальцам, а если довериться большей части порталов о путешествиях и туризме, где-то почти сразу после ледокола им. Ленина предлагают посетить уже даже не что-то в Мурманске, а известную всем Териберку, новую открытку русского севера.
И Мурманск - как будто уже не только порт по своему назначению, но и как-то метафорически, метафизически. Город становится местом, куда корабли приходят, чтобы потом уйти. Обратно или дальше.
К слову, до Териберерки я не доехал. Допущение, отсутствие свободного времени, да и, чего скрывать, денег. Добраться до туда проблематично, для индивидуального туриста инфраструктура ещё не готова, что в наше время - большое допущение. Только туры. Это в целом неплохо, просто не совсем то, что мне подходит.
Но сам Мурманск я посмотрел. Точнее сказать, послушал. Услышал. А в чём-то даже увидел и рассмотрел.
Как только земля в иллюминаторе самолёта стала ближе, а рельеф потерял свою плоскость и обрёл черты, мне показалось, что Мурманская область - это идеальная декорация для неснятых сцен "Интерстеллара" Кристофера Нолана: густые и сплошные серые облака, верхушки деревьев, покрытые снегом, бесконечные холмы лесов, простирающиеся на сотни километров во все стороны. Как будто другая планета. Другая земля. И где-то за горизонтом - иллюзия большой воды. Или это так падает тень на лес?
Что, к слову, разительно отличается от того же Салехарда, где вокруг гораздо меньше деревьев, и чувство пустоты вокруг гораздо сильнее, отчего иногда становилось не по себе. Прочитать про Салехард можно здесь.
Уже этот вид из иллюминатора поразил своим масштабом. Сразу начинаешь думать, как всё относительно в этой жизни - размеры тебя и мира вокруг. И маленького мира, для которого ты - гигант, и большого мира, для которого ты - пыль. В чём здесь правда?
Ощущение относительности стало больше, когда такси подъехало к городу. И пейзаж изменился. Я вдруг понял, почему мне нравится Андалусия в Испании, почему мне хорошо в Крыму. Почему я люблю жить за городом.
Мурманск - это город, где человек не смог подчинить себе природу до конца и пошёл с ней на компромисс. Скалистое побережье Баренцева моря даёт переосмысление, казалось бы, обычному русскому городу с серой советской застройкой и яркими малоэтажными домами в центре, из-за чего все перечисленные атрибуты и характерные черты города кажутся гораздо симпатичнее. А ведь всё дело лишь в том, что дорога витает то вверх, то вниз, от воды к верхушкам и обратно. А сам город - как будто на замёрзшей миллионы лет назад волне, которая так и не упала к земле.
И всё же... Окончательно Мурманск поразил меня в тёмное время суток. После 10-ти вечера из города почти исчезают машины, прячась во дворах. Людей на улице совсем нет. В ночь нашего знакомства на улице остались только яркие вывески магазинов, свет фонарей, мягкий апрельский снег, редкие машины и я. И в этот несравненный миг, когда мы с городом остались наедине друг с другом, я услышал.
Сквозь скрипящий под ногами снег пробивались глухие звуки, доносившиеся со стороны порта.
Я закрыл глаза и представил, как контейнер аккуратно спускается на контейнер, и как во всём городе, очевидно спящем, в этот поздний час есть только один звук, объединяющий все его районы. И те, что близки к порту, и те, что стоят выше.
Я не могу понять до конца, почему именно этот момент зацепил моё внимание, почему именно он сформировал моё отношение к городу. Ощущение симпатии, и не совсем понятно, в чём причина. Мне повезло увидеть Мурманск и когда падал снег, и когда светило солнце, и когда небо было беспросветно серым. Но каждый раз Мурманск оставался прежним. И мир оставался таким же прекрасным, как и всегда.
К слову, уже много лет советую почти всем знакомым послушать стихотворение А.А. Блока в прочтении Георгия Тараторкина для телеканала "Культура". В контексте этого очерка считают это просто необходимым, потому что это прочтение, эта музыка, это стихотворение, мне кажется, описывают Мурманск и все ощущения о нём, которые я пытался передать, если не точнее, то как минимум поэтичнее. Оставлю вам ссылку на видео, если будет интересно.
С точки зрения "а что посмотреть?" я могу посоветовать съездить на смотровые площадки, с которых можно увидеть не только город, но и порт, холмы, всё, что есть вокруг. Среди смотровых площадок выделяются памятник "Ждущей" и памятник Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны. По-моему, это гораздо лучше даёт представление о городе, чем походы в музеи и дегустация местных деликатесов.
И всё-таки, если окажетесь в Мурманске в начале апреля, я вам не как трэвел-журналист, а как человек, советую ночью выйти на улицу и попробовать услышать, как бьётся сердце этого маленького города.
Как ночную тишину нарушает едва слышный глухой стук контейнеров друг об друга, доносящийся со стороны порта.
*авторский стиль
-0-