images/2023/April2023/10/IMG_3005.jpg

Михаил Загайнов: «Как сгладить негативные последствия, связанные с задержкой или отменой вашего рейса»

10 апреля 2023 10:12:32
Кандидат экономических наук, адвокат Михаил Загайнов рассказывает о правах пассажира при задержке или отмене внутренних авиарейсов в РФ.

Авиаперелет для многих людей ассоциируется с путешествием, отдыхом, сменой обстановкой и другими приятными с впечатлениями, но, к сожалению, по разным причинам перелеты не всегда происходят по запланированному графику, и часто случаются такие неприятные для любого пассажира моменты, как задержки или отмены рейса. Чтобы как-то сгладить негативные последствия, связанные с задержкой или отменой рейса, пассажирам необходимо знать свои права – и тогда они смогут лучше их отстаивать перед авиакомпанией.

Какие права есть у пассажиров внутренних российских рейсов?

Права пассажиров в России регламентируются Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82 (ред. от 15.09.2020) «Об утверждении Федеральных авиационных правил», а также базовым Законом о защите прав потребителей и Воздушным кодексом, которые устанавливают обязательства авиакомпании перед пассажирами при отмене и задержке рейсов в зависимости от того, когда пассажиры узнали об этом.

Если время и дата вылета были изменены за несколько дней до намеченного рейса, авиакомпания обязана заранее сообщить пассажиру (с помощью СМС или по электронной почте) о происшедших изменениях. В этом случае пассажир может полететь другим рейсом этой авиакомпании либо, если его не устраивают предложенные дата или время, он имеет право отказаться от полёта и потребовать возврата полной стоимости купленного билета или получить ваучер, который можно использовать в счет оплаты будущих рейсов.

Однако случаются ситуации, когда пассажир, ничего не подозревая, едет в аэропорт и, уже находясь у табло вылета, узнаёт о задержке или отмене рейса. В этой ситуации первым делом необходимо узнать у представителей авиакомпании причины задержки и отмены рейса, а также обратиться на стойку информации или к представителю авиакомпании с требованием о проставлении в посадочном талоне либо на маршрутной квитанции отметки о задержке или отмене рейса.

Согласно пункту 99 авиационных правил в случае задержки рейса, отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, а также изменения маршрута перевозки перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги:

1) предоставление комнат матери и ребёнка пассажиру с ребёнком в возрасте до семи лет;

2) два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;

3) обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;

4) обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов – в дневное время и каждые восемь часов – в ночное время;

размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов – в дневное время и более шести часов – в ночное время;

5) доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно;

6) организация хранения багажа.

В случае задержки и отмены рейсов по причине, зависящей от авиакомпании, пассажиры также имеют право на основании ст. 120 Воздушного кодекса РФ требовать выплаты компенсаций в размере 25% от установленного МРОТ (текущий размер МРОТ для расчета данной компенсации составляет 100 рублей) за каждый час просрочки, но не более 50% от стоимости билета. Кроме того, на основании Закона о Защите прав потребителей пассажиры также могут требовать неустойку в размере 3% от стоимости билета за каждый час задержки, но не больше стоимости билета. Заметим, что, когда дело доходит до суда, то суды на практике отказываются взыскивать эту неустойку, если одновременно заявлено требование о взыскании компенсации по Воздушному Кодексу.

Кроме того, пассажир имеет право на возмещение понесённых убытков, к которым можно отнести расходы на стыковочный рейс, расходы на такси (если они были заранее оплачены) и т. д.

Помимо прочего, если не удаётся договориться с авиакомпанией и приходится добиваться взыскания положенных компенсаций через суд, можно заявлять также требование о взыскании морального вреда. Но, к сожалению, размеры морального вреда, взыскиваемые судом, обычно оставляют желать лучшего.

Как мы видим, размеры компенсаций, предусмотренные российским законодательством, мизерные и  несоразмерны с тем дискомфортом и неудобствами, с которыми приходится сталкиваться пассажирам при задержке и отмене рейсов. Более того, авиакомпании под разными предлогами всячески пытаются избежать выплаты компенсаций. А к этому ещё и добавляется бюрократическая процедура, связанная с бесконечными переписками с представителями авиакомпании.

Поэтому было бы целесообразно, если бы пассажиры заранее покупали страховку на случай задержки и отмены рейсов. Таким образом, можно было бы, как минимум, сэкономить время и нервы – они впоследствии неизбежно понадобятся вам в ходе взаимоотношений с авиакомпанией по выплатам компенсаций и возмещению расходов.

-0-

подписаться на новости

Пожалуйста, включите javascript для отправки этой формы

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников