София Соболева: «Лицензия – не гарантия, а вектор»
Разговор о законопроекте, касающемся статуса и прав гидов и экскурсоводов, продолжает София Соболева, лицензированный гид по Шотландии.
Лицензия или не лицензия – неутихающий гидовский спор
Для начала, разговор двух потенциальных эмигрантов: «Ну что, и перееду я туда, и что делать? Полы мыть, экскурсии водить?». И вот еще: «Кем работаешь?» «Гидом». «А, с зонтиком бегаешь?»
В Рунете идет нешуточная битва: Ассоциация гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров бьется за квалификационные курсы и экзамены, а независимые гиды отстаивают право водить, где хочешь и как хочешь. Мои уважаемые коллеги Юлия Мезенцева, Евгения Дирдовская, Игорь Воеводский, Александр Усольцев и другие оказались по разные стороны баррикады. А тут ещё и Илья Варламов подлил масла в огонь, потому что для блогера, понятно, гид со значком – враг.
Как лицензированный гид с 14-летним стажем, пусть и не в России, а в Шотландии, я понимаю доводы обеих сторон. И все-таки позволю себе сказать о мировом опыте.
Мировые модели лицензирования гидов
Одна – тайская. Там гидом может стать только таец, чужих на рынок не пускают (именно такую модель сейчас пытаются предложить для нового закона). Не знаю, как насчет внутреннего туризма, а для въездного это – просто беда. Не в состоянии тайцы, в силу специфики языковых групп и речевого аппарата, освоить европейские языки на уровне, пригодном для ведения экскурсий. Редкие люди с выдающимися лингвистическими способностями работают далеко не гидами и зарабатывают деньги совсем другого уровня.
Результат – труба. В автобус сажают тайского гида со значком, рядом сидит русский гид и все рассказывает. Раз в месяц туристическая полиция заметает «рассказчиков» в КПЗ, турфирма их оттуда выкупает – и все получили свои денежки: государство в виде налогов и платы за обучение, тайский гид за сидение, русский гид за работу, полиция – откат. Деньги закладываются в стоимость тура, разумеется.
Другая модель – французская. Там как раз устроили добровольную аккредитацию. Привело это к тому, что каждый эмигрант, даже украинец Петя с заборостроительным техникумом за плечами, считает себя вправе показать «город, в котором я живу».
Результат – труба. Что они несут, говорить стыдно. Все, что можно вынести из их «речей» - это что у мушкетеров были широкие шляпы, чтобы им дерьмо на голову не сыпалось, а у Жана за углом лучшее винцо. Все это пересыпается шуточками в псевдо-одесском стиле и с французским жаргоном, чтобы вы ощутили колорит. Теперь такие люди, как Дмитрий Мисуркин и Людмила Гурден, пытаются отстоять лицо профессии, объединить профессионалов в ассоциацию и все-таки утвердить квалификационный минимум.
Третья модель – итальянская. Там гиды очень мелко «зонированы»: то есть римский гид не имеет права проводить туры по Сиене, а неапольский гид не приедет в Бари. Логика-то понятна: Италия – колыбель европейского искусства и архитектуры, там знания нужны глубокие и локальные. Попытка «чужого гида» провести экскурсию пресекается и полицией, и местными коллегами.
Результат – в туре по Италии вы встречаетесь с 7-10 гидами, результат бывает разный, но все-таки, скорее, качественный. Но – дорого, потому что каждый региональный гид стоит денег.
Израиль. Опять же, аккредитация есть, но на нее мало кто смотрит, и там рынок туризма похож на русский: много прекрасно образованных наших соотечественников с авторскими турами, причем клубного типа. Вокруг конкретного гида собирается кучка «фанатов», готовых идти за любимым лидером куда угодно, потому что все знают – это будет круто. Но человек, приезжающий в Израиль «не из тусовки», имеет ха-ароший такой шанс нарваться на очередного водителя-Давида, который обещает отвезти в места, куда эти дураки с лицензиями не возят, и вдвое дешевле. Результат – труба. Убогий пляж, рассказ о племяннике в армии и козлах-арабах. Аня Горен, поправь, если я не права.
Британская модель. Гид «синего значка», отучившийся 2 года в университете и сдавший экзамен, имеет право водить по всей территории страны. Но внутренняя квалификация остается: обычно гиды предпочитают работать в пределах своего «выученного» региона и лишь при необходимости поедут туда, где их знания не так крепки. Существует локальная специфика: лондонские гиды носят овальные синие значки, гиды региональные – зеленые значки, гиды совсем местные, скажем, по конкретному острову – желтые значки. Но никто в них не разбирается, и полиции вообще все равно, кто там стоит и кому на каком языке что рассказывает. Результат – в целом ОК, но стоимость обучения, налогов, лицензии и страховок такова, что экскурсии профессиональных гидов реально дороги. Это вызывает засилье нелегалов, которые просто сбивают цены и несут полную чепуху.
