СВЕТЛАНА АНУФРИЕНКО, генеральный директор ТАРР. Берегите природу, мать вашу!
Сравниваю ее с авиакатастрофой. Ведь с самолетами как – нет лишних мелочей и неважных деталей. Достаточно незакрученной гайки, чтобы погубить не одну жизнь. И не важно при этом, что все остальные гайки были закручены.
Почему я об этом? А вот почему.
Мы привыкли считать, что наша окружающая среда, богатейшие леса и реки пригодны и для туризма, и для более или менее экологичной жизни. Верим мы в нетронутость каких-то мифических территорий, если не за окном, то где-то там, на просторах родины. Напрасно.
Мне попал в руки серьезный официальный документ – отчет Счетной палаты нашей страны о мониторинге национального проекта «Экология». Напомню, что есть такой среди прочих, и цели его – кардинально улучшить ситуацию с природой.
Я читала, волосы становились дыбом. Официально сказано, что на территории России нет ни одной чистой реки, что в зоне загрязнений живет 56 млн. человек (больше трети населения!). Вечная мерзлота поползла настолько, что любые конструкции на ней не выдерживают. А также сказано, что непременно увеличится число пожаров и наводнений, засух и неадекватных температур. Лес гибнет, воздух меняется. И нет хороших новостей ни для европейской, ни особенно для азиатской России.
Так что же нацпроект? Здесь-то и нужен! Да, но он реализуется на треть. Деньги расходуются на треть, меры предпринимаются на треть. И результат такой же. Причин этому много: вовремя не приняли нужный документ, не составили смету, не дали субсидию и т.д. и т.п. Конечно, я намеренно упрощаю рассказ широкой публике. Но каждый, кто захочет, может ознакомиться с документом в деталях.
Соль в том, что нацпроект – огромная махина, его исполняют четырнадцать федеральных министерств и ведомств, администрации регионов и еще много кто. Разбит он на одиннадцать составных кусков. И везде – цели, целевые показатели, разные исполнители. И КПД бюрократической машины – как средняя температура по больнице.
Я не могу сказать, что ничего не сделано. Сделано многое, процесс идет. Но этого явно недостаточно, чтобы в корне переломить ситуацию и остановить фатальные изменения.
Так бы еще можно было отнестись к проектам в других сферах. Ну больше, ну меньше, наверстают, не смертельно. Но цена данного нацпроекта – в прямом смысле жизнь. Наша жизнь! Как цена недокрученной гайки в самолете.
К тому же заявлено, что даже при успешном выполнении всех задач нацпроекта ситуация с экологией может не улучшиться. Поскольку продолжаем хозяйствовать и наращивать вред. То есть, мы плохо бежим к цели, а она еще и уезжает с ускорением.
Хотелось бы мне всё это списать на происки врагов и инагентов. Некоторые депутаты любят кричать про климатическую войну и дело рук американцев. Только это не так. И данные, о которых говорю – не информационный вброс, а официальный документ для правительства, подписанный председателем Счетной палаты Кудриным.
Получается, что мы, наша система – и есть сами себе враги.
Вы можете сколько угодно отказываться от пластиковых трубочек в кафе, это ваш выбор и капля в море. Это не о системе. А не работает именно она!
И на фоне этих проблем всё остальное (оборонка, конституционные изменения), просто меркнет. Может так случиться, что нечего будет защищать, и не для кого будет менять.
Поэтому я требую от председателя правительства (теперь уже нового!), от кабинета министров, от главы государства и государства в целом выполнения нацпроекта «Экология» на сто процентов и в установленные сроки! А также пересмотра его показателей согласно реальным, нарастающим угрозам стране и людям!
Многие смеются над Гретой Тунберг, называют ее инструментом пиара. Но, чувствую, что уподобиться ей, встав в пикет, и требовать того, что обязано выполняться, я могу. Если не последует реальных, настоящих изменений.
А мне кажется, что не последует.