ИВАН ВВЕДЕНСКИЙ, руководитель НП "Мир без границ": "Меня изумляют сегодняшние прогнозы о возврате к нормальной жизни в июне".
Дорогие друзья, по предложению портала Вести Туризм я поделюсь с Вами некоторыми мыслями «об этом».
Поскольку я интересуюсь госполитикой в сфере туризма, а также тем, что условно называется «ГЧП», то есть как эта госполитика находит понимание (или непонимание) , отклик и практическую реализацию (или провал) в бизнестусовке, то давайте поговорим ближайшие пять минут об отраслевой политике и что мы от нее ждем.
Сразу скажу, что меня изумляют сегодняшние прогнозы первых чисел апреля (в том числе крупных чиновников) о возврате к нормальной жизни в июне. Мол с июня пойдет поток «к морю» в Крым и Краснодарский край, оживятся другие направления внутри страны. А там глядишь, и заграница какая-то подоспеет.
Довольно трудно говорить даже про июнь будущего года. Какая поэтому может и должна быть отраслевая политика? Наверное, она должна опираться на прогноз состояния отрасли на начало 2021 года при условии энергичных мер поддержки. (я употребил слово «должна» с пониманием, что этого вполне вероятно и скорее всего может не случиться).
Прогноз будет однозначно констатировать потерю занятости и числа предприятий, рост долговой нагрузки, множество предбанкротных и банкротных предприятий. Передел ликвидной собственности (Отели, в первую очередь) в сторону окологосударственных и олигархических, банковских кругов, что повлечет в свою очередь изменения в стратегиях предприятий, ментальности, способов принятий решений. Пока что банки и крупные холдинги демонстрировали весьма слабое качество управления непрофильными активами из сферы гостеприимства, хотя и пытались формировать компетентные управляющие компании. Кто-то научится, кто-то потом вернет эти активы «занедорого» профильным инвесторам.
В обществе поддерживается позитивный взгляд на «укрупнение и консолидацию». Это считается в целом хорошо, потому что якобы «большой не убежит с моими деньгами». Мы это укрупнение соответственно получим. А «бывшим маленьким» мое сочувствие. «Телевизор» обслуживает крупняков и способствует тем самым укреплению этого самого «позитивного взгляда» в обществе. В чиновниках много делегатов от крупняка, вот круг в части мер поддержки малого бизнеса и замкнулся.
Само общество в лице своих членов будет считать каждую копейку. Жить не в отелях, а по съемным комнатам (даже не квартирам). Соответственно власти придумают хитрые налоги чтобы собственников жилья прижучить, как и агрегаторов съемного жилья. Туда же и автотранспорт.
«Дорогой туризм» подскиснет не только потому, что покупатели поизносились, но и потому что это будет немножко моветон. В нашей стране демократизация идет сверху путем разоблачения и посадок жуликов, это действенный стимул вести себя скромно. Ожидаем при этом определенной демократизации в отношениях с потребителями.
Увеличение роли и масштабов деятельности окологосударственных ТИЦев, Центров развития туризма и прочих структур, подпадающих под философию DMO (Destination management organization). Именно они будут задавать тон и в раскрутке внутреннего туризма и потом въездного. Но им предстоит в течении года много научиться делать того, что пока они не умеют. Ростуризм, наверное, будет продвигать свой проект под названием «Мир туризма» в виде подведомственного маркетингового предприятия. Одно плохо, деньги портят людей. Если не смогут обеспечить адекватный и системный(!) диалог с профсообществом, будут скандалы и разочарования.
Многое из маркетинга и продвижения начнут брать на себя агрегаторы. Появятся госзаказы на продвижение территорий. Если DMO является координирующим органом на территории, то агрегаторы приходят в дом конечному покупателю либо корпорату.
Роль принимающих туроператоров как универсальных игроков снизится и сильно. Их надежной поляной традиционно будет MICE, где спеццены и спецуслуги. Массовый въезд «без особенностей» принимающие туроператоры могут начать терять. Поставщики услуг и товаров через агрегаторов и иными способами потянутся к потребителю. Монополия на то, что турвизу по закону оформляет только туроператорская компания, тоже прекратится в том или ином варианте. Квоты билетов в музеи, которые по старинке делятся как-то непонятным образом между туроператорами, тоже уйдут в лету.
Будут ли распространятся инструменты электронных билетов и электронных очередей (сеансов посещения ) в музеи, и как вообще цифровизация коснется госчасти индустрии гостеприимства, трудно сказать. Напомним, что закона об электронных визах так и нет до сих пор и будет ли он теперь в 21 или 22 году, и в каком виде, очень трудно сказать.
В части негосударственного сектора цифровизация не столько продемонстрирует внедрение новых технологий, сколько изменение привычек со стороны потребления. Хош не хош покупателям придется сейчас перестраиваться.
Нас радует то, что в среднесрочной (3-5 лет) перспективе государство начнет наращивать усилия по развитию туризма, и въездного опять таки в первую очередь. Будут госпрограммы и нацпроекты. Не каждая отрасль может так уверенно о себе это утверждать. Мы же можем вполне хладнокровно так считать и в этом основа оптимизма. Да, не все нынешние коллеги это на себе смогут ощутить, поскольку уже через пару лет найдут себя в иных сферах, но вот так.
Вполне вероятно, что государство (госбанки) начнет выдавать масштабно деньги под «управляющие компании». Будет расти цена компетентности. Отели, тематические парки, частные музеи и т.д. будут «строить» не те, кто может накопить или занять деньги, а кто знает как эффективно управлять собственностью. Деньги будут предлагаться, но не всем.
По-прежнему ожидаю тормоза со стороны статистики и аналитики. Если за 30 лет не захотели ничего сделать, то и коронавирус нас не сильно проймет. Возможно, возникнет запрос на адекватные показатели со стороны того олигархического и околобанковского сектора, который после кризиса станет главным игроком индустрии гостеприимства. Но они тяготеют к своей закрытой аналитике, которую используют в конкурентной борьбе.
Возможно вопрос статистики решится на очередном витке развития Бигдаты, и как-то «сам собой».
Это все было про Прогноз. Как в самом начале говорил, прогноз должен строиться с учетом мер госполитики. По прогнозу видите, что я не верю в реальную политику поддержки малого бизнеса, это в наше время не в духе «большой» политики. Меры поддержки будут конечно, но исключительно для поиска консенсуса в обществе а не с целью достичь каких-то результатов. Поэтому это не политика.
Но «туризм» все равно будет в повестке большой политики, и даст нам возможность себя реализовать в новых условиях. Большая политика согреет нас нескоро и многое зависит от нашей гибкости и способности сделать личный прогноз для своего предприятия.
Вот пожалуй истекли пять минут Вашего внимания. Спасибо!