Короче, идеальной модели нет.
А туристу-то какое дело до лицензии?
Гид, получивший систематизированное, качественное образование, будет обладать, безусловно, более качественными знаниями, чем самоучка.
Тут главное – кто будет учить. По личному опыту учебы на курсе гидов при Эдинбургском университете скажу: это было просто круто. Наши преподаватели – историки, геологи, кураторы музеев, практикующие археологи – раскладывали историю и экономику страны по косточкам и собирали в стройный скелет.
Опытные, авторитетные гиды учили нас технике работы с группой: как встать, как держать микрофон, куда ходить, а куда нет, где безопасно встать с автобусом, а где нет, как общаться с капризными водителями и т. д. Они делились с нами практическими наработками, так доброжелательно, по-наставнически, и даже потом, спустя годы после окончания курса, двум из них я готова с уважением сказать: Учитель.
Человек, не учившийся профессии, часто выдает случайный факт за тенденцию; вцепляется в одну тему (например, виски) и не выпускает ее из зубов весь тур; рассказывает со слезами слезную историю Марии Стюарт в ее самом романтическом неправдоподобном виде... Но главное – в его рассказе часто нет логики и системы. Так, случайный набор забавных фактов из Википедии. Турист уезжает с кашей в голове, так ничего и не поняв и не почувствовав.
А как же художники и музыканты – у них никто не спрашивает!
Мне как аргумент приводят музыкантов и художников: мол, вот, там вообще образование ничего не значит. Но если вы покопаетесь в биографиях действительно значимых музыкантов, вы увидите сильную школу, работу со специалистами и плюс (или – в исключительно редких случаях) личный гений. А поток бессвязного рэпа и бесконечное умца-умца выдают как раз те, кто никогда не учился и отрицает формальное образование. С художниками та же история. Даже отвергнутые академиями шли в специальные школы к гениям, учились годами и годами... А вот срисованные фотографии и сладенькие плоские пейзажи мы как раз получаем от тех, кто «я на досуге прекрасно выучилась».
Гиды с лицензией – занудные тетки, пересказывающие методичку!
Часто выпускниками профессиональных курсов представляют «советских теток», которые, глядя в потолок, пересказывают содержимое учебника 70-х годов. Люди, поверьте, таких динозавров уже почти нет на свете. Это все равно, что сказать: химфак МГУ выпускает лабораторных крыс, которые в жизни не видели иностранного журнала. Современный гид, как и ученый, это человек, для которого формальная квалификация – это только первая ступень. Дальше – бесконечное саморазвитие и творческий поиск. За вас никто не сочинит экскурсию, и да, любая экскурсия – это серьезный труд, огромная самоподготовка, считай, 8-часовой экзамен (а в моем случае, как гида-водителя – может, и десятидневный). Но правильный курс даст костяк, на который можно наращивать свое собственное мясо.
Харизма, профессиональное лицо, умение рассказывать страстно и интересно – это такая богоданность: она либо есть, либо ее нет. Требовать этого как квалификации невозможно. Вот именно это и есть тот пункт, когда турист «голосует ногами».
Но в средней статистике, конечно, рулят всякие филологи-историки-журналисты. Мы ведь не только выбрали эти области как вектор в юности, но в нас еще и гвоздем вбили базу – как, например, это делал Сергей Сапожков: «Соня, мне вообще все равно, когда родился Тредиаковский и был ли он женат. Покажите мне его место в литературном процессе, объясните предпосылки и смысл его концепции, покажите его последователей... а пока садитесь, три». А помните, Артем Белан и Света Зайцева, как иронически смотрел на нас Шайтанов, нынешний глава «Русского Букера», когда мы пытались его «заболтать»? И как Коровин заставлял нас класть билет одним взглядом?
На филфаке разговор начинался от 20 прочитанных книг и статей на одну тему. Там заставляли прыгать из одной области в другую, видеть связь экономики и литературы, истории и искусства... А еще был даже смешной вроде бы предмет «культура речи учителя», где учили декламировать стихи и рассказы, не мыча и не бекая, а излагая ясно, стройно и красиво, подняв подбородок и глядя в глаза слушателям.
Примерно этим должны заниматься и курсы гидов: давать широту взглядов и понимание системных связей, учить красиво рассказывать, не заливая туриста ведрами дат и имен. Есть люди, которым это дано от рождения, но и они, как правило, оказываются на тех же студенческих скамьях . Исключения относятся к области гениального, но это уже – вне статистики.
И теперь многие из нас стоят перед туристами и делают то, чему мы долго-долго учились. А не учились бы – мы что, реально думаем, что средневзвешенный результат был бы таким же?
Работа гида вообще без конца тыкает тебя носом в дерьмо: учись, давай... вот тут недоделала, вот тут могла лучше, а тут вообще позорище. И чем дольше работаешь, чем ниже самомнение. И значит, стремление к совершенству постоянно...
Гид без лицензии покажет то же самое, только дешевле! Разве не так?
Логистика работы с туристами – вот еще один важнейший аспект.
Пример из жизни: мне приходит заказ на двухневный тур. Одного взгляда на программу достаточно, чтобы понять, что расстояния оценены неверно, что часы работы замков не учтены, и вообще люди попытались вложить в два дня все свои фантазии. Это, кстати, очень часто бывает и это нормально. Вежливо отвечаю, что вот так и так, вот тут не успеем, вот тут не сможем, и не хотите ли посмотреть вот такую примерно альтернативу. Нет, отвечают мне, нашли другого гида, и он нам все сделает. (Подтекст: ты тупая советская тетка со значком, быстро ездить не умеешь). Ну, друзья, ветер в спину, что тут скажешь.
Через год эти туристы снова приехали в Шотландию, уже ко мне, и рассказали, что в тот раз в дороге проводили 8 часов в день, что три пункта просто проехали в темноте, что на обед их привезли к закрытым дверям, а дальше сломалась старенькая машина, и вообще – ничего из того, что я им рассказала год спустя, они не узнали от того «гида». Зато, он, разумеется, презрительно отзывался о «гусях со значками» и рассказывал анекдоты об англичанах. Интересно, что «гидом» был тот самый человек, который целиком, даже не меняя запятых, своровал целые страницы с моего сайта. А потом оправдывался, что вот, разработчика черт попутал. Он же туристам написал: «Я сделаю вам экскурсию Софьи Соболевой за полцены». Прэлэстно же, правда?
Ответственность
Репутация – это такой предмет... либо есть, либо она вам не нужна. Можно нарисовать сайт, закидать своими предложениями агрегаторы и брать низкой ценой. Именно так поступают многочисленные свежеприбывшие эмиграты и «русские жены». Многочисленные туристические агрегаторы подбрасывают наверх в поиске как раз самые дешевые предложения с «накачанными» отзывами. Они даже объявляют тендеры: турист кидает свой запрос, а тот, кто готов сделать дешевле всех, получает заказ. У агрегаторов ведь тоже коммерция, так что количество приобретенных туров – это их комиссия.
А еще можно постить каждый день в Инстаграмм красивые чужие фоточки с красивыми чужими же изречениями и вопросом: «А Вы любите пить кофе на берегу?» и за счет этого нагонять аудиторию. Именно так зачастую работают «топовые блогеры».
Но именно в этой категории на практике чаще всего случаются срывы типа «гид сказал, что у него случился потоп/пожар/выкидыш и он прийти не смог... выручите нас, пожалуйста!». А случилось это потому, что он взял три заказа одновременно, в расчете на то, что потом передаст кому-то самый невыгодный – а подмену не нашел. Очень популярная тактика, кстати.
Или вот еще из жизни: «Нашему гиду не дали машину в прокате, такие гады»! А не дали ему, друзья, потому, что прокатные компании настаивают на профессиональной страховке водителя, которой нелегал не имеет ни возможности, ни желания заморачиваться. И он пытается забронировать машину как обычный турист «покататься с друзьями», а прокатные компании тоже не лыком шиты и давно обменялись черными списками.
Бывают действительно непредвиденные вещи – от штормовой погоды до автомобильных аварий. У профессионального гида всегда есть план Б, план С, план Экс... «Серый гид» в случае действительных проблем предпочтет умыть руки и сделать ноги, потому что именно в этот момент о его нелегальном бизнесе точно узнают власти – и тут его ждут большие неприятности. Профессиональному же гиду, прикрытому страховкой с одной стороны, но с дамокловым мечом репутации с другой стороны, придется до последнего биться за интересы клиента. Потому что это его работа, его бизнес не на это лето и не на майские праздник. Это его основное занятие в жизни. Просядешь разок – тут тебе и конец.
Интересно, что нелегальные гиды, стремящиеся сделать экскурсии своей постоянной работой, в итоге идут учиться и получают квалификацию. А если вам человек говорит: вообще-то я артист, а тут так, по выходным подрабатываю, - вот тут пора насторожиться.
А как же китайцы?
