Туту.ру: 5 вопросов о предупреждении ФАС Яндексу: что это значит для Рунета?
В феврале ФАС вынесла предупреждение Яндексу, от которого потребовали прекратить действия, по некоторым признакам нарушающие антимонопольное законодательство. Вопрос был в том, правильно ли то, что Яндекс даёт преференции своим сервисам в поиске. Суть вопроса сводилась к тому, можно ли считать отдельным рынком рынок поиска. Руководитель юридического отдела сервиса поездок и путешествий Туту.ру Дмитрий Иванов объясняет, чем именно важно предупреждение, вынесенное Яндексу, и что она значит в целом для Рунета. Полную версию колонки можно прочитать в блоге Туту.ру на Habr.com.
Если юридически поиск в интернете — это рынок, то на нём действует антимонопольное законодательство. И тогда ФАС должна восстановить справедливость. Если же поиск в интернете — это не отдельный рынок, то Яндекс — частная компания, которая в своём поиске может делать что хочет. Ведь это их поиск, их алгоритмы ранжирования и их ручные настройки. Частное дело частной компании.
ФАС усмотрела признаки нарушений (пока де-юре не сами нарушения, это важно) в действиях Яндекса. И попросила, по сути, вернуть нейтральность в поиск, то есть обеспечить чуть более равные условия всем компаниям на рынке. В перспективе это может коснуться не только Яндекса, но и любого поиска в России. При этом в предупреждении обозначено, что рынок поиска есть, и это крайне важно для Рунета.
Что означает предупреждение, вынесенное ФАС?
Формат предупреждения ФАС — неоднозначная юридическая конструкция. Сильно упрощая, непонятно, можно ли относиться к предупреждению, как к нормативному документу или нет. Арбитражная практика складывалась в свое время неоднозначно и в итоге пленум Высшего Арбитражного Суда сказал, что это ненормативный документ. При этом исполнить это предупреждение нужно: ФАС требует исполнения озвученных пунктов или же прямо указывает альтернативу в виде возбуждения дела. Выбирать Яндексу.
В предупреждении ФАС говорится, что признаки нарушения законодательства выявлены в деятельности ООО «Яндекс» (в том числе ООО «Яндекс.Вертикали», ООО «Яндекс.Маркет», ООО «Яндекс.Медиасервисы», ООО «Кинопоиск»). Признаки нарушения заключаются в том, что некоторые юрлица имеют право показываться привлекательно оформленных блоках («колдунщиках») до основной выдачи, а некоторые — нет.
То есть усматривается ситуация, в которой всё похоже на то, что нарушен Закон о защите конкуренции. И также похоже, что Яндекс уже подпадает под антимонопольное законодательство не только на рынке интернет-рекламы (он давно уже понятен, и там действует почти такая же схема, как на рынке обычной рекламы), но и в поиске.
Что будет дальше?
«Признаки» — это не само нарушение. «Признаки» — это ситуация неопределённости. Далее ФАС предлагает перестать создавать такие признаки прямо сейчас, обеспечить для всех прозрачный регламент, то есть, по сути, рассказать, что за факторы ведут к попаданию выше основной выдачи — что есть польза для пользователя, а также обеспечить равные возможности независимо от того, входит юрлицо в группу компаний «Яндекс» или нет. Всё это нужно было сделать за один месяц, затем проинформировать ФАС и приложить отчёт о действиях. Если это не будет сделано и признаки нарушения сохранятся, то будет возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
Таким образом, в документе написано (с моей точки зрения, так как это моя интерпретация) следующее: Яндекс может добровольно согласиться со всем этим и сделать, как предложили в ФАС. Это очень мягкая мера, ведь факт нарушения не утверждается и пока не предполагается ответственность. Либо же посчитать, что признаки нарушения и нарушение — это разные вещи, и доказать, что признаки могут возникнуть без самого нарушения. То есть обратиться в суд и доказывать свою точку зрения. Либо же проигнорировать предупреждение, и тогда ФАС заведёт дело, в ходе которого будет и вынесено решение, что именно можно, а что нельзя делать на поисковом рынке и Яндексу, и Гуглу, что такое поисковый рынок и так далее.
