images/10250091_666269620107523_1888734547148336327_n1.jpg

ЮРИЙ ЩЕГОЛЬКОВ, издатель "Вести туризм". Как Ростуризм хочет спасти отрасль?

15 апреля 2020 17:49:36
Письмо главы Ростуризма зампреду правительства РФ.

А как еще совсем недавно мы думали о том, что туризм станет прорывом для затухающей российской экономики!

Собирали стратегические сессии и опрашивали разного рода экспертов. Но, как говорится - расскажи Господу о своих планах...

Кризис ударил по отрасли так, что не очень верится, что ситуация когда-нибудь изменится к лучшему. Но что-то нужно делать. 

Итак, вот что предложила глава Ростуризма Зарина Догузова в письме курирующему зампреду правительства РФ Д.Н.Чернышенко. Ввиду важности обсуждаемого вопроса приводим его полностью. (Копия письма - в распоряжении редакции). 

Уважаемый Дмитрий Николаевич! 

Федеральное агентство по туризму в дополнение к мерам поддержки бизнеса и населения в условиях борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции, утвержденным соответствующими решениями Президента и Правительства Российской Федерации, направляет предложения по комплексу антикризисных мер государственной поддержки отрасли туризма в Российской Федерации (далее - Предложения) и сообщает следующее. 

К настоящему времени, в результате резкого сокращения потребительского спроса на туристские услуги, а также вследствие реализации карантинных мероприятий и ограничения деятельности предприятий гостинично-туристской отрасли, падение объемов продаж в сфере туризма Российской Федерации достигло уровня 90-100%.

Как следствие, общий объем недополученных доходов отрасли туризма в Российской Федерации составит, по предварительным оценкам, около 1,5 трлн, рублей только за I полугодие 2020 г., включая доходы гостиниц, санаторно-курортных учреждений, домов отдыха и пансионатов, предприятий, предоставляющих услуги по оздоровлению, отдыху и развлечениям, доходы туроператоров и турагентств, а также авто-, авиа-, ж/д, круизных и иных видов туристских перевозок.

Отсутствие доходов у предприятий гостинично-туристской отрасли уже сейчас привело к невозможности исполнения текущих обязательств, в том числе по осуществлению выплат заработных плат, налоговых, арендных платежей, оплаты коммунальных услуг, обслуживания кредитов и иных необходимых расходов.

Важно отметить, что общая численность работников в отрасли туризма в Российской Федерации составляет, по оценкам Ростуризма, более 2,5 млн. человек, а в смежных отраслях - не менее 7 млн. человек. Таким образом, под риском увольнения или отправления в отпуск без сохранения заработной платы находится свыше 1 ,6 млн. человек.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание, очевидно, долгосрочный характер падения спроса на туристские услуги, прогнозируется сокращение количества предприятий отрасли, что приведет к негативным последствиям как непосредственно для туристской индустрии, так и в целом для экономики Российской Федерации. 

Предлагаемые меры государственной поддержки, по мнению Ростуризма, позволят снизить негативное влияние текущей кризисной ситуации на развитие гостинично-туристской отрасли в Российской Федерации и, как следствие, минимизировать возможные масштабные отрицательные социальные эффекты в виде роста безработицы и падения доходов граждан Российской Федерации.

Предложения разработаны Ростуризмом совместно с представителями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, экспертных, профессиональных и предпринимательских сообществ в сфере туризма.

З.В. Догузова

 

Приложение

КОМПЛЕКС АНТИКРИЗИСНЫХ МЕР

поддержки отрасли туризма в Российской Федерации

Текущая кризисная ситуация затронула все предприятия гостинично-туристской отрасли и ключевых смежных отраслей по следующим направлениям:Коллективные средства размещения всех уровней от хостелов до отелей премиум-класса в курортных, рекреационных и деловых центрах регионов и гостиничные управляющие компании;

- санаторно-курортные предприятия;

- туроператоров внутреннего въездного и выездного туризма, широкую сеть турагентств, в том числе принимающих детские и взрослые группы внутри страны;

- предприятия, предоставляющие услуги в зонах отдыха и развлечений, включая услуги проката;

- предприятия общественного питания разного формата;

- субъекты отрасли, предоставляющие услуги экскурсоводов и гидов;

- предприятия, обеспечивающие авиа- и автобусные групповые перевозки, чартерные маршруты не только вне, но и внутри страны; групповыеперевозки железнодорожным транспортом, в первую очередь - перевозки детей;

- круизные компании и предприятия по их обслуживанию;

- туристско-информационные центры;

- объекты показа и музеи;

- предприятия в сфере розничной и оптовой торговли;

- народно-художественные промыслы;

- сопутствующие бизнесы, включая производство продуктов питания, оказание услуг эксплуатации, ремонта, уборки, логистики и т. д.

