КОНСТАНТИН ИСААКОВ, шеф-редактор портала «Вести Туризм». Brexit и сердце королевы
Королева Великобритании Елизавета II 23 января подписала законопроект по Brexit, и теперь это Закон, которому (то бишь выходу Великобритании из ЕС) предстоит реализоваться весьма скоро: 31 января. Об этом сообщает «Интерфакс-Туризм» со ссылкой на телеканал Sky News. Конечно, обеим «разводящимся» сторонам предстоит ещё предпринять ряд формальных шагов, в частности, пройти ратификацию в Европарламенте 29 января. Но, по сути, Brexit уже неизбежен. Хоть и подкрался он совсем не «незаметно».
Ну, подписала и подписала – а что ей ещё оставалось? Идти против «воли народа»?
Мне интересно другое: с лёгким ли сердцем подписала? И что при этом думала/ чувствовала? Впрочем, этого мы никогда не узнаем: королевское сердце и особенно королевские мысли – не нашего ума дело. Но на своё мнение-то по поводу пресловутого Brexit мы высказать имеем право? Не претендуя на аналитику, а уж тем более политическую (упаси Господь!), я всё же это сделаю.
Вспомню, для начала, вот эту «картинку», которую лично наблюдал прошлым летом – в роли обыкновенного прохожего, туриста, с восхищением глазеющего на Лондон, который с той самой поездки (первой в эти края) считаю истинной столицей мира.
На этом моём фото, да будет вам известно, довольно массовая демонстрация протеста народа против Brexit. Демонстрация, кстати, абсолютно мирная – как видите: полицейские в её гуще вполне индифферентны.
Народ против Brexit. Народ считает его принятие ни чем иным, как популистской глупостью.
Вы мне скажете: народ, значит, сначала проголосовал за Brexit и тот же самый народ теперь против него?
Народ, да не тот.
Как известно, затевали Brexit люди из партии Бориса Джонсона – консерваторы. Вы не поверите (но я проверял это в разговорах со многими британцами, людьми «в теме»), но затевали они его, вовсе не рассчитывая, что он пройдёт. Да-да. Собирались просто, как сейчас говорят, хайпануть. И это им удалось: в итоге Консервативная партия получила большинство в парламенте. Но «побочным эффектом» той многомесячной и весьма мощной, звучавшей из каждого говорящего ящика пиар-кампании стало то, что народ на референдуме взял и проголосовал за! За него, будь он неладен – Brexit.
Теперь о народе. Какой, собственно, народ – так сказать, территориально и интеллектуально. Известно, что подавляющее большинство в жителей Лондона и других крупных городов категорически не восприняло идею выхода Великобритании из ЕС и проголосовало против Brexit. А за отдало свои сердца и подписи огромное население фермерской, патриархальной Англии… ну, и некоторых других территорий Соединенного Королевства (неслучайно оговариваюсь: именно некоторых – к этому мы ещё вернёмся). Голосовала эта публика, как мне представляется, по принципу «Мы вам покажем!» Трезвой оценки последствий – политической, экономической… да какой угодно – от неё ждать не следовало. Но ведь спросили. И получили ответ.
(Тут мне придётся сделать небольшое и не очень лирическое отступление, расставив личностные точки на i. Будучи уже много лет осознанным и убеждённым либералом, я, с приходом некоей зрелости ума, стал чётко разделять либерализм и демократию. Последняя, напомню, что означает – власть народа, демоса. Это, уточним, когда «каждая кухарка может управлять государством». Неужто не насмотрелись мы этих кухарок?! С советских времён и по сей день многие из них нами управляли и управляют. К чему это приводит, не надо объяснять. А если надо объяснять, то не надо объяснять. Государством должны управлять просвещенные и честные люди, профессионалы-управленцы и профессионалы в своей сфере, пользующиеся доверием народа. Слово «честные», кстати, вынесу в отдельное предложение. У самого же народа хватит и других дел – не менее важных: производить материальные, а порой и духовные ценности. Не «властвовать»… а то он такого наворотит! В этом контексте не буду особо педалировать моё отношение ко всем и всяческим референдумам и прочим «Да. Да. Нет. Да» – и так, надеюсь, понятно. Британская «игра с Brexit» это подтвердила, став, опасаюсь, для страны серьёзным историческим уроком).
Великая Британия доигралась в демократию (не путать с либерализмом!) – Brexit принят.
Что теперь?
Сначала о нашем, о корпоративном: создаст ли он проблемы с туризмом? Почти половина (то есть 45%) опрошенных VisitBritain европейских путешественников очень этим обеспокоена, о чём также информирует «Интерфакс-Туризм». Привыкшие к комфортным путешествиям, жители континента переживают: а вдруг будут проблемы с мобильным роумингом, а вдруг начнут отменять рейсы или – вообще о ужас! – придётся стоять в очереди за визой.
Я-то вообще думаю, что не отразится всерьёз никакой Brexit на туризме в страну с таким потрясающим потенциалом, с таким несметным (для маленького островного государства) числом интереснейших музев, парков, замков и других объектов показа. 38,5 миллиона человек посетило в минувшем году Великобританию, а в 2020 году прогнозируется, несмотря наа Brexit, аж 39,7 миллиона.
Проблемы же он, скорее, сулит самой стране: экономические, политические. Не стану в это углубляться – не моя тема. Но – то, что на поверхности: перезаключение всех договоров, в которых Великобритания участвовала в рамках ЕС. Да, это так, в основном, «технический вопрос»… хотя, на самом деле, не факт. Тут важнее другое: не станем забывать, это именно Соединённое Королевство, в составе которого, например, Шотландия – категорический противник самой даже идеи обособленчества. Ведь вся её экономика завязана на торговлю природными ресурсами с Германией и другими материковыми странами. А уж с Северной Ирландией и вовсе всё непросто, причём многие десятилетия; её статус в составе Королевства во многом обеспечивается свободой пересечения границы с Ирландией, известное же дело: Белфаст и Дублин – фактически родные братья.
Так что, ничтоже сумняшеся, позволю себе предположить: с тяжёлым сердцем подписывала сегодня Её Величество Закон о Brexit. Умная ведь женщина.