Туризм – дело платное. Публикуется с продолжением.
Мы продолжаем обсуждать проблемы и перспективы российского туризма
Несколько дней назад наше внимание привлекла публикация ежегодного доклада бизнес-омбудсмена Бориса Титова президенту России В.В.Путину. Доклад включает в себя «Реестр системных проблем российского бизнеса» (посмотреть можно здесь), обнародован он был 28 мая 2020 года.
Доклад и реестр, если судить по вступительной части, составлен по результатам обработки 79 тысяч жалоб предпринимателей. Кроме того, изучались итоги деятельности органов власти по решению тех проблем и решений, ранее изложенные в предыдущих ежегодных Докладах омбудсмена, в разделах «Книга жалоб и предложений российского бизнеса» (2014-2018 годов) и «Реестр системных проблем российского бизнеса» (2019 года).
Были также проведены два федеральных опроса: «Мнение собственников и руководителей высшего звена средних и малых компаний об административной среде в Российской Федерации» — приняло участие 7733 респондента и экспертного опроса «Мнение экспертов о защите прав предпринимателей» — приняло участие 468 респондентов.
Собственно, наше внимание привлек шестой раздел Реестра - «Индустрия гостеприимства». Отметим, что, вероятно, с точки зрения авторов доклада, в смежной со сферой гостеприимства, сфере туризма, в России проблем нет. Или, их так много, что к публикации доклада все обработать не успели. В общем, проблемы с гостеприимством есть, а с туризмом – нет, что, конечно, несколько смущает.
Тем не менее, отрадно, что все-таки, какие-то проблемы, пусть речь идет только об отелях и ресторанах, в доклад попали.
Отметим также, что проблем с каждым годом становится больше, а часть из них остаются не решенными. В частности, (уже по долгу службы, мы ведь в рамках нашего специального проекта Китай 2.0. Перезагрузка, пишем все-таки про туризм и про Китай), мы обратили внимание на п.6.4 «Реестра…», который остается неизменным – что в докладе 2019 года, что в издании 2020 года. Звучит он так:
П.6.4. «В последние годы в Российской Федерации на рынке въездного туризма из КНР, произошло формирование замкнутых этнических теневых трансграничных структур, предоставляющих ключевые услуги по приему иностранных туристов. Указанные структуры уклоняются от уплаты налогов, проводят расчеты в зарубежных юрисдикциях, избегают контрольно-надзорных мероприятий и тем самым получают необоснованные конкурентные преимущества, не оставляют места на рынке добросовестным отечественным компаниям, разрушают туристскую отрасль.
В общем, если обратить внимание на словосочетание «деньги клиентов утекают», можно было подумать о том, что, доклад президенту писали с колес, на основании жалобы какой-нибудь группы предпринимателей из регионов, если не знать, что указанный раздел слово-в-слово повторяет аналогичный раздел доклада 2019 года.
То есть, как написали – год назад, так и оставили. Типа, проблема не решена, все плохо, деньги «утекают», клиент уходит.
И вообще, как было однажды сказано нашим президентом, «где посадки»?
Мы решили разобраться и посмотреть на проблемы китайского туризма в России со всех сторон. Тема сложная, лоббистских групп здесь очень много, и, собственно, публикация доклада президенту (а раньше вспомним, он назывался ярче: «Жалобная книга», то есть, публикация жалобы президенту, на те или иные проблемы иногда можно рассмотреть, как изложение позиции одной из таких групп лоббистов). Ну, например, той группы, которая считает себя в чем-то обиженной и обделенной.
- В России сформировались замкнутые этнические теневые трансграничные структуры, предоставляющие ключевые услуги по приему иностранных туристов.
- Эти структуры получают необоснованные конкурентные преимущества, не оставляют места на рынке добросовестным отечественным компаниям, разрушают туристскую отрасль.
- Эти структуры уклоняются от уплаты налогов, производят расчеты в зарубежных юрисдикциях;
- Китайские туристические компании стремятся обойтись в России без местных принимающих туроператоров;
- Туристы из КНР и сопредельных территорий, таких, как Тайвань или особых районов – Гонконга и Макао обслуживают их же соотечественники, не имеющие рабочих виз и работающих нелегально в России.
На рынке въездного туризма, который принимал, и, надеемся, будет принимать туристов из Китая, есть следующие группы участников:
- отели и рестораны
- принимающие туроператорские компании
- магазины
- гиды-переводчики и экскурсоводы
- музеи и другие объекты показа
- транспортные предприятия.
Контроль и надзор над их деятельностью осуществляют руководители департаментов местных администраций, курирующих туризм.
Изучив «Реестр» мы решили пригласить экспертов и практиков ответить нам на простой вопрос: «Согласны ли вы с указанными утверждениями доклада бизнес-омбудсмена РФ Бориса Титова. И если да – или нет, то – почему».
Кроме того, мы решили подробно поговорить с ключевыми участниками нашего рынка, чтобы понять – у кого какая позиция.
И наша первая тема – работа гидов и экскурсоводов. А наши собеседники - президент Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров Осипов Александр Вячеславович и Ирина Владимировна Чичкина, филолог, автор книги «Гостиница Пожарских или парадоксы российского гостеприимства», экскурсовод с 1990 года, модератора закрытого профессионального сообщества «Экскурсовод» в социальной сети Facebook, объединяющего более 500 профессиональных гидов и экскурсоводов, работающих в Российской Федерации и русскоязычных гидов в разных странах.