Константин Исааков: «Иммерсивная экскурсия в поисках жанра»
С недавних пор я всё чаще оказываюсь на называемых иммерсивных экскурсиях, которые заметно отличаются от наших с советских времён привычных «посмотрите налево, посмотрите направо». Отличающихся не только форматом, который предполагает заранее написанный авторский текст, звучащий в ваших наушниках. Но в большей мере даже тем, что апеллирует он, этот текст не к вашей механической памяти. А к памяти эмоциональной.
Согласитесь, первый, исторически привычный подход не так чтобы очень продуктивен. Сколько бы самый что ни на есть опытный и влюблённый в тему гид ни потчевал вас цифрами и фактами, вы, в лучшем случае, запомните процентов пять из его монолога в микрофон. А в худшем, просто заснёте.
С новомодным иммерсивом всё иначе. Хотя цель, казалось бы, та же: погрузить вас в контекст времени и места. Но только без этих самых цифр и фактов (либо с минимумом таковых). А через эмоции. Эмоции, звучащие в ваших наушниках. Заблаговременно сформулированные и, как правило, красиво написанные (к написанию обычно к написанию таких текстов привлекаются литераторы разной меры таланта, но всегда профессиональные).
За несколько этих октябрьских дней мне довелось поучаствовать в двух иммерсивных экскурсиях двух жанров. И в обоих случаях был некий герой. Кто он? Зачем он? Начну с экскурсии второй, совсем недавней. Её на днях провела в Пятигорске для нашей журналистской группы ТОП-менеджер сферы гостеприимства из Ставропольского края Ирина Бервиненко (это происходило как часть культурно-познавательной программы для прессы на проходившем в Минводах финале всероссийского конкурса «Мастера гостеприимства» в рамках президентской платформы «Россия - страна возможностей»). Аудиотекст, написанный весьма литературно, хоть и несколько витиевато, призывал нас, слушателей и экскурсантов, открыть свои сердца красоте, оказавшись среди здешних достопримечательностей и великолепия природы.
И было чему восхититься, открыть сердце: Пятигорск, кто бы сомневался, красив. Горные панорамы, классический курортный парк, цветники, знаменитый «Провал» и венчающая всё это роскошество Эолова арфа, архитектура позапрошлого столетия – всё это являет нам своего рода город-образ с этаким неповторимым итало-кавказским «акцентом». И, конечно же, впитанной многими из нас со школьных лет лермонтовскими (а отчасти и толстовскими, пушкинскими) строчками.
Не удержусь, однако, от уточнения (проводил я несколько лет назад и лермонтовские, и пушкинские литературные вечера - филологически вполне в теме): болезненная, хоть и, без сомнения, гениальная лира Лермонтова, а особенно в прозе – выстраданной и ни разу не вторичной, предложена пятигорским курортникам-экскурсантам в довольно страстном, но при этом вполне-таки школьном и, увы, пафосном изложении. А в жизни-то всё было иначе, и на этот счёт есть множество источников.
Изысканный, но весьма саркастически по жизни настроенный поэт, на чьём счету немало хладнокровно порушенных женских судеб и участие не в одном десятке дуэлей (впрочем, это было и у Пушкина: накануне дуэли с Дантесом уже случилось их целых 37!), систематически доставал Мартынова своей беспощадно язвительностью... и таки достал. Не станем забывать: сия коллизия была автором собственноручно «отрепетирована» в его «Герое нашего времени» (тандем Лермонтов-Мартынов мало чем отличается от «дуэта» Печорин-Грушницкий).
Но Бог с ним, с погибшим в Пятигорске замечательным, но с дурным характером поэтом: возможно, курортнику, гуляющему по городу после очередной санаторной ванны, только так и надо преподносить биографические подробности кумиров: о мёртвых – «или – или».
По мне, всё же главный недочёт (не скажу, что уж вовсе «незачёт») этого типа иммерсивной экскурсии - в том, что её автор фактически «слился в экстазе» с героем, не выпестовал из себя этого самого героя. А потому разговор он ведёт не от первого лица и не из личного сердца. Страстно при этом призывая слушателей открыть их сердца.
Мне думается, призывай ты сколько угодно и какими угодно распрекрасными словами, но сначала будь любезен покажи (а не просто декларируй) своё, лично твоё открытое сердце! Только в этом случае твоя декларация превратится в настоящее, живое переживание. И вызовет у слушателя сопереживание – даже у самого замоченного и замороченного в оздоравливающих ваннах курортника.
Именно по этому пути и пошли авторы другой иммерсивной экскурсии - InVisible Samarkand, в которой мне довелось принять участие примерно за неделю до уже упомянутой. В Самарканде я оказался в составе группы журналистов, которым показывали недавно открывшийся здесь роскошный туристический комплекс Silk Road Samarkand. За год до этого я видел его в состоянии «полуфабриката» - строящимся. А совсем недавно тут, в новом Конгресс-центре, прошёл саммит ШОС.
И была в программе этой поездки иммерсивная экскурсия по Самарканду, городу старинному, архитектурно выразительному и к тому же ранее большинством из нас всё-таки бегло осмотренному.
Но тут с нами поделились чувствами открыто, от первого лица: рассказали нам некую историю. Историю, герой которой через много-много лет приезжает в ребёнком покинутые родные места. И сопровождает нас в прогулке по бедным кварталам своего детства.
Ведёт, впрочем, и через прекрасную площадь Регистан, по улицам - и старинным, и современным, к той самой пятиэтажке, под балконом которой он ждал любимую.
Перед нашими глазами проходит не только сам город Самарканд, но и вся жизнь героя, ставшего с годами гражданином совсем иной страны и завзятым путешественником - по сути, гражданином мира. Этот герой – я настолько живой и остро чувствующий, что по окончании нашей экскурсии я попросил организаторов дать мне его контакт.
А мне ответили: нет его, он придуман!
И ведь не поспоришь: «Над вымыслом слезами обольюсь».
Признаться, не всем в нашей группе такой подход пришёлся по душе. Тем коллегам, что ориентированы на журналистику факта, не хватило конкретной информации.
Полноте, но ведь вся она давно есть в Интернете! А мне представляется, что будущее – как раз за туризмом впечатлений, эмоций. И прекрасно, когда они ещё и личностно окрашены.
Пусть даже от лица придуманного.
С нетерпением жду иммерсивной экскурсии InVisible Moscow. Говорят, есть и такая.
-0-
КИ