images/2023/Nov2023/03/IGgSmEKlIVE.jpg

Речной туризм и малые города. Мнение Оксаны Ашировой, эксперта экономического факультета РУДН

03 ноября 2023 19:02:41
31 окттября в Москве состоялась 1-й Всероссийская деловая конференция «Реки. Круизы. Маршруты». О вкладе речного туризма в экономику малых городов мы опрашиваем экспертов рынка туризма и гостеприимства.

На вопросы Вести Туризм отвечает Аширова Оксана, эксперт экономического факультета РУДН

Стратегическая важность развития внутреннего речного туризма в малых городах отражена в Концепции развития круизного туризма в Российской Федерации на период до 2024 года, в которой одной из мер достижения целевого показателя - увеличение рынка круизного туризма в 2 раза к 2035 году, является расширение наземных туристических программ на территории малых исторических городов.

1 Роль малых городов в речном туризме обычно сводится к промежуточным пунктам, между несколькими крупными городами на маршруте. Так, чаще всего маршрут речного судна начинается в крупном городе, часто административном центре региона и проходит по территории лежащих на пути речного маршрута малых городов одного региона (Чувашская Республика: Чебоксары – Мариинский Посад – Козловка; Красноярский край: Красноярск – Енисейск - Галанино), либо включает несколько регионов в межрегиональном маршруте (Золотое Кольцо; Москва - Кижи – Валаам - Санкт-Петербург; Санкт-Петербург – Горицы - Углич - Москва и др.).

2 При этом, особенностями речного туризма являются не только географическая привязка к городам, находящимся на речных маршрутах в благоприятных климатических условиях, но и высокая сезонность, ограничивающая время круизов до 3-6 благоприятных месяцев году. Наиболее популярными считаются судоходные руки России, образующие круизные кластеры: Волга, Ока, Кама, Лена, Ладога, Онега, Дон, Нева, оз. Байкал. Кроме природно-географических характеристик, к особенностям можно отнести, необходимость в соответствующей береговой инфраструктуре, а также ограниченность времени пребывания туристов на территории остановки судна (пребывание без ночевки), часто выраженное в высоком среднем чеке самого круиза, но невысоком в промежуточных дестинациях – остановках. Однако, зачастую, речной (круизный) туризм является единственным способом посетить туристическую дестинацию. К таким дестинациям относятся островные поселения Валаам, Соловецские острова, Кижи, Свияжск, в которых речной туризм формирует подавляющую часть турпотока. С другой стороны, развитие речного туризма и благоприятные условия для его масштабирования, как например, в г. Мариинский Посад в Чувашской Республике, находящийся на речном маршруте между г. Чебоксары и г. Казань, способствует обновлению и строительству прибрежной инфраструктуры. Так, на строительство причальной стенки и реконструкцию набережной в городе, 2021 г. городу было выделено 69 млн. из регионального и федерального бюджетов.

3 Значительные инвестиции в малый город, благоприятный для развития речного туризма в более дорогом сегменте, можно наблюдать в г. Лаишево (Республика Татарстан). Город планируется превратить в курорт, благодаря строительству гостиничной и пляжной инфраструктуры, а также яхтенного порта. Инвестиционный план подразумевает создание 10 тыс. рабочих мест, инвестиции в 24 млн. руб. и окончание строительства в 2027 г.

4. К ещё одному виду малых городов, для которых свойственно текущее активное развитие речного туризма можно отнести города Ярославской области, которые приняли рекордное количество круизный туристов в 2022 г.: Мышкин (67 тыс.), Углич (130 тыс.). Суммарно, для региона, это более 20% турпотока

5 Таким образом, речной туризм, как и другие направления туристической индустрии оказывает значительное влияние на социально-экономическое положение городов, в которых развивается. Это влияние включает: увеличение количества рабочих мест в туристической и смежных отраслях (транспортной, питания), рост налоговых поступлений в экономику города, развитие торговли, в особенности на портовой территории – местах остановки судов, развитие НХП (народно-художественных промыслов), как сувенирной продукции. Кроме того, необходимость наличия соответствующей инфраструктуры и приток туристов способствуют увеличению инвестиций в экономику города и активному мультипликативному эффекту, за счет развития смежных отраслей.

подписаться на новости

Пожалуйста, включите javascript для отправки этой формы

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников