Константин Исааков, публицист: «Над пропастью во лжи»
Последние да и не только самые последние события в очередной раз продемонстрировали всем нам стилистику государства, частью которого все мы являемся. Фейковое единство масс, подогнанная под выгодную статистика, имитация заботы о народе, двоестандартность правосудия, враньё с медийных трибун – всё это разные лики одного и того же явления, которое я бы отнёс не к идеологии (её тут точно не ночевало) и даже не к коммерции (можно ли называть грабёж коммерцией?), а именно к стилистике Государства Российского. Имя этому явлению – ложь.
Ложь как форма существования давно уже процветает во всех сферах жизни. И можно сколько угодно сетовать, что к власти в стране пришли не те люди – так мы же их к ней допустили. Или что в российском национальном коде самоуважение вытеснено страхом и преданностью хозяину.
Но, позвольте, ведь ложь и в прежние времена на наших необъятных просторах росла, цвела и бурно размножалась почкованием.
Цитируя в школьных сочинениях советских лет праведно-страстные слова горьковского героя «Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека!», написанные «буревестником революции» в самом начале XX века, мы, дети, возможно, до конца не осознавали (ну, а взрослые далеко не все готовы были нам разъяснить), что последовавшие за этими прекраснодушными прокламациями события полностью выхолостили их смысл. Правда в советское лихолетье вовсе и не стала богом свободного человека – внутренней свободы не хватило большинству. Богом стал страх. Ну, и умение приспособиться… но к нему мы ещё вернёмся.
«Мы говорим: Ленин, подразумеваем: партия. Мы говорим: партия, подразумеваем: Ленин». Опять же ложь. Да ничего мы при этом не подразумевали – просто так было принято. Имитация. И не поэт, изломанный эпохой и написавший эту дурную формулу, виноват – он выживал, втайне мечтая «строчить романсы на вас». Виновато наше «кухонное» приспособленчество.
Что до «буревестника революции» – то, да, накликал. Только ведь никакой революции в событиях октября 1917-го,на самом деле, не было. Кучка мизантропов во главе с главмизантропом Ульяновым-Лениным случайным образом подхватила и надолго ухватила безвольно брошенную власть. Революция (сравним с историей Франции, например) в России тоже была имитацией – ложью. И в этой лжи мы застряли на долгие и мучительные годы.
Но подождите, разве не лгали, не притворялись, не имитировали на Руси в прежние времена? В эпоху ордынства, например. Клялись в вечной дружбе ордынским ханам, роднились с ними – а что, сильному надо уступать, смиряться перед ним. Многое ли в этом смысле изменилось в России? По-прежнему уступаем, смиряемся. Нас мало, а их – вон сколько. А главное, в их руках – плётка (финансовая, законодательная, ядерная). Хозяева. Ну, а ордынство – умение схитрить, приспособиться – всё это в нас по сей день. Наследники Орды.
Не знаю, стоит ли углубляться в иные, более ранние эпохи – во времена принятия Русью христианства. Религиозная тема взрывоопасна, стараюсь её избегать. А потому, никак не оценивая результата, напомню только то, что князь Владимир был человеком весьма хитроумным и расчётливым. Перед тем, как принять решение, он отправил послов своих в представительства самых разных конфессий, и именно из византийской вернулись послы с особо щедрыми дарами и с не менее щедрыми посулами. С тех пор и процветает на Руси не только византийское православие, но ещё и византийское царедворство, интригантство, ритуальность взамен реальности. Византийская ложь.
Я знаю, были, есть и будут в России люди, которым сама стилистика лжи, притворства, имитаций – невыносима. Но голоса их слабы, и серьёзного резонанса в массах они не имеют. Их единицы? сотни? пусть даже тысячи – понимающих, что путь лжи – это путь над пропастью. Мало! Архимало, чтобы побороть историческую традицию лжи!
Но, с другой стороны, над этой пропастью моя страна уже живёт много веков (кстати, возможно, следовало бы назвать этот текст «По-над пропастью во лжи» – ну да, «вдоль обрыва, по–над пропастью, по самому по краю»). Продолжим ещё сто лет? Не готов я как-то к этому.
Россия, не ври!
-0-