images/28102019/61924436_2360322747585185_518528828960669696_n.jpg

СЕРГЕЙ КРИВЦОВ, маркетолог. Промышленный туризм. Зачем Россия вновь изобретает велосипед?

28 октября 2019 09:38:49
Новым трендом в туризме России последних нескольких лет стал "Промышленный туризм". 

Как сообщают СМИ и пишут эксперты от туризма: "Посмотреть, как делают машины и строят теплоходы, в ближайшем будущем, сможет любой желающий. Для этого в России будут развивать промышленный туризм. Это направление уже давно популярно в Европе, и у России есть огромный потенциал".

Во время недавней подготовки к Совету по туризму при полномочном представителе Президента РФ в Приволжском федеральном округе, в котором я принимал непосредственное участие, были озвучены следующие данные: процесс становления и организации промышленных туров находится на начальной стадии развития. В России на промышленный туризм приходится всего 1-2% туристического рынка. Основную долю этого объема занимают Москва и Санкт-Петербург, несмотря на то, что потенциал есть у многих российских городов и промышленный туризм имеет все шансы стать одним из самых востребованных направлений для туристских экскурсий.

Некоторые эксперты и чиновники из сферы туризма жалуются, что отсутствуют нормативные документы на посещение промышленных предприятий, а сами предприятия не очень заинтересованы в подобных экскурсиях. Не так давно был даже создан Совет по промышленному туризму России, секретарем которого является директор Уральской Ассоциации туризма Михаил Мальцев (Mihail Maltsev). Кроме этого многие пеняют на отсутствие четких методик развития промышленного туризма.

Недавно, в этой связи, с нескрываемым интересом прочитал статью, о том что самарская компания MICE Market разработала такую методику, а ее генеральный директор Сергей Рыжов (Sergey Ryzhov) активно внедряет ее в разных регионах России. В чем суть методики в СМИ не уточняется и тем более нет никакой информации о том является ли она на самом деле новой.

Почему я так высказываюсь? Дело в том, что понятие "промышленный туризм" это всего лишь новое модное название того что в нашей стране долгое время активно развивалось (еще каких-то 20 лет назад), но в те времена оно называлось несколько по-другому - профинформация и профориентация молодежи, а занимались этими вопросами не туристские ведомства, а Министерство труда и Министерство образования. Интересно, что в то время и даже позже - в 90-е годы прошлого столетия экскурсии на промышленные предприятия были самыми массовыми в нашей стране и в них ежегодно принимали участие миллионы российских школьников. Интерес у промышленных предприятий тоже был достаточно большим, так как количество выпускников школ очень неохотно шло на эти предприятия и им важно было рассказать о тех преимуществах, которые у них имеются.

Я сам стоял у истоков "промышленного туризма" или, как тогда это называлось, профориентации молодежи России, которое было создано решением "партии и правительства" еще во-времена перестройки. Тогда государство стало понимать, что лучше создать государственные центры профориентации, которые помогали бы подрастающему поколению находить себя в разных профессиях, соизмеряя свои желания с талантами и способностями, а не тратить огромные средства на переобучение специалистов. В этой системе я проработал почти 15 лет и могу сказать, что качественные методики экскурсий на промышленные предприятия до сих пор можно найти в архивах Министерства труда и Минобразования. А вопросы посещения предприятий школьниками до сих пор успешно решаются во многих школах и районных отделах минобразования без привлечения туристского ведомства.

Однако, после закрытия в начале нулевых государственных центров профориентации по решению первого президента России - Бориса Ельцина, этот вопрос вновь стал очень актуальным, так как наша молодежь перестала иметь социальную поддержку в этой важной части развития их профессиональной карьеры.

Почему я об этом пишу? Все новое - это хорошо забытое старое. Нужно лишь начать взаимодействовать со структурами, которые давно этим занимаются и тогда проще найти эффективное решение данной проблемы и не изобретать велосипед. Это направление не только перспективно с экономической точки зрения, но и имеет важную социальную значимость для нашей молодежи.

 

Сергей Кривцов,

Президент Международной туристской лиги ЕВРАЗИЯ. 

Со-директор конкурса видеороликов и видеопрезентаций ДИВО РОССИИ и ДИВО ЕВРАЗИИ. 

подписаться на новости

Пожалуйста, включите javascript для отправки этой формы

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников