КОНСТАНТИН ИСААКОВ, шеф-редактор портала «Вести Туризм». Виртуальная реальность как способ познакомиться с собой
О том, что виртуал – это не хорошо и не плохо, а всего лишь инструмент, которым каждый из нас может воспользоваться во благо либо во зло, я уже не раз писал. Во благо или во зло в том числе и для себя любимого: если вы, к примеру, зависаете в соцсетях, то, как говорил классик, «неча на зеркало пенять…» – это ваша, а не соцсетей проблема.
Но тут я на днях познал (скажем так) совсем иной виртуальный мир – тот, в котором раньше, признаюсь, не бывал. И это было путешествие – но только в виртуальную реальность. Волею случая, заглянул я как-то под конец дня в одно из множества строений некогда славной «Трёхгорной мануфактуры», на территории которой, практически за углом от центра Москвы, ныне располагается большой офисный и ивент-центр, в том числе и компания ANVIO VR RU – ведущий игрок на российском рынке виртуальных путешествий. И, вот удача, мне предложили попутешествовать в «иные миры».
Впрочем, как удачу я это восприму уже потом, пост-фактум. Поначалу же просто подумал: а почему бы и нет… любопытно. Я вообще-то из любопытства, в поисках новых ощущений, а то и иных чувств могу куда угодно смотаться. Что ж, в другие миры – так в другие миры!
Правда, предложенный мне выбор из двух доступных в этот момент программ несколько озадачивал: можно долго, но скучно прогуливаться по неземной красоты ландшафтам, а можно весело и по-боевому мочить всяких-разных зомби.
Поразмышляв, я поначалу попросился всё же в «неземную красоту»: ну не люблю я все эти «мочилова» и «стрелялки», не люблю убивать – пусть даже злобные сущности… «Бить человека по лицу я с детства не могу» – а вы говорите: убить.
Но, увидев, как скисли от этого моего явно не вдохновившего их пожелания две партнёрши по будущей игре, я-таки уступил (а как откажешь?): ОК, давайте мочить зомбаков.
На нас надели виртуальные очки и выдали виртуальное оружие (в левой руке - дробовик, стреляющий одиночными, а в правой – автомат). И началось!
Сказать, что происходившее меня удивило, значило бы ничего не сказать. Нет, сюжет VR игры был вполне незатейлив: мы - отряд спецназа в пост-апокалиптической Москве. Задача - добраться из башни "Санкт-Петербург" в Москва-сити на крышу башни "Москва", очищая по пути этажи от выскакивающих из-за каждого угла страшненьких мертвяков, которые норовят нас «убить» (не насовсем, правда: зайдя в «зелёную зону», можно было через несколько секунд «воскреснуть»). И надо было всех их отстреливать. При этом они рассыпались в некую жидкую цветную субстанцию. А наше «воинское подразделение» переходило на новый уровень – и с каждым новым уровнем вражья сила становилась, конечно же, всё многочисленнее и жутче.
Не игра меня удивила. Меня удивил я.
Там, в виртуале, я ощутил в себе совсем иного человека. Откуда он взялся – ума не приложу. Никогда и ни в каких обстоятельствах не был воином. Даже в армии не служил (университетские двухмесячные сборы – не в счёт: все два месяца печатал на машинке мемуары нашего майора). Никогда не любил соревноваться – с детства и по нынешние мои отнюдь не юные годы. Это не просто «Не убий!» (хотя это главное), но и «все проблемы можно решить переговорами», «у каждого своя правота» – словом, интеллигентские штучки в виде жизненной позиции.
А тут на меня прёт толпа какой-то нежити – и не только на меня, а ещё и на моих юных спутниц. Ну да, они сейчас, как и я, в образе «железных человеков» – и что? Я-то знаю, что они – хрупкие и нуждающиеся в защите девушки!
И я их защищал. На полном серьёзе. Отчаянно отстреливаясь в своём «боевом сегменте», я старался контролировать ситуацию и на территории, где «воевали» с зомбаками мои спутницы. Косил глаз – и, нет-нет, а ещё и пулял по нападавшим на девочек вражьим мордам.
Я был воином, я был защитником… да практически спасителем мира. И это было так странно в себе рефлексировать (ага, успевал ещё и рефлексировать). Вроде бы игра – а я не играю. У меня всё всерьёз.
Потом я вспомню, что ещё в детстве не умел воспринимать игру только как игру. Какие-нибудь шахматы или нарды (что уж говорить о дворовых играх) я болезненно ощущал как реальную битву, а неудачи в ней были просто отчаянными, смертельными неудачами. В результате, годам этак к 15 я совсем отказался от игр – любых («Я лучше буду у вас болельщиком», «Ребята, а вам судья не нужен?»). До сих пор не люблю (не умею?) играть в игры – в том числе и, так сказать, жизненные: в отношениях между людьми.
Вот и тут, в несуществующих декорациях виртуально полуразрушенного Москва-сити я с хрупкой осторожностью аккуратненько и медленно передвигаюсь по тонюсенькой и зыбкой балке (при этом в реале-то под моими ногами вполне просторный и гладкий пол игровой комнаты). Настолько аккуратненько и медленно, что с первого раза меня «убивает» проносящийся мимо железный маятник – и надо вернуться в «зону воскрешения». Господи, ведь этого всего не существует – почему же я так напряжён и осторожен? И со второй попытки балку я преодолеваю.
А потом мы забрались-таки на крышу башни "Москва" – и это был уже четвёртый, последний уровень игры. И монстры там оказались какие-то особенно мерзкие и во множестве. Когда же вдруг, подобный туче из грязи и слизи, на нашу троицу воинов надвинулся, загородив вечернее московское небо, гигантский Гена (его почему-то здесь так называли), я принял решение: беру Гену на себя – нельзя, чтобы он напал на девчонок!
Я стрелял, и стрелял, и стрелял – скорее всего, беспорядочно и бестолково. Но это отвлекало Гену. Он же своими огромными когтистыми лапищами пытался ударить меня, а значит, и убить (вот не заковычу я сейчас это слово: потому что чувство это у меня было настоящим). А я уворачивался – и, знаете, довольно ловко. И вновь пулял, пулял и пулял по этому отвратительному чудищу.
Наконец попал в какое-то, как видно, уязвимое место. И Гена упал. А я продолжал всё стрелять… добивать… и ничего не мог сделать с этой бьющей из меня агрессией. Зло должно быть уничтожено.
Девочки ничего не заметили.
– Ну как? – спросили меня, когда я снял VR очки.
– Занятно, – ответил я.
Только что я познакомился с самим собой – тем, которого не знал прежде.