Ануфриенко Светлана: «Можно ли в туризме то, что нельзя в Росгвардии?»
Генеральный директор Туристской Ассоциации регионов России (ТАРР) Светлана Ануфриенко – о разработках гигантских проектов, которые остаются только на бумаге.
На днях появилась новость, с туризмом напрямую не связанная, но вызывающая легкое дежавю и подталкивающая к прослеживанию некоторых параллелей. Скорее всего напрасно: не будем заведомо думать плохо. Но ситуацию разберем.
Как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на первоисточник, Главная военная прокуратура заподозрила четырех генералов и трех полковников Росгвардии в хищениях и злоупотреблениях, связанных с внедрением в структуре внутренних войск МВД и Росгвардии информационной системы «Недвижимость». Система должна была оцифровать и объединить в едином реестре все объекты ведомства. Ее разработка была длительной, осуществлялась в период 2012-2016 годов и потребовала бюджет почти в 200 миллиона рублей. Были заключены договоры с исполнителями… Однако система так и не заработала.
Как выяснилось, разработка существовала только на бумаге, а выделенные на её создание средства были полностью освоены. По итогам проверки составлены материалы для возбуждения уголовного дела о махинациях, ведется расследование.
Очевидно, что зоркое око не дремлет в отношении данной росгвардейской истории. Хотя мало ли их таких историй...
Когда я слышу о чем-то похожем, в частности, о разработке некой информационной системы, на которую выделены немалые средства и которая никак не заработает, вспоминается история многострадальной системы «Электронная путевка».
Вероятно, читатель справедливо заметит, что для запуска этой системы, кроме нее самой, необходима еще и законодательная база. А проект закона об электронной путевке прошел в Госдуме только первое чтение. И, хотя новый глава думского комитета по туризму Сангаджи Тарбаев называет этот законопроект в числе приоритетных, в нижней палате парламента затрудняются дать информацию о сроках его дальнейшего рассмотрения.
Конечно, по экспертным оценкам, существуют объективные технические сложности внедрения самого механизма путевки и его реализации. Об этом много раз говорилось и проводилась соответствующая работа с отраслью.
Но любая работа имеет разумные сроки, свой старт и завершение. Должна, по крайней мере, иметь.
В связи с этим напомним, что инициативе по внедрению электронной путевки уже около семи лет. На разработку самой системы выделялось порядка полумиллиарда рублей. Но до сих пор ее видели только на бумаге и в презентациях.
Работа началась в 2014 году. Планировалось, что электронная путевка как единая информационная система должна ввестись в эксплуатацию с 1 января 2018 года. Первоначально разработчиком системы была компания «Астерос». Однако введение системы в действие по разным причинам не состоялось. Компания-разработчик в начале 2019 года подала на банкротство, а ее собственник исчез.
Далее оператором информационной системы «Электронная путевка» стала структура госкорпорации «Ростех» — АО «Национальные туристические технологии».
В марте уходящего года в офисе АО «Национальные туристические технологии» принимали делегацию представителей турбизнеса, общественников и депутатов в целях продемонстрировать работу системы. Отвечали на вопросы, показывали презентацию, демонстрировали «железо». Однако на предложение экспертов «дать комбайнерам покататься на комбайне», прозвучал отказ: мол, тестирование состоится обязательно, но возглавить его должно Минцифры.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко тоже пообещал, что «до конца мая должно пройти тестирование системы туроператорами под эгидой Минцифры России». И очень надеется, что «уже в ближайшее время будет принят закон».
Не знаю точно, как именно прошли все эти испытания. Надеюсь, что хорошо.
Потому как, подводя итог всему вышесказанному, по состоянию на сегодняшний день, отметим в очередной раз, что продолжается этот нескончаемый и бескрайний процесс.
Закон как бы разработан, но не принят. Система как бы разработана, но не запущена. Деньги освоены (не как бы), и годы прошли (тоже не как бы).
Я уже не говорю о значимости этой системы для индустрии туризма и об упущенной выгоде в виде ясности и прозрачности, которую туротрасль никак не может получить.
Вот и появляются всякого рода дежавю на основе сводок новостей о различных незапущенных системах.
Не на что не намекаю. Просто задаюсь многими вопросами.
Однако к Новому году все надеются, и я в том числе, на всё хорошее.
Вдруг как возьмет, как всё сложится...
А моя заметка просто останется прошлогодней репликой общественности, справедливо возмущенной затянувшимся состоянием дел.
-0-
КИ