images/2022/June2022/27/Chel/DSC_5002.jpg

Челябинск традиционный и обещающий

27 июня 2022 21:12:34
Промышленный туризм, золото, самоцветы и метеориты – всё ли мы знаем об этих краях?
Константин Исааков

Город в поисках индивидуальности

Прогуливаясь по улицам какого-нибудь из российских региональных центров, я всегда задерживаю взгляд на вывесках. Они, как правило, интересны! Не сравнивать с московскими и петербургскими – те стандартизированы. В провинции вывески самобытнее, хоть и в этой своей самобытности подчас и наивны. Я думаю, в этом вполне «подростковом» стремлении быть оригинальным выражен протест хозяев этих кафе, баров и контор по оказанию услуг против советской архитектурной традиции тех зданий, в которых они располагаются – а она в большинстве случаев по-прежнему формирует облик многих областных городов. На скучный фасад водрузим-ка весёлую вывеску – авось, привлечёт клиента.

Вот и облик Челябинска, куда я прилетел на один из полуфиналов Всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства», формируют большей частью формируют здания в стиле сталинского ампира и советского классицизма, «разбавленные», конечно, более современными, но тоже вообще-то стилистически застрявшими в эстетике советского модерна (как пел Высоцкий, «бетон, стекло, металл») высотками. Несколько восстанавливаемых сейчас особнячков XIX века (об одном из них и о волонтерской его опеке мы недавно рассказывали) – пока не в счёт: дождёмся результата.

Повезло тем городам, которые стоят у воды – тут можно, например, обустроить красивую набережную. А набережная – штука градообразующая. Не везде, правда, у местных градостроителей хватает вкуса: видел я и очень унылые, официозно-благонадёжно оформленные набережные. Но в Челябинске вроде хватило: новая набережная просторна и дышит рекой, её не заставили плакатами и банальными скульптурами, и памятник Сергею Прокофьеву в её начале выглядит не раздражающим, а естественным акцентом.

Впрочем, сейчас пошла ещё и мода на стрит-арт – считается, что именно он делает город современным. Не обошла она и Челябинск. Но пока, что называется, «в отрыве», вне композиционного единства городской среды.

В целом же, своей стиль, своё архитектурное лицо Челябинску, на мой взгляд, ещё предстоит найти. Надеемся и ждём.

Пока же всё перечисленное создаёт вполне традиционный образ пост-советского регионального центра – такого же, как и множество других областных столиц. И в этой привычной эклетике  миловидными «бантиками» и «рюшечками» выглядят эти порой нарочито затейливые, по-детски милые вывески.

Вот какая у вас самая первая, самая стремительная ассоциация возникает при взгляде на название «НаТруда»? Лично у меня – «Не пей вина, Гертруда!» И можете обвинять меня в эстетстве. На самом деле всё просто: это шашлычная-шаурмичная на улице Труда (все эти, кстати, бесчисленно незатейливые проспекты Ленина, Мира и прочих комиссаров-красногвардейцев в топонимике наших городов – моя отдельная печаль). А название, по-моему, выглядит забавным. Потому запоминающимся.

Как и, например, и вот это – рождённое чьей-то ностальгией.

Вот такой он, Челябинск – город, который почти по цитате из старых школьных сочинений, «одной ногой в прошлом, другой приветствует будущее».

Так вот, вы, прежде никогда не бывавшие в Челябинске (как я до этой поездки), что вспомните в связи с этим городом – из школьной, университетской программ, из газет или Интернете? Может быть, Челябинский метеорит, осколок которого сейчас хранится в Государственном историческом музее Южного Урала.

Музею этому обязательно полчасика – хотя бы для того, чтобы узнать, что, на самом деле, метеоритов было, как минимум, два: один «небесный гость» свалился сюда в апреле 1941 года, а второй – в феврале 2013-го, то есть практически «на днях».

В связи с этим название недавно сформированного брендового маршрута по Челябинской области содержит лёгкую, как мне кажется, самоиронию: «В Челябинск прилетают даже метеориты». Посвящён этот маршрут, главным образом, красотам здешней природы, что правильно: всё-таки Южный Урал – горы, озёра. По нему мы в один из наших челябинских  дней и отправились, выехав, естественно, с этой целью за пределы городской среды. На природу.

Пельмени, самоцветы, золото, горы, озера – всё это Южный Урал

Путь к озеру Тургояк лежит через Миасс. Этот город у подножья Ильменских гор сам по себе интересен: он гордится, например, южноуральскими самоцветами – их нам уже по дороге предлагали. Кстати, будет время, загляните в Ильменский государственный заповедник: место красивое и с историей.

А главное, традициями золотодобычи, к которым имел отношение и бывший хозяин недавно восстановленного из руин Дома купца Смирнова. Нас здесь пригласили отобедать. 

Странная, скажете идея – обедать в исторической усадьбе. Но дело в том, что, стараниями здешней новой хозяйки Елены Николаевны Семёновой в этом особняке создан Музей пельменя. И не просто музей с витринами и стендами.

А самый что ни на есть действующий – кормящий музей. Кормят в музейном кафе самыми разнообразными и весьма отменными пельменями: мясными, грибными, рыбными… Пельменями разных стран и народов.