События начала 2020 г. привели к тому, что указанные выше предприятия гостинично-туристской отрасли оказались в ситуации беспрецедентного кассового разрыва. Сложившаяся ситуация может повлечь за собой прекращение деятельности части предприятий и резкое снижение занятости людей, в том числе в малых и средних городах по всей стране. Ожидается также большое сокращение персонала высокой и средней квалификации, который сервисная гостиничная, туристская и ресторанная отрасль взращивала и развивала последние 10 лет.

При этом, низкая рентабельность индустрии гостеприимства на уровне 10-15% не позволит выполнить свои обязательства при расторжении соответствующих договоров перед сотрудниками и поставщиками не только в первом полугодии 2020 г., но и в последующие периоды.

Для последующего восстановления индустрии гостеприимства крайне важно в текущей ситуации сохранить рабочие места и персонал, так как, с учетоминертности бизнеса, возвращение к докризисному уровню развития отрасли может занять более трех лет.Стоит отметить, что около 53% номерного фонда в Российской Федерации находится в собственности среднего и крупного бизнеса, который не сможетвоспользоваться в полном объеме мерами, разрабатываемыми и озвученными в настоящее время Правительством Российской Федерации для предприятий МСП.

Также, в текущей ситуации необходимо учитывать несколько актуальных факторов: во-первых, низкую маржинальность индустрии в целом и, как следствие, отсутствие накоплений и остатков для покрытия текущих обязательств; во-вторых, отсутствие доходов в первом полугодии 2020 г., снижение покупательской способности населения и, как следствие, уменьшение расходов на отдых; в-третьих, прогнозный сложный медленный выход отрасли из кризисной ситуации.

В настоящее время перед собственниками многих предприятий стоит вопрос о необходимости признания их банкротства. негативные последствия кризисной ситуации скажутся, в том числе, на субъектах микро- и малого бизнеса в моногородах, деревнях и поселках, где именно сервисный бизнес и туризм являются практически единственными секторами занятости.

Стоит отдельно отметить сегмент крупных гостиничных комплексов с ресторанами, спа-центрами, водными комплексами, конференц-центрами, комплексной развлекательной инфраструктурой (горнолыжные склоны и подъемники, аквапарки, центры развлечений), где сроки возврата инвестиций достигают 18-25 лет. Такие крупные инфраструктурные объекты являются неотъемлемой и необходимой частью экономики субъектов Российской Федерации. Они построены с привлечением банковского финансирования и уже заложены в финансовых организациях, это обстоятельство не позволяет им повторно закладывать объект в случае выполнения требований по реструктуризации налоговых отсрочек.

По оценкам ключевых субъектов отрасли (федеральных российских и международных сетей отелей, туроператоров, ресторанных и развлекательных центров, владельцев спортивной инфраструктуры, субъектов сегмента детского туризма), начало восстановления бизнеса прогнозируется не ранее, чем через шесть месяцев с даты снятия действующих ограничений, а начало восстановления экспортного туризма и возврата к докризисным объемам въездного туристского потока - не ранее середины 2021 г.

С учетом изложенного, а также в целях снижения негативных последствий текущей кризисной ситуации на отрасль туризма в Российской Федерации представляется необходимым рассмотреть следующие антикризисные меры государственной поддержки отрасли.1. Социальная поддержка предприятий гостинично-туристской отрасли

- предоставить работодателю право объявления простоя предприятия по причинам, не зависящим от работодателя и работника, с оплатой в размерене более одной трети от средней заработной платы (без увольнения персонала);

- выплачивать ежемесячное пособие в размере МРОТ в органах социальной защиты сотрудникам отрасли, которых работодатель отправил в вынужденный отпуск без сохранения зарплаты на период от 12 недель;

- предоставить возможность предприятиям получить целевой беспроцентный кредит для выплаты заработных плат работникам и для покрытия базовых коммунальных расходов на период до 36 месяцев с отсрочкой уплаты основного долга на вторую половину срока кредитования (без залогов и по облегченной процедуре);

- предоставить работодателю право сокращать в 2020 г. сотрудников с соответствующим уведомлением за 15 дней с выплатой заработной платы за отработанный период (в случае, если данная мера поможет избежать банкротства предприятия).