Поскольку предупреждение, по сути, может быть аргументированно оспорено только в суде, оно (вроде бы) имеет нормативный характер. Но при этом строго формально — нет. Это пока что-то вроде попытки урегулировать ситуацию мирно.
Какие ещё есть инструменты у ФАС?
ФАС вместо мягкой формы может использовать императив: это называется предписание (а не предупреждение, как сейчас), которое обычно содержит конкретный алгоритм действий, обязательный к исполнению, и санкцию, как меру ответственности. Предписание подразумевает возбуждённое по факту нарушения административное дело.
Пока предписания нет. То есть если признаки сохраняются больше месяца и трёх дней, ФАС подразумевает, что может и начать дело, и оно кончится жёстче. На текущий момент Яндекс выбирает, какой сценарий подходит компании больше, а Гугл с интересом смотрит, потому что к нему решение тоже будет иметь прямое отношение.
Общий смысл: или нужно обсуждать, есть такой отдельный поисковый рынок и определять его, или же его нет. Если он есть — на нём будет стандартное антимонопольное регулирование. Если его нет — это частное дело Яндекса. Сейчас — погружаемся глубже в прогноз — ФАС считает, что, условно, такой рынок должен быть, и если бы он был, то Яндекс бы уже нарушал. Но поскольку рынок не определён точно, нужно либо устранить непорядок самим, либо дождаться, когда он будет описан формально и устранить потом уже силами государства.
Что будет делать Яндекс?
На текущий момент доподлинно известно лишь то, что Яндекс недоволен всей этой ситуацией в целом и претензии к себе считает необоснованными. Как я понимаю, они не считают, что рынок поиска есть как сущность.
Уходя дальше в область гаданий и учитывая все вышесказанное, можно предположить, что признаки нарушения, о которых говорит ФАС, могут быть устранены временно или же формально, без строгого следования тексту предупреждения ФАС.
На мой взгляд, вся история рано или поздно должна разрешиться нормативным решением. Иначе, предположу, история будет возвращаться на круги своя из-за учащающихся подобных запросов к ФАС про поисковики.
Почему это важно для Рунета?
Потому что это предупреждение — первое официальное признание регулятором того, что интернет-поиск является рынком. По сути, поиск (Яндекс, Гугл, Ютуб и так далее) — это окно и первый шаг пользователя в Интернет. Если отдельно взятая частная компания будет контролировать его на монопольных условиях (а поисковый рынок в России имеет признаки монопольного из-за того, что что Яндекс имеет долю около 60% на нём), то это плохо. Поэтому государство хочет обеспечить равные условия игры для всех. Можно сказать, что монополизация и доминирование на рынках — это естественный процесс, но и регулирование поведения доминирующих игроков — это также естественный процесс и устойчивая мировая практика.
Мы живём в обществе, где конкуренция считается за благо. То есть антимонопольное законодательство подразумевает защиту интересов конечного потребителя, имеющего возможность свободного выбора. В поиске применение норм российского антимонопольного права будет означать нейтральность поиска для всех участников.
Общий смысл антимонопольного регулирования в Интернете сейчас сводится к тому, что крупные компании фактически монополизируют те или иные участки (рынки), но делают это куда быстрее, чем появляется нормативная база. То есть в разрыве между «мы уже доминируем» и «появились законы про это» есть период, когда можно сделать очень много всего. Поэтому развитые страны активно занимаются регуляцией отрасли. Не всегда это получается гладко, поскольку ситуация новая, требует специальных знаний и меняется прямо во время обсуждения. Так что в Рунете мы видим один из первых шагов в этом направлении.
-0-
КИ