Сергей Мстиславский, "Эко Хоум": Обращение Б.Титова президенту - это фактическое объявление внутриотраслевой войны.
Своим мнением поделился предприниматель Сергей Мстиславский, владелец отеля "ЭкоХоум", г Мурманск.
Напомним, что 28 мая 2020 г. аппарат российского омбудсмена по делам прелпринимателей Бориса Титова, подготовил доклад Президенту РФ, содержащего раздел "Реестр системных проблем российского бизнеса".
Пункт 6.4. "Реестра..." содержит следующие утверждения:
П.6.4. «В последние годы в Российской Федерации на рынке въездного туризма из КНР, произошло формирование замкнутых этнических теневых трансграничных структур, предоставляющих ключевые услуги по приему иностранных туристов. Указанные структуры уклоняются от уплаты налогов, проводят расчеты в зарубежных юрисдикциях, избегают контрольно-надзорных мероприятий и тем самым получают необоснованные конкурентные преимущества, не оставляют места на рынке добросовестным отечественным компаниям, разрушают туристскую отрасль.
Нашу публикацию по этой теме можно посмотреть здесь.
Сергей Мстиславский, предприниматель, владелец российской гостиницы "ЭкоХоум" поделился с нами своим мнением по поводу публикации "Реестра..." и содержащейся в ней информации.
"В тексте г. Титова смешано две совершенно разные проблемы.
1. Российские туроператоры не имеют значительной доли на рынке въездного туризма из Китая
2. Ряд участников и операторов въездного рынка и связанной с ним инфраструктуры уклоняются от налогов и выводят свои доходы за рубеж.
Первая проблема связана с правовыми принципами функционирования туристического рынка в РФ.
Да, китайские туроператоры предпочитают работать со своими соотечественниками. Но это вовсе не исключение на мировом туристическом рынке. Например, в тех странах, где нет жесткого требования обеспечивать все обслуживание только через местных туроператоров, крупные российские туроператоры тоже предпочитают создавать свои подразделения в пунктах прибытия больших потоков, сами покупают блоки в отелях и держат постоянных сотрудников для обслуживания групп.
Кроме китайских туроператоров, также многие европейские операторы предпочитают бронировать гостиницы в России самостоятельно.
Все зависит от организационных возможностей того или иного туроператора и потока, который он формирует. Российское законодательство и практика правоприменения никак не защищает интересы местных принимающих туроператоров, в этом смысле у нас открытая конкуренция.
Гостиницы как самостоятельные хозяйствующие субъекты принимают заказы как от российских, так и иностранных контрагентов.
Точно также, в соответствии с действующим законодательством, могут действовать и другие объекты инфраструктуры. Поэтому иностранному туроператору, теоретически, ничего не мешает бронировать все элементы тура самостоятельно, минуя российскую принимающую компанию.
И это абсолютно законно. Единственным «бонусом» принимающей компании может быть право давать приглашение на выдачу турвизы, или пресловутые «списки» для китайских безвизовых туристов. Однако в условиях свободного рынка и отсутствия серьезного контроля за выполнением программы пребывания «списочных групп», данное преимущество позволяет его обладателям банально «торговать списками» по сходной цене, не утруждая себя фактическим приемом туристов.
Таким образом, то, что китайские направляющие компании не пользуются услугами российских принимающих компаний, никак не противоречит российскому законодательству и принципам организации туристического рынка в России. Для того, чтобы изменить эту ситуацию, следуют заставить всех иностранных туристов и туроператоров обращаться в объекты инфраструктуры только через уполномоченные туркомпании. Можете сами оценить, насколько это реально.
Что касается второго вопроса, то он относится не только к китайским операторам.
У нас в России во многих отраслях существует «серый» и «черный» сегмент еще со времен Советского Союза. Можно рассматривать это как культурную особенность, можно как слабость государственной власти, но в любом случае это системный вопрос, и решать его (если уж решать) нужно системно.
Пытаться искоренить «черноту» исключительно в туристической отрасли, не трогая экономику в целом – неблагодарное и в целом бесполезное занятие. Если, конечно, речь не идет о точечном устранении конкурентов.
Поэтому обращение г. Титова выглядит скорее как продвижение интересов совершенно конкретных участников рынка в целях устранения («закошмаривания») других совершенно конкретных участников рынка.
Подобная постановка вопроса человеком уровня г. Титова в обращении к Президенту - это фактически объявление внутриотраслевой войны, а война - это последнее, что нужно нашей многострадальной отрасли в сложившихся условиях.
Тем, кто хочет повоевать под прикрытием благих намерений, стоит помнить две простых истины: войн без жертв с обеих сторон не бывает, и в войне двоих обычно проигрывают обе стороны, а выигрывает кто-то третий.
В случае с российско-китайским туризмом, с учетом вышеизложенного, для «наведения порядка» придется применять меры, которые будут выглядеть как целенаправленная кампания против китайцев в России (мы уже увидели похожую картину в начале «пандемии»).
Китайская сторона, которая до «пандемии» активно поощряла, в том числе и субсидиями, поездки китайских граждан в РФ, может соответствующим образом среагировать. Не говоря уже о том, что насильный «переход на российских туроператоров» способствует росту цен на российский туропродукт.
Вся эта возня немедленно скажется на туристическом потоке. И тогда «поджигатели конфликта» с российской стороны могут легко остаться ни с чем.
Постоянное муссирование истории о «нелегальном китайском туризме» отвлекает наше внимание от гораздо более важных проблем развития отечественного турпродукта и отечественной туристической инфраструктуры.
Китайцы едут в Россию в больших количествах отнюдь не потому что у нас прямо все так замечательно и интересно, а потому, что у нас очень дешево, а дешево у нас во многом благодаря субсидированию рейсов в Россию с китайской стороны, а также благодаря «серым схемам», которые у нас действуют.
Убрав эти факторы, мы просто лишимся потока, потому что других решающих преимуществ у российского туропродукта нет. Поэтому нужно вместо разжигания межнациональной розни и пользуясь наличием потока, планомерно развивать туропродукт и инфраструктуру. А когда они будут уже на достойном уровне, тогда и поднимать цены и рушить «серые схемы», ибо они, я надеюсь, уже не понадобятся для того, чтобы сделать нашу страну достаточно привлекательной".