2. Налоговые послабления для всех предприятий гостинично-туристской отрасли:

- отменить начисления социальных выплат с фонда оплаты труда на период от шести месяцев;

- отменить начисление НДФЛ на зарплаты сотрудников в период простоя предприятия;

- отменить либо снизить ставки региональных налогов на имущество и землю, включая плату за аренду земли и лесного фонда (парков) для средств размещения, рекреационных комплексов, объектов эко-отдыха и курортов в 2020 г.;

- снизить ставки налога по упрощенной системе налогообложения (УСН) до 1% («доходы») и до 5% («доходы минус расходы») на период до 1 июня 2021 г.;

- установить отсрочку по уплате НДС, начисленного за начало 2020 г. и остаток 2019 г., на шесть месяцев от установленной даты платежа;

- установить отсрочку по уплате ранее возникшего налога на прибыль на шесть месяцев от установленной даты платежа;

- исключить государственные субсидии, получаемые предприятиями отрасли, из налоговой базы при расчете налога на прибыль;

- применить разовую меру по исключению расчетной (бумажной) прибыли по валютным обязательствам в 2020 г. при расчете налога на прибыль,возникшей по невыполненным обязательствам.

3. Финансовая поддержка инвесторов гостинично-туристской отрасли:

- утвердить комплекс мер по льготному рефинансированию кредитов с погашением большей части процентов по кредиту за счет государства в срок от шести месяцев и переносу основного долга (тела долга) на конец периода выплаты кредита без требований по предоставлению дополнительного обеспечения;

- ограничить или отменить ставку эквайринга, возникающую при возврате средств туристу;

- не применять до 1 октября 2020 г. штрафы, пени и санкции за нарушение действующих договорных обязательств между сторонами;

- поддержать банки путем не ухудшения их рейтинга из-за изменения структуры портфеля (вследствие изменения оценки финансового положения заемщиков гостинично-туристской сферы).4. Иные необходимые меры поддержки предприятий туристской отрасли:

- установить на один календарный год «арендную амнистию» для предприятий гостиничного и туристского сектора, арендующих государственное имущество, без возможности расторжения государством договора об аренде в одностороннем порядке;

- установить мораторий на проверки всех предприятий гостинично-туристской отрасли, за исключением проверок по вопросам, несущим риски для жизни и здоровья граждан;

- установить мораторий на принудительное банкротство для всех субъектов гостинично-туристского бизнеса;

- рекомендовать ресурсоснабжающим организациям ввести отсрочку и/или снизить плату по коммунальным платежам до конца 2020 г. для ресурсоемких предприятий гостиничного и развлекательного сектора (включая освобождение от авансовых платежей и переход на оплату по счетчику);

- продлить до 31 декабря 2020 г. сроки действующих лицензий и иных разрешений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, без повторного прохождения соответствующих процедур и уплаты требуемых взносов;

- ввести мораторий на утверждение любых мер по дополнительному регулированию отрасли туризма и смежных с ней секторов экономики до конца 2021 г. (введение электронной путевки, норматива по туристскому транспорту для перевозки детских групп, гостиничного сбора и т.п.);

- установить возможность для туроператоров и турагентов, гостиниц, осуществляющих деятельность в Российской Федерации, заключать депозитные дополнительные соглашения на сумму, эквивалентную стоимости несостоявшейся поездки, с условием возможности использования тура до конца 2021 г.;

- увеличить объем субсидии на реализацию в 2020-2022 гг. действующего в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 8 августа 2018 г. № 926 механизма поддержки туроператоров, обеспечивающих прирост внутренних поездок по территории Российской Федерации;

- возможность оформления/продления на безвозмездной основе туристских виз (с максимально разрешенным количеством въездов и максимальным сроком действия) иностранным гражданам, которые по причинам, связанным с объявлением пандемии, не смогли осуществить туристские поездки в Российскую Федерацию по ранее выданным визам, а также учесть возможность пролонгации срока их использования на 2021 г.;

- выполнить озвученные ранее решения по запуску электронных виз на всей территории Российской Федерации с 1 января 2021 г.

5. Меры по восстановлению въездных и внутренних туристских потоков:

Полный комплекс мер, направленных на восстановление и стимулирование внутренних и въездных туристских потоков после нормализации текущей ситуации, будет представлен Ростуризмом дополнительноно. 

 

Вот такое письмо. 

Давайте обсудим, все ли здесь есть? Или опять что-то или кого-то забыли. 

Удачи и здоровья всем. 

Юрий Щегольков.

 

 

 

 

 

подписаться на новости

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников