Светлана Ануфриенко: «Новому закону – новые понятия»
Светлана Ануфриенко, генеральный директор Туристской Ассоциации регионов России (ТАРР), размышляет о современных трендах в российской туриндустрии.
Базовый закон, регулирующий сферу туризма в нашей стране, ФЗ «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации», был принят в далеком 1996-м году и отражал реалии индустрии туризма того времени. Специалисты и потребители хорошо помнят, что туризм в России тогда был преимущественно с выездным акцентом. Посещение российских регионов с туристской целью в тот момент хоть и имело место, но было не модным, не актуальным.
Этот тренд продолжался достаточно долго, пожалуй, до конца 2000-х. Работая тогда в Ростуризме, я отчетливо видела хотя бы на примере международных выставок, как распределяются интересы бизнеса в отношении организации выездных и внутренних турпотоков, как велика разница в инфраструктурных возможностях для приема туристов «здесь» и «там», как сам турист всей душой тянется за границу, к неизведанным мирам. А экскурсии в Кижи или Суздаль выбирают только те, кто искренне любит российскую культуру и историю, не претендуя на комфорт в пути.
И поскольку вектор туризма был главным образом выездной, то и деятельность организаторов отдыха была преимущественно деятельностью турагентств и туроператоров на выезд. Мало кто в то время задумывал браться, засучив рукава, за создание полноценных туристских кластеров хоть в Тверской, хоть в Сахалинской, хоть в какой-либо другой области. Подготовка кадров в вузах также во многом велась с ориентацией на выездную агентско-операторскую деятельность.
Всему этому отвечал основной отраслевой закон. По мере необходимости он безусловно дополнялся и преобразовывался, вмещая в себя новые положения по регулированию туроперейтинга и другие нормы в текущей канве.
Но шло время, осознавались приоритеты, менялись тренды, создавались новые государственные механизмы. Вектор на развитие внутреннего российского туризма отчетливо стал проявляться в умонастроениях предпринимателей. Усилиями участников отрасли стала формироваться мода у туристов на путешествия по регионам России. Области и края в лице правительств друг за другом стали озадачиваться необходимостью создания у себя полноценных и конкурентоспособных курортов. А тут еще пандемия, закрытие границ и инерционное усиление зародившихся трендов многократно.
Давно велась речь о необходимости перекройки отраслевого закона, приведении его в соответствие новым реалиям. События последних лет усилили эту необходимость. И вот, под эгидой Ростуризма к работе преступила специально сформированная экспертная группа по разработке проекта нового федерального закона «О туризме и туристкой деятельности в Российской Федерации».
Что же важно учесть сегодня в новом законе? Многое. И в числе прочего конечно же тренд на создание новых курортов в регионах России.
Но для этого, по нашему мнению, следует уточнить само понятие «курорт». Термин «курорт» сегодня согласно законодательному определению имеет четко выраженную лечебно-оздоровительную направленность и обозначен в ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.1995 N 26-ФЗ как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами (минеральными водами, лечебными грязями и пр.) и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Туристская практика показывает, что существующее законодательное определение «курорт» сегодня не в полной мере соответствует фактическому положению вещей, и не может быть, например, отнесено к понятиям «горнолыжный курорт», «пляжный курорт». А следовательно, должно быть приведено в соответствие, расширено.
Мы официально предлагаем определить это понятие как «туристский кластер, представляющий собой «совокупность гостиниц и иных средств размещения, объектов санаторного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения, расположенных на единой территории, обладающей туристскими ресурсами».
Другой, на наш взгляд, заслуживающий внимание момент заключается в том, что в текущей версии ФЗ «Об основах туристкой деятельности в РФ» дано определение «туристская деятельность» как «туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий».
Процесс создания курортов (туристских комплексов, кластеров) не входит в понятие «туристская деятельность» по определению. В регионах России на практике, при создании туристских комплексов возникают проблемы. В том или ином крае туризм и туристская деятельность могут быть официально признаны приоритетным направлением в стратегии социально-экономического развития региона. Процесс создания туристских комплексов представляет собой отдельный вид деятельности и не входит в данное поле регулирования. Это вызывает затруднения на законодательном уровне при организации поддержки создателей курортов, о чем свидетельствуют региональные органы, ответственные за работу с инвесторами и привлечении инвестиций в областях.
В связи с активизацией создания туристских комплексов на территории России и реализацией Нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» проблема будет усиливаться и остро нуждается в решении. В связи с этим предлагается ввести в новый закон термин «курортный девелопмент» как «деятельность по созданию и развитию курортов».
При этом фактическое осуществление курортного девелопмента значительно отличается от девелопмента жилой недвижимости, промышленных и торговых объектов и представляет собой в регионах сегодня сложный, неотлаженный, неунифицированный процесс, связанный с трудностями подбора и выделения территорий под курорты, спорами о возможностях использования ООПТ в этих целях, отсутствием унифицированного представления о мастер-планировании у инициаторов проекта, четком порядке финансирования проектной деятельности со стороны частных инвесторов, региональных и федеральных структур, порядке реализации данного процесса в целом.
Это порождает необходимость определения порядка осуществления указанного процесса на законодательном уровне. В связи с этим нами предлагается введение в закон новой главы, определяющей порядок осуществления курортного девелопмента в регионах России и порядок содействия данной деятельности со стороны федеральных и региональных органов власти.
Все эти предложения обсуждаются в рабочей группе при Ростуризме.
Но дискуссия открыта. И мы будем признательны коллегам за их внимание, поддержку и экспертное мнение по данному вопросу.
-0-
КИ