
Эксперты и журналисты о влиянии речного туризма на экономику малых городов
На вопросы Вести Туризм отвечают:
Ольга Черногаева, журналист:
Речной (круизный) туризм может существенно влиять на экономику малых городов, привнося в них новые возможности и развивая различные отрасли.
1. Рост туристического спроса: Круизы привлекают туристов со всего мира, что приводит к увеличению числа посетителей в малых городах. Увеличение потока туристов способствует росту туристической индустрии и увеличению туристических доходов.
2. Создание рабочих мест: Речные круизы требуют большого числа персонала для обслуживания пассажиров, таких как гиды, повара, официанты и т.д. Это создает новые рабочие места в малых городах и способствует росту занятости.
3. Развитие местных предприятий: Круизные пассажиры обычно проводят некоторое время на суше, посещая достопримечательности и местные магазины, рестораны и отели. Это позволяет местным предпринимателям развивать свои бизнесы и увеличить прибыль.
4. Инфраструктурное развитие: Увеличенный поток туристов заставляет города улучшать свою инфраструктуру, включая дороги, развлекательные объекты, доки и т.д. Это приводит к развитию инвестиций в города и созданию новых возможностей для развития.
5. Расширение культурного и образовательного опыта: Речные круизы могут предлагать экскурсии и посещения местных исторических и культурных объектов. Это позволяет туристам узнавать больше о культуре и истории малых городов, что в свою очередь приводит к сохранению и презентации местного наследия. В целом, речной туризм может стимулировать экономическое развитие малых городов, привлекать инвестиции, создавать новые рабочие места и развивать местные предприятия, что представляет важную часть их экономики.
Дарья Зубрицкая, директор по маркетингу и коммуникациям цифровой платформы для организации командировок и управления расходами Ракета (ООО "Ракета").
Стоит отметить, что и в 2022, и в 2023 году отмечается повышение спроса на речные круизы в России.
В 2022 году фиксировали до 40% увеличения спроса. Сюда входят в том числе и водные поездки по малым городам.
Интересно, что до 2020 года треть бронирований была от иностранных туристов, сейчас же ситуация изменилась и россияне все больше интересуются отдыхом на воде.
Причем спросом пользуются именно круизы с полноценным трехразовым питанием, экскурсиями, развлечениями. Круизные компании организовывают все новые программы для туристов на борту судов и на берегу, когда останавливаются в городах: концерты, творческие мастер-классы, интеллектуальные клубы, спортивные игры, вечерние шоу-рограммы.
По сути, турист получает этакий водный вариант «все включено», а малые (и не только) города обеспечиваются потоком гостей.
Туристы с круизов посещают местные музеи, достопримечательности, заведения питания, приобретают сувениры, локальные продукты и деликатесы, обеспечивая доход субъектам экономики малых городов.
Кроме того, задействуются местные игроки туристической сферы – гиды, водители экскурсионного транспорта, развлекательные коллективы.
Все это в сумме способствует развитию индустрии и дополнительной выручке компаний, ИП, занятых в туризме малых городов.
Сегодня география таких круизов достаточно обширна: на Соловецкие острова, в Кижи, Валаам, по Енисею, по Волге от севера до юга с посещением Углича, Астрахани, через Елабугу, по Каме, Белому морю и т.д.
У туристов есть возможность открыть для себя множество новых направлений и локаций, а регионам, малым городам развиваться в тревел-индустрии.
Алексей Кошляков, PR директор международного сервиса заказа трансферов i’way

Речной круизный туризм имеет значительное влияние на экономику малых городов. Важно подчеркнуть, что воздействие может различаться в зависимости от конкретных обстоятельств и инфраструктуры региона, но в целом, речной круизный туризм способствует развитию малых городов следующими способами:
Туристический спрос: Прибытие круизных кораблей привлекает тысячи туристов, что создает новый источник спроса на услуги и товары местных предпринимателей. Это означает, что рестораны, магазины, отели, местные туристические агентства и другие предприятия имеют возможность увеличить прибыль и расширить бизнес.
Занятость: Круизы генерируют рабочие места для местных жителей. Относительно невысокие требования к квалификации позволяют разнообразным слоям населения найти работу в сферах обслуживания, туризма и гостеприимства.
Инфраструктура: Для привлечения туристов, малые города инвестируют в развитие своей инфраструктуры. Это включает в себя улучшение пристаней, создание достопримечательностей, обновление общественного транспорта и обеспечение безопасности.
Продвижение региона: Круизы помогают популяризировать малые города и их культурное наследие. Туристы, посещая эти места, могут стать посредниками, рассказывая о своих впечатлениях и привлекая новых туристов.
Диверсификация доходов: Экономика малых городов, зависящих от одной отрасли, может быть уязвимой. Речные круизы предоставляют возможность разнообразить источники дохода и уменьшить риски. Однако, следует отметить, что круизный туризм также может создать вызовы, такие как увеличение нагрузки на экологическую среду и инфраструктуру. Поэтому важно, чтобы местные власти и предприниматели сотрудничали, чтобы максимизировать пользу от круизного туризма, минимизируя его негативное воздействие.
Сергей Гатаулин, Москва.

Развитие малых городов в нашей стране может и должно разрушить стереотип о монополии на комфортную жизнь жителей мегаполисов, но это задача, которая, во-первых, не может быть решена одномоментно, во-вторых, требует господдержки, как минимум, на начальном этапе.
Речной туризм может выступать одним из драйверов устойчивого развития небольших населенных пунктов прежде всего в части улучшения качества транспортной и городской инфраструктуры, повышения уровня комплексной безопасности и экологических стандартов, увеличения доли доходов от индустрии HoReCa в структуре бюджета местного уровня.
Отдельно следует отметить необходимость привлечения частных и частно-государственных инвестиций, то есть работу местных властей по созданию и поддержания благоприятного инвестиционного климата.
К сложностям развития речного туризма в нашей стране можно отметить непригодность некоторых участков рек для промышленного судоходства и недостаточное количество пассажирских суден российского производства, потребность в которых по разным оценкам составляет в горизонте 2035 года от нескольких сотен до нескольких тысяч единиц.
-0-