СВЕТЛАНА АНУФРИЕНКО, генеральный директор ТАРР
Завершается год. И как водится, оцениваются его итоги, основные тенденции, победы и неудачи.
Говоря о туризме с точки зрения отрасли, безусловно, надо отметить ряд положительных моментов.
Много лет предпринимательское сообщество, указывая на зарубежный опыт поддержки туризма, пыталось развернуть к себе государство и убедить его, что туризм – это отрасль, что предпринимателя поддерживать надо, и эта игра, если она честная, выгодна всем сторонам.
Вода, как известно, камень точит. И за последнее время многие из чаяний постепенно начинают сбываться.
В правительственных кабинетах теме туризма уделяется все больше внимания. Принята Стратегия развития туризма в РФ до 2035 года и готовится план ее реализации. С 2020 года туристская программа входит в госпрограмму «Экономическое развитие и инновационная экономика».
Туризм вообще как составная часть за последнее время стал входить много куда, и в проекты по экспорту услуг, и экологии, и развития территорий…
Растет активность региональных властей по поддержке туризма. Радуют регионы, которые продолжают наращивать свои усилия, такие как Краснодарский край, а также такие, которые только стремятся войти в тему большого туризма, например ХМАО.
Важное событие – выплата субсидий принимающим туроператорам. Да и не только. Много лет слышала от региональных предпринимателей жалобы, что их местные проекты не настолько масштабны, чтобы соответствовать требованиям федеральной целевой программы. А поддержка необходима. Много раз озвучивала эти пожелания сама в выступлениях, закладывала в резолюции различных мероприятий. И даже не верится, что теперь с января 2020 года вступят в силу новые правила, по которым предпринимателям выделят гранты на развитие внутреннего и въездного туризма до 3 млн. рублей. На эти деньги можно будет купить туристское оборудование, мототехнику, микроавтобусы, организовывать безбарьерное пространство и т.д. С чем вас и поздравляю, дорогие коллеги!
В планах также – субсидирование обеспечивающей инфраструктуры в регионах страны. И объекты уже отобраны и деньги на это посчитаны.
Очевиден крен усилий в стороны въездного туризма (поддержка въездных туроператоров, продвижение, режим электронных виз). Да это и объяснимо. У своих-то граждан денег не густо, а за границей – неисчерпаемый мир.
И вот тут вопрос: поддерживая предпринимателя, вылепливая госпрограммы, не забыли ли мы о своем туристе?
Потому что часто, старясь как бы для него, забываем именно о нем.
Это касается, например туристского продвижения, инициированного региональными властями, которое не совсем понятно самому туристу, и событийных мероприятий, и странных брендов городов, и тому подобного. Ну да ладно с ним, с продвижением…
Туризм можно поддерживать с двух сторон: через стимулирование производителя туруслуг – бизнеса, то что мы видим сегодня, и через потребителя – туриста. И второй вариант становится в настоящий момент всё более экономически актуальным, потому что у российского потребителя платежеспособность падает. Но на понимание сегодняшней целесообразности этого варианта в государстве также уйдет еще много времени. Госмашина разворачивается долго.
В течение 2019 года велась активная подготовка к Государственному совету при Президенте Российской Федерации по развитию туризма. Были, в частности нами, опрошены регионы и проанализированы все их проблемы. Наряду с прочим ярко выделилась проблема экономической недоступности туризма для многих россиян. Нами было сформулировано предложение (о чем многократно говорилось) по поддержке сферы туризма посредством прямого стимулирования потребительского спроса на туристские услуги регионов. Согласно чему каждый гражданин страны получает туристский ваучер (сертификат), который можно потратить только на оплату туристских услуг в регионах России (кому интересно подробнее: https://tass.ru/v-strane/6502541)
Вопрос: где взять на это деньги? Пересчитать. Деньги эти сегодня уже выделяются в разных формах, но идут они на поддержку бизнес структур (авиации, инвесторов, инфраструктуры, МСП и т.д.). В случае с системой ваучеров мы просто меняем направление движения денег в замкнутом круге, пропуская их через руки туриста. Таким образом, бизнес эти деньги всё равно непременно получает, но уже из рук потребителя, став участником программы.
Данную меру идейно поддержали Минэкономразвития России и вице-премьер Ольга Голодец. В проект поручений Госсовета предложение вошло в пилотной версии с формировкой: обеспечить предоставление всем гражданам России в возрасте от 2 до 17 лет один раз в год специального туристского ваучера (сертификата) на субсидирование расходов на внутренние туристские поездки (прежде всего в приоритетные территории), который может покрывать, в том числе, и транспортные расходы. Срок исполнения: 1 сентября 2020 года.
Однако проведение Госсовета было отложено на неопределенный срок. Решений по сертификату нет, как и не ясны возможности для финансирования программы.
И мне, как эксперту и со-инициатору данной меры очень жаль, поскольку сегодня у подавляющего большинства наших людей нет лишних денег на одежду и еду, не то чтобы на туризм и путешествия. Туризм в стране имеет свои объемы отнюдь не за счет роста доходов населения, а только за счет обеспеченных слоев, путешествующих всегда, а также за счет повышения популярности туризма в широких слоях общества как досуга и образа жизни в принципе.
Таким образом, глядя на туризм с точки зрения общероссийских реалий, ситуация выглядит не очень весело. И здесь мы вспоминаем, что профессиональный мир туризма – это часть большого мира, и на него, как следствие, распространяются все глобальные болезни. Опаснейшие из которых сегодня – это жесточайшая централизация и отсутствие задач нравиться человеку, избирателю, кем бы он ни был: пенсионером, врачом или туристом.
Но впереди Новый год. И, как известно, ничто не стоит на месте. Запрос на изменения, ожидание перемен (непременно к лучшему!) витают в воздухе. Незримо, но верно они делают свое дело.
И поэтому просто хочется поздравить всех с наступающим Новым годом и пожелать, чтобы эти ожидания сбылись именно в новом 2020 году!