          

Сама усадьба, её залы и комнаты, весьма атмосферна – купеческий быт (а порой, мне показалось, чуть ли не дворянский) воссоздан, интерьеры уютны.

Есть в наличии и местное «привидение» – хранитель дома Прохор, которого можно лицезреть сверху вниз через подвальное стекло. И даже, при желании, задобрить «копееечкой».

И вот мы на Тургояке. Озер в Челябинской области множество – говорят, более 3 700. Есть Чебаркуль (это которому метеоритом прилетело), есть Чебакуль (на одну букву меньше), есть Увильды, Аргази – и все они очень популярны у местных и не только местных походников.

Тургояк вообще тут называют «младшим братом Байкала». Озеро считается очень чистым – оно подпитывается грунтовыми водами. Не знаю, как сейчас, но рассказывают, что ещё несколько лет назад воду из него можно было пить. И ничего.

На озере шесть островов. Один из них – остров Веры – знаменит тем, что здесь была обнаружена стоянка неандертальцев возрастом 60-100 тысяч лет. На территории санатория «Жемчужина Урала» мы спустились к причалу, откуда небольшая яхта покатала нас часок по озёрной глади, и это было очень приятно – как любая водная прогулка в зелёных обрамлениях берегов.

Было бы у нас больше времени – посмотрели бы и другие объекты в этих краях. Ведь Миасс – это ещё какая традиция золотодобычы: с середины XIX века и, представьте себе, по наши дни. Сейчас тут, говорят, в год намывают 5-7 тонн золота… а ведь это вовсе не одна лишь пресловутая жажда наживы, но и романтика, азарт… эх, попасть бы на объекты ОАО «Южуралзолото»… – местный Клондайк!

Но тут мы с вами подошли вплотную к ещё одной, как сейчас говорят, фишке челябинского туризма – туризму промышленному.

Не являясь фанатом этого вида туров (кроме разве что гастрономических да винодельческих объектов), я оказался в Челябинске неожиданно восхищён – и чем бы вы думали? Трубопрокатом!

Эстетика трубопроката

Мы въехали на территорию Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ), входящего в состав Трубной Металлургической Компании (ТМК), и остановились  у входа в цех «Высота 239». И я, ещё не попав внутрь, понял: нас ждёт нечто необычное.

Признаюсь, подобное восхищение идеально отлаженным, полностью автоматизированным производственным процессом, в котором участвует  минимум людей и практически все операции автоматизированы, я испытал лишь однажды за многие годы своих странствий по миру – на Бременском заводе Mercedes.

… Нас, туристов, кстати, на Челябинском трубопрокатном ждали и были нам рады. «Визит представителей сферы гостеприимства — это возможность обменяться уникальным опытом, рассказать о передовых подходах в области технологий, организации производства и культуры труда. Открывая двери цехов для широкой общественности, мы укрепляем имидж металлургической отрасли в целом», — так прокомментировал наше посещение управляющий директор ЧТПЗ Валентин Тазетдинов.

Прокат труб большого диаметра – это, как выяснилось, очень даже эстетично.  По крайней мере, в цехе «Высота 239» («над уровнем мирового океана» - так нам тут объяснили необычное название). Блистательно чистые и ярко раскрашенные производственные интерьеры, безукоризненная чистота, выверенное до миллиметра производство, о котором нам рассказали в ходе экскурсии – всё тут говорило о высоких технологиях.  И даже Сад камней и розовыми сакурами.

Завод основан в 1942 году. Цех существует с 2010 года. Из труб ЧТПЗ проложено свыше 70% действующих отечественных трубопроводов.

Вот и промышленный туризм тут – уже, как выяснилось, с традицией. За 12 лет своего существования цех «Высота 239» и предприятие ЭТЕРНО, которое расположено на площадке ЧТПЗ и также входит в состав ТМК, посетили более 200 тысяч гостей. В 2021 году ЧТПЗ стал участником пилотного проекта по развитию промышленного туризма на Южном Урале, который реализуется в рамках соглашения о сотрудничестве между Агентством стратегических инициатив (АСИ) и правительством Челябинской области.

Словом, Челябинск открыл для меня промышленный туризм с новой стороны – с эстетический.

А вот несколько цифр и фактов – в подтверждение вышесказанного

  • «Высота 239» – одно из самых красивых промышленных предприятий мире по версиям журналов Forbes и «Афиша», а также жюри конкурса Best Buildong Awards
  • Площадь цеха – примерно 15 футбольных полей
  • Средний возраст сотрудников – 35 лет
  • 50 квадратных метров полиэтилена уходит на покрытие одной трубы диаметром 1 420 миллиметров

… В музее вас могут вкусно покормить пельменями, на промышленном предприятии удивят эстетической составляющей.

Кажется, я понял наиболее вероятный вектор развития челябинского туризма. Может, интуитивный, а может, и запланированный. Он – в том, чтобы находить нечто новое в традиционном. И показывать его гостям. Думаю, с таким подходом и в самом городе ожидаемы в ближайшем будущем некие нестандартные обновления.

Наверное, стоит приехать в Челябинск лет так через 5. Удивят ведь!

Константин Исааков

Фото автора

-0-

КИ

подписаться на новости

Пожалуйста, включите javascript для отправки этой формы

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников