Максим Приставко: «Внутренним туризмом не заменить туризм выездной»
В конце марта, когда эпидемия только набирала обороты, я дал короткое интервью сайту «Вести Туризм», и в нём тогда отмечал, что туристический бизнес практически заморожен, и нам остаётся лишь ждать развития событий.
К сожалению, по прошествии полугода ситуация не сильно изменилась. После летнего оживления, вызванного спадом эпидемии и открытием границ с рядом стран, наступает осеннее затишье. Окончен летний сезон, вторая волна заболеваемости набирает силу, и надежды на восстановление прежних объёмов в ближайшие месяцы уже не остаётся.
При этом нельзя не отметить, что туротрасль до сих пор демонстрировала завидную стойкость: ни громких банкротств, ни тихих уходов туристических компаний мы не наблюдали. Однако дальнейшие прогнозы мне не кажутся радужными. Не накопив «жирка» за летний период, пережить трудную зиму будет непросто. Увы, поддержка туристической отрасли со стороны правительства – скорее, символическая, чем реальная. Возможность переноса несостоявшихся туров на следующий сезон только оттягивает неизбежный кассовый разрыв, а отсутствие ранних бронирований не позволяет пополнить оборотные средства.
В сложившейся ситуации туристические компании обратили свои взоры на внутренний туризм. Увы, приходится констатировать, что он не смог в значительной мере заменить туризм зарубежный. И, к сожалению, не сможет заменить его в ближайшем будущем. Разработанный Ростуризмом проект развития российского туризма до 2030 года пока является скорее декларацией о намерениях, чем реальным планом.
Давайте вспомним историю постройки горнолыжного кластера к Олимпиаде-2014. По официальным данным, вложения в строительство туристических и спортивных объектов составили более 200 миллиардов рублей (по курсу того времени – около $5 миллиардов). В несколько раз больше потребовалось вложить в инфраструктуры района: дороги, водо- и электроснабжение, реконструкцию аэропорта и многое другое. В целом вложения оцениваются в сумму порядка $40-50 миллиардов. Строительство шло ускоренными темпами, под руководством на самом высоком уровне и заняло 5 лет. После этого потребовалось ещё несколько лет для того, чтобы курорт хотя бы приблизился к окупаемости.
На этом фоне запланированные на нацпроект 600 миллиардов рублей (по нынешнему курсу это менее $10 миллиардов) и 10-летний срок реализации нацпроекта не вселяют оптимизма. Приходится констатировать: даже в планах развития перспектива создания альтернативы зарубежному туризму в ближайшие десятилетия, к большому сожалению, выглядит весьма туманно. А как реализуются планы, хорошо иллюстрирует программа кэшбека за поездки по стране: на первом этапе реализации она была выполнена едва ли на 5%.
Безусловно, количество поездок по внутренним маршрутам вырастет, и это окажет существенную помощь принимающим компаниям на местах и туристическим объектам. Но для операторов выездного туризма это не станет альтернативой, позволяющей сохранить прежние объёмы бизнеса. Тем более, что большинство туристов, путешествующих по стране, вполне обходятся без услуг туристических компаний. Крупные туроператоры, оперирующие большими объёмами продаж, могут позволить себе выкупать квоты мест в отелях и даже брать целые структуры в управление, но этот вариант доступен буквально единицам из числа туроператоров и не покрывает существенного количества объектов размещения. Сами же отели в большинстве своём ориентируются на частного клиента и не особо заинтересованы в сотрудничестве с туристическими компаниями, которым надо платить комиссию.
С учётом сказанного приходится констатировать: единственная надежда туротрасли – окончание пандемии и открытие границ. Как скоро это произойдёт, пока прогнозировать невозможно. Самые пессимистические прогнозы утверждают, что мир путешествий не будет прежним никогда. Вероятнее всего, в ближайшее время мы действительно увидим серьёзные изменения в туристическом бизнесе. Но нельзя не отметить, что эта сфера деятельности и так находится в процессе постоянного изменения.
Уход туристов в самостоятельные бронирования с развитием интернета, в том числе мобильного, создание новых сервисов поиска и бронирования туристических и транспортных услуг, возможность оплаты «в один клик» - всё это уже изменило туристическую отрасль до неузнаваемости буквально за последние несколько лет. Коронавирус лишь послужит ещё одним фактором, ускорившим неизбежную эволюцию. Эпидемия рано или поздно будет побеждена, а ковид станет лишь ещё одним вирусом, с которым человечество научится сосуществовать, как это произошло с другими вирусами, ранее «косившими как косой» целые страны и континенты.
Как скоро это случится и как будет выглядеть к этому времени наша отрасль – покажет время. Хочется надеяться, что российские туристические компании смогут дожить до этого светлого будущего.
-0-
КИ