Китай неизведанный и аутентичный: готовимся к новым открытиям
Компания China Tour & Business Travel провела в Москве презентацию китайской провинции Цзянсу.
30 сентября 2020 года. Москва. Вести Туризм. Константин Исааков.
Туризм лишь временно приостановлен, и будущее нам сулит все новые и новые открытия – тем более в такой необъятной и многообразной стране, как Китай. Таков был общий смысл вступительного слова, которым Сергей Джан Ша, генеральный директор туроператора China Tour & Business Travel, приветствовал на презентацию популярного туристического направления КНР – провинции Цзянсу, которую 30 сентября провела эта московская компания.
«Живём надеждой на то, что всё возродится, и мы все непременно отправимся в Китай», - подчеркнул Сергей Джан Ша.
Цзянсу – одна из наиболее развитых провинций КНР, её ВВП, например, вполне сопоставим с российским. А ещё этот самый что ни на есть аутентичный Китай – страна с древней историей и волшебной красоты пейзажами.
Об основных китайских направлениях компании China Tour & Business Travel рассказала гостям Камелия Мухаметгалина, директор по развитию туркомпании. Это и экскурсионные маршруты, и MICE, деловой туризм, и оздоровительные туры. В последнее время очень популярны стали и разного рода тематические поездки, авторские индивидуальные программы. На всё это и надо будет делать основной акцент, когда границы между нашими двумя странами вновь откроются.
С презентацией провинции Цзянсу выступила Любовь Телкова, менеджер отдела туризма China Tour & Business Travel. Как известно, на территории этой провинции находятся три объекта исторического и культурного наследия ЮНЕСКО. Это Великий канал – самый большой рукотворный в мире, по берегам которого расположено несколько крупных городов. Это Мавзолей Мин Сяолин, окруженный стеной протяженностью два с половиной километра. И, наконец, древние сады Сучжоу, в которых отражено ландшафтное искусство Китая последних четырёх тысячелетий.
Нанкин часто называют южной столицей страны. Здесь даже есть своя Китайская стена и своя утка… только по-нанкински. В административном центре провинции очень интересны мавзолей, дворцы, монастыри, множество музеев. Здесь хранится и фрагмент черепа Будды Шакьямуни. Особенно красив ночной Нанкин.
Сучжоу принято считать восточной Венецией: город разрезан каналами. Прекрасны и разнообразны сады в городе и вокруг него. Самобытные небольшие городки рядом с Сучжоу - Тунли и Чжоучжуан: здесь интересно прогуляться по жилым кварталам.
Янчжоу – крупный транспортный узел. Его в своё время посетил и восторженно описал великий путешественник Марко Поло. Весьма живописно озеро Шоуси. Запомнится гостям и посещение здешнего Музея ксилографии. И, конечно, тоже сады – и здесь они есть во множестве.
Город Уси - родина рыбоводства и выращивания риса. Здесь стоит самая большая в мире статуя Будды – её высота 88 метров. Побывав в Уси, обязательно проведите один из вечеров в опере Кунцюй* - впечатление незабываемое: в 2001 году она была включена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
Купите на память глиняную статуэтку – такие производят вручную только в Уси. Аутентична и здешняя вышивка по шёлку: традиции более двух тысяч лет. А глиняные чайники из Исина отличаются изысканной красотой формы, и чай в них обретает особый вкус.
Кухня в этой китайской провинции именуется хуаянской и считается одной из 4 главных кухонь Китая. Она использует, главным образом, местные овощи и растения, в меру острая и в меру жирная, на основе как рыба, так и мяса. Уникальна утка по-нанкийски: птицу сначала маринуют в солёной воде со сливами маринуют и только потом зажаривают.
«Голова льва» - это такие тефтели из трепангов и свинины. А так называемый «Цыпленок нищего» - это курица, фаршированная грибами и овощами и запечённая в листе лотоса, причём всё это замазывается глиной и в таком виде отправляется в печь.
А ещё Цзянсу – это потрясающие природные пейзажи. Зелёные горы, море, бамбуковые леса, золотые рапсовые поля, терминальные источники. И, конечно, гольф-поля, возможность совершать велопрогулки, лыжные походы, кататься по каналам на лодках.
Завершая своё выступление, Любовь Телкова проинформировала о разработанных компанией программах путешествий по этой провинции.
А затем слово было предоставлено Елене Голосовой, доктору сельскохозяйственных наук, специалист по садово-парковому искусству Юго- Восточной Азии, главному ландшафтному архитектору Ботанического сада РАН.
Сады оставляют в национальной культуре гораздо больший след, чем архитектурные памятники, отметила Елена Голосова в своей презентации «Садовые мелодии Цзянсу». А с точки зрения эстетики садов, именно китайские сады повлияли на всю Юго-Восточной Азию. Это она проиллюстрировала, в частности, на примере Моста пяти павильонов в Янчжоу. В II-III веках до нашей эры здесь, вдоль канала, торговцы строили дворцы с садами. При этом учитывались сады соседа – для формирования единства композиции. Ведь по канала проезжал император со свитой, и зрелище на берегах должно было услаждать его взор.
Любой сад здесь имеет свою историю, порой мистическую. Так, например, Мост девяти поворотов в парке Шоусиху. Откуда возникла идея зигзага, очень популярная для множества китайских мостов? Так ведь духи ходят по прямой и стелются по земле – этому надо препятствовать! А для гуляющего по такому мосту туриста каждый новый поворот создаёт новый ракурс.
В этих краях всё бережно сохраняется. Можно найти историю любого сада – даже если ему за две тысячи лет.
Вот, в частности, сады Сучжоу. Этот город некогда был местом ссылки вольнодумцев - чиновников, поэтов, художников. Поэтому на набережной масса садов – каждый создавал свой сад в соответствии со своими представлениями о мире. И потом любой сад персонифицирован. Об этом можно судить даже по названиям: Сад мастера хитросплетений, Сад гармони, Горная вилла, охватывающая зелёным великолепием, Сад Павильона Вздымающихся волн, Сад львиной рощи, Напиток Радуги, Размышления после отставки – это всё наименования здешних садов!
В городе Уси есть сад Мэйюань - Сад сливы. Слива – в Китае считается символом чистоты. Сосна - символ долголетия, бамбук - стойкости. Эти растения есть обязательно в каждом саду. В саду Мэйюань 10 тысяч сливовых деревьев примерно на ста гектарах.
Или сад Яншен в пригороде того же Уси. Это усадьба Сюй Ся-кэ, путешественника, картографа, геолога, ботаника. Восстановлена была совсем недавно - в 2001 году. И тоже отражает личность своего создателя.
92% растений в китайских садах – это местная флора. В Европе такого нет: не принято.
Александр Плешаков, доктор традиционной китайской медицины, получивший образование в Нанкине, рассказал об этом центре китайской медицины, которая, как известно, составляет важную часть китайской культуры и связана с философией даосизма. Задача врача - восстановить нарушенное равновесие в организме человека.
Запад в своё время начал воспринимать китайскую медицину с иглотерапии, и сейчас она применяется практически во всех областях медицины, поскольку почти не имеет противопоказаний. Используется, в частности, и для восстановления органов дыхания после вирусных заболеваний.
В Нанкине китайская медицина представлена в полном объеме. Местный университет группы иностранцев на обучение. Есть при нём есть и госпиталь, где можно пройти обследование, «Город здоровья» с услугами косметологов, диетологов, с оздоровительными процедурами.
В финале встречи Сергей Джан Ша провёл небольшой мастер-класс на тему «Как правильно выбрать чайник», продемонстрировав образцы своей огромной коллекции китайских чайников.
*В завершении презентации была проведена викторина по обсуждавшимся темам. Главного приза – недельного тура в провинцию Цзянсу – удостоился автор этих строк.
-0-
КИ