ЮРИЙ ЩЕГОЛЬКОВ, издатель "Вести туризм". Мне очень жаль полмиллиарда рублей...
Мол, мы "не готовы", все запуталось, овраги, страшно и т.п. Бьют челом собственно председателю Госдумы господину Володину, человеку, конечно, известному, часто показываемому по телевизору, но, не очень понятна его связь с данным процессом, хотя, вероятно, он тоже пользуется услугами туроператоров и в каком-то отношении понимает о чем речь.
Сообщила об обращении пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина, о чем нас уведомил Интерфакс-Туризм.
Вот, что пишет Интерфакс:
"В обращении отмечается, что тестирование разработанной системы только начинается, большинство туроператоров и турагентов к работе с электронной путевкой не готово, поэтому срок введения ее обязательного использования необходимо, как минимум, перенести".
Письмо подписали президент РСТ, председатель комиссии РСПП по туриндустрии Сергей Шпилько, председатель Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере туризма Юрий Барзыкин, а также заместитель генерального директора туроператора "TUI Россия" Александр Сирченко.
Авторы обращения считают, что "в сфере въездного туризма использование электронной путевки нецелесообразно, потому что турпродукт в завершенном виде формируется и реализуется иностранным туроператором за рубежом. И его документооборот с российским принимающим партнером строится согласно принципам международного делового оборота в сфере туризма, который применение такой системы не предусматривает".
Кроме того, перечислены и другие причины, в том числе:
-
система не предназначена для внесения сведений о приоритетном для государства внутреннем туризме, например, о санаторно-курортных путевках, экскурсионных туров, не предусматривает специфику школьного, активного, круизного и прочих видов туризма;
-
"электронная путевка" не обеспечит прозрачность расчетов в отрасли, так как квитанция этой системы не является бланком строгой отчетности, не имеет фискальных признаков и не заменяет кассовый чек при расчетах с населением"
-
в системе не предусмотрено заключение договора с туристом в электронной форме, то есть ее оформление не заменяет бумажной версии договора и, следовательно, не упрощает документооборот;
-
в ней нет механизмов, позволяющих применять электронный документооборот и электронную цифровую подпись;
-
при разработке информационной системы не учтены требования закона о персональных данных.
-
сумма платы за пользование "электронной путевкой"может оказаться непосильной для участников рынка, особенно предприятий малого и среднего бизнеса, составляющих абсолютное большинство российского турбизнеса.
Не знаю, что ответит Володин, обычно, как показывает практика, ответ на подобные обращения известен ДО подготовки соответствующего текста.
Вероятно, раз написали, значит и резолюция будет какая-нибудь такая "Рассмотреть" или "Доложить"...
Но давайте суммируем:
Первое: "Электронная путевка" – по своему замыслу - информационная система, в которую туроператоры должны вносить данные по каждому проданному туру. На основе этой информации должен формироваться документ с уникальным номером. И этот уникальный номер и вся информация о туре переходит из ведения агента - оператора в некую госструктуру, которая, таким образом узнает: кто, когда и с кем в какую страну и в какой отель на каком самолете-паровозе-пароходе собирается поехать отдохнуть ну или допустим, отправиться в командировку с mice-целями.
Лично я никому не хочу рассказывать, где именно в Туле, Рязани, Симферополе, Хельсинки и Бежецке в течение последнего месяца я жил. Это моя личная тайна и я совершенно не хочу, чтобы кроме меня и моего контрагента кто-то знал о моих перемещениях и проживаниях. Просто потому, что я так хочу. Это мое личное дело. А родному государство в этом вопросе, как и во многих других, я не доверяю. Оно уже неоднократно допускало самые разнообразные утечки информации, включая банковскую тайну и т.п.
И знаете, мне известно большое количество людей, кто не готов рассказывать кому-то третьему о своих тратах на такую интимную вещь, как отпуск или командировка.
В свое время отечественные гении туризма г-да Сафонов и Мединский все эти доводы слышали. И не только от меня, а от вполне себе уважаемых участников рынка. Но на то они и гении, чтобы идти своим путем.
Второе: На создание системы в 2015-2017 годах из бюджета было выделено 500 млн рублей, ее разработкой занималась некая группа «Астерос». Предполагалось, что система заработает с 1 января 2018 года, она действительно заработала в тестовом режиме, но, потом оказалось что субподрядчик что-то не поделил с подрядчиком, а в самой системе оказалось слишком много недоработок. Сама компания «Астерос» в июле 2018 года была признана арбитражным судом банкротом.
Как сказал однажды - по другому поводу - бывший глава ЦБ РФ Виктор Геращенко: "с..ли б..ди".
500 млн, точнее - 502,5 млн жалко. Ну вот реально жалко. Если мы подсчитаем все те миллионы, которые бездарно были потрачены на непонятно что, вдруг окажется, что у нас было достаточно денег для решения множества кричащих проблем. И я думаю, каждый из моих читателей их назовет.
После того, как стало ясно, что проект, мягко говоря, не заработал, в мае 2018 года Ростуризм и государственная корпорация «Ростех» обратились к президенту РФ с просьбой передать функции оператора системы на условиях концессии АО "Национальные туристические технологии" (НТТ), входящему в структуру государственной корпорации «Ростех».
И?
И теперь у нас челобитная Володину и много шума, обсуждений и т.д.
И мой простой вопрос - а кто несет ответственность, за, скажем так, не очень эффективный проект?
Или, как говорится, "мы ошиблись"?