Светлана Ануфриенко, генеральный директор ТАРР: Позвольте себе выбрать жизнь
Пандемия подкрадывалась ко мне и к моему окружению маленькими шажками. А меры, которые я начинала предпринимать по этому поводу, основаны в первую очередь на моих собственных убеждениях и выводах, и во вторую – на вынужденных официальных решениях в нашей стране. Важным сигналом для меня послужило заявление Трампа о масштабном прекращении международного авиасообщения, обращение Бориса Джонсона к своей нации, действия других лидеров государств. Ярким свидетельством серьезности всего стало для меня осознание экономического ущерба, на который синхронно пошел традиционно несговорчивый мир, чтобы остановить пандемию.
Но России часто кажется, что мировые проблемы где-то там «у них»… Ведь «у них» может быть всё что угодно. А вот «у нас» – иначе! Но это может быть большой ошибкой, которую я выбираю не совершать.
Первым моим непростым и осознанным решением в нарастающей вирусной ситуации стало отказаться по понятным причинам от участия в выставке «Интурмакет» (да простит меня ее директор Ольга Хоточкина). Это же решение было у моих сотрудников. Могли ли мы себе это позволить ?! И да, и нет. Нет – с точки зрения непростительного отсутствия на главнейшем мероприятии российской туриндустрии, молчания, отхода в тень в то время когда надо быть, говорить, общаться с регионами, создавать и т.д. И да – с точки зрения соображений безопасности и ответственности! И мы сделали свой выбор. А через несколько дней пришла новость, что следующей после «Интурмаркета» выставке Mitt уже не бывать.
ТАРР должна была стать организатором большой межрегиональной конференции по туризму в рамках выставки «Туризм и спорт» в Казани в середине апреля. Готовилась программа, рассылались приглашения. Когда ситуация начала меняться и стало ясно, что туризм повис на липочке, с коллегами переформулировали повестку мероприятия. Изначально планировали обсуждать создание моды на туризм в регионах, то о чем постоянно мы говорили ранее. Потом тема отпала, стала позавчерашним снегом. На первый план вылез кризис в отрасли и потребовал внимания. Пока мы придумывали, как лучше на конференции обсудить всё про этого «черного лебедя», конференцию отменили и отменили всё вокруг.
Сегодня мы уже иначе смотрим на туризм, и как на отрасль, и как на собственное перемещение. Смотрим через призму личного и всеобщего здоровья, благополучия и физического сохранения жизни.
Сосредотачиваемся на простых и ясных мерах, которые позволят этого достичь. Многие обвинили меня в излишней осторожности и паникерстве, когда я две недели назад в числе первых приняла решение никуда не выходить без маски. Из-за отсутствия в аптеках сделала их сама для себя и членов семьи из подручных материалов. Также мы нашли возможность, хоть не самую простую, и заранее уехали из города, потому как поняли, что соблюдать повышенные санитарные нормы в высотке большого мегаполиса будет довольно сложно.
Сейчас мы видим, что всех в Москве и области рядом обязали впасть в карантин. Но произошло это гораздо позже, когда пошли заражения, и кто-то бы хотел отмотать время назад, но уже нельзя. На мой взгляд гораздо эффективнее делать что-то от собственной сознательности и заранее, чем из-под палки и в последний момент.
Сегодня наблюдается очевидное разделение людей на два лагеря в восприятии угрозы заражения. Но также я вижу очень большое раздражение и злобу, связанные с мнением, что позволивший себе уехать – почему-то нехороший человек. Что это «война» богатых, которые уезжают и бедных, которые не могут себе этого позволить. Но причем здесь богатство или бедность, если вирус не щадит никого?! И есть масса людей, которые вообще лишились дохода, при этом позволили себе засесть на дачах или в каких-то «норах», не ноют, пережидают и просто живут. И я в их числе. Думаю, что ключевое слово здесь «позволить». И не о богатстве речь, а об ответственности, желании жить и внутренней свободе.
Важно позволить себе найти возможности: сделать или купить маску, засесть, уйти, уехать или что там еще выберете, независимо от чьего-то кнута и пригляда. Позволить себе и выбрать жизнь!
А туризм… Он сегодня также как и всё – на изоляции, в летаргическом сне. Мы не знаем, сколько этот сон продлится. И нет повода обсуждать туристские потоки в регионы, их скорейшее восстановление и формирование моды на туризм.
Сквозь всеобщую летаргию особо тревожатся предприниматели и инициаторы умирающих проектов. На это я хотела бы вспомнить слова Андрея Шаронова, президента бизнес-школы Сколково, которого воспринимаю своим учителем, о том, что кризис – это всегда время болезненных решений, но это и проверка наших партнерских и просто дружеских отношений, когда мы сталкиваемся с исполнением договоренностей и обязательств в изменившихся, непредсказуемых условиях. Кризис рано или поздно закончится, а то какими мы были в наших решениях с людьми, еще долго будет сопровождать нас в отсроченных последствиях. Я сама лично ощущаю, что каждый из нас может сделать это время периодом немых закрывающихся дверей или наоборот протянутых друг другу в доверии рук.
Ведь часто в этой ситуации форс-мажора не определить ни правых, ни виноватых.
Да и события несутся слишком стремительной рекой, сметая рамки обязательств и контуры проектов как хлипкие плотинки. Пример тому, что еще пару дней назад регионы, пользуясь случаем и надеясь поддержать загрузку, могли зазывать туристов низкими ценами и акциям. И я готова была бы сказать, что в текущей ситуации провоцировать людей на передвижение, подвергая риску, на мой взгляд просто преступно. Но сегодня и это уже не актуально, потому как всем курортам приказано замереть до лучших времен.
Сама я, с семьей уехав из Москвы, нахожусь в районе Переславля-Залесского, на съемной даче, где редко ступает нога человека. С трудом переезжала, казалось, не вынесу длительной перемены уклады на неясный срок. Но сейчас привыкла, бегаю вдоль Плещеева озера, пугаю собой уток и ворон, живу сегодняшним днем и не знаю, какой день будет завтра. Мне, обожающей ясность, пришлось капитально переобуться на обе ноги, изменить свои жизненные представления.
Но если внимать различным духовным гуру, с философской точки зрения всё, что у нас и есть – только сегодняшний день. И от того как мы все и каждый в отдельности проживет своё сегодня, зависит день завтрашний, вся будущая жизнь, наше благополучие и, конечно же, туризм.