У предполагаемого нового российского закона есть важный пункт: лицензию смогут получать только люди с российским гражданством. С кем боремся? А вот, оказывается, с китайцами. Введем такое правило – и тогда эти бесконечные китайские группы будут маршировать по Дворцовой не со своими ужасными бессвязными гидами, а с нами, такими крутыми и знающими...
Эй, коллеги, желающие делать китайские группы есть?
Молчание.
Потому что освоить китайский язык на уровне проведения экскурсий, да еще со всеми их диалектами – без шансов. Профессионалы-китаисты работают отнюдь не гидами и получают совсем другие деньги.
Рассказывать китайцам нужно вообще другие вещи. У меня крайне скромный опыт, но вот однажды, приведя группу гонкогских подростков в Национальную галерею Шотландии, я поняла, что начинать надо не с того, кто такой Рафаэль, а с того, кто нарисован на картине. Попытка пересказать сюжет «Святого семейства» вызвала неподдельное удивление и дикий смех. И поделом мне. Другая мифология, другой мир.
Более того: у китайцев свой темп движения (дикие расстояния, политика «таки пикча» - то есть сфоткать снаружи и поехать дальше), менталитет такой... ну честно, русский может запросто водить даже японцев. Но не китайцев. Это марсиане.
Кстати, их гиды по умолчанию от фирмы денег не получают, но живут только чаевыми. Вроде официантов в забегаловках. И спят в хостелах в комнатах на 20 человек на маршрутах, потому что так дешевле. И едят только яблоки и бутерброды, которые возят с собой.
Китайцы по всему миру скупают отели, автобусы, принимающие компании... Они скупают автомобильные концерны, градостроительные комбинаты, целые отрасли, с ними даже Америка боится вступать в торговые войны... Их личный аскетизм искусственно доведен до такой крайности... И вы действительно надеетесь справиться с ними какими-то лицензиями?
Ну-ну. Пострадают как раз те, кто водит экскурсии на редких языках, и те редкие гении, которым не посчастливилось родиться в России. А китайцы, как водили, так и будут. Плавали, знаем.
Я живу уже 15 лет в Британии и не вожу экскурсии на английском. Не потому что языка не знаю. А потому что по-прежнему – другой культурный слой, другие шутки, другие стихи, другое восприятие реальности. Хотя, справедливости ради, знаю коллег, которые вообще не считают это препятствием.
Региональность как порок
Вот еще прелесть какая нового закона - челябинский гид не будет иметь право заглянуть в Нижегородскую область, а смоленский гид - чтобы ни шагу в Тверскую.
Так и вижу, как в автобус, следующий по Золотому кольцу, один за одним запрыгивают новые гиды, а старые выскакивают на шоссе ловить попутку обратно домой. Ну, смешно же. История не меняется принципиально от переезда в соседнюю деревню. Ареал действия лицензии должен быть максимально широким, скажем: центральная Россия, Урал и т. д. А люди, которые водят в рамках совсем узких, скажем, заповедника старых тракторов, и так останутся вне поля зрения лицензирующих органов.
Как итог
Что-то старый Мазай разболтался в сарае. Не знаю, кто осилит этот лонгрид.
Как итог хочу сказать: профессиональное обучение и экзамен поднимают статус профессии. Делают ее распознаваемой и уважаемой. Только в этом случае туристы понимают, почему за это вообще надо платить деньги.
Авторские туры – это исключение из правил и, конечно, «индустриальное наследие восточной Пруссии» - согласитесь, это такой узкий сектор рынка, что для него даже невозможно придумать системы, и лишь исключительные гении соберут на них людей: таких же фанатиков таких же странных вещей. В круговой диаграмме они вошли бы в дольку «1% - прочие».
Но и обучение должно становиться не очередным способом отъема денег у населения, а мощным инструментом подготовки специалиста. И я не представляю себе ситуации, в которых Игорь Воеводский или Александр Усольцев не сдадут экзамен. Одной левой. И еще именно они будут с восторгом ходить на лекции преподавателей археологов и историков. Потому что человек такого склада мозгов никогда не упустит возможности получить новые знания из первых рук. А уж эти преподаватели, поверьте, с восторгом будут читать лекции гидам – ведь у тех глаза горят и наготове куча вопросов отнюдь не детсадовского уровня. Этот курс можно сделать местом встречи настоящих монстров профессии, и за право попасть туда будут биться очень умные головы.
Профессия гида совершенно точно нуждается в защите. И профессиональная квалификация – это лучшее средство. Но в то же время региональная узость, бои местных гидов против «центровых» - смерть профессии, это уже в мире откатали.
И лицензия – это не гарантия, а вектор, определяющий сторону, в которую человек думает. Чего и всем желаю. Миру мир.
-0-