images/2023/April2023/23/IMG_7441.jpg

Анна Донченко: «О китайской живописи провинции Цзянсу»

23 апреля 2023 09:27:07
Сохраняя традиции китайской живописи, современные художники провинции Цзянсу, ищут новые приёмы работы кистью и тушью.

Научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН, член Общества российско-китайской дружбы, художник, специалист по китайской живописи Анна Донченко, выступившая на днях на презентации туристского потенциала одного провинции Цзянсу (КНР), рассказывает об истоках и современных трендах изобразительного искусства Китая.

Цзянсу – место, где зародилась китайская живопись

Провинцию Цзянсу можно по праву назвать местом, где зародилось и активно развивается до сих пор уникальное явление мировой культуры - китайская живопись гохуа.  Прекрасная природа, благоприятная социально-экономическая среда и богатое культурное наследие — всё это способствовало развитию живописи в регионе.  Происхождение живописи Цзянсу можно проследить, по крайней мере, до династии Чжоу, а первый расцвет китайской живописи пришелся на времена Вэй, Цзинь, Южной и Северной династий.  В эпохи Мин и Цин, благодаря развитой экономике и глубоким культурным традициям, живопись Цзянсу заняла ведущее положение в стране. Согласно имеющимся статистическим данным, во времена династии Цин в Китае было более 5800 художников, а на Цзянсу приходилось из них до 2700 человек. Большинство современных мастеров также родились в провинции Цзянсу.

Великий живописец и теоретик периода династий Восточная Цзинь Гу Кайчжи (345–406) родился в городе Уси в семье высокопоставленного чиновника. Это первый художник, имя и образ которого остались в истории Китая. Его считают родоначальником китайской живописи. Несмотря на то, что в письменных источниках говориться о множестве работ, ни один оригинал не сохранился, и до наших дней дошли только выполненные позднее копии. Гу Кайжи был очень талантливым художником и поэтом, современники называли его «непревзойдённым по увлечённости, непревзойдённым по таланту и непревзойдённым в живописи». Изображая людей, художник особое значение придавал выражению глаз, считая, что в первую очередь необходимо передать внутренний мир персонажа и его характер. Линии на его работах выполнены настолько виртуозно, что их часто сравнивают с шёлковыми нитями, выпускаемыми весенним шелкопрядом.

Гу Кай Чжи. Фея реки Ло顾恺之  洛神赋图

Гу Кайчжи был выдающимся теоретиком, он написал ряд трактатов по живописи. Среди них «Изображение гор Юньтай», «Рассуждения о живописи» и «Восхваление живописи Вэй-цзина», которые считаются наиболее ранним систематическим изложением теории живописи в Китае. В этих трактатах Гу Кайчжи говорит о том, что задачей формы является выражение духа. Для изображения объекта художнику необходимо было не только тщательно изучить внешние проявления, но и постичь и проникнуться его духом, чтобы передать внутреннюю суть, а не просто форму. Последующие поколения художников остались верными этой концепции. Гу Кайчжи не только собрал и систематизировал накопленные до него знания в области живописи, но и разработал собственные теории, оказавшие большое влияние на развитие живописи.

В эпоху Юань создавали свои удивительные картины четыре великих мастера - Ни Цзань, Хуан Гунван, У Чжэнь, Ван Мэн. Все они были уроженцами низовьев реки Янцзы.

Ни Цзань (1301–1374) родился в Уси. Прекрасный поэт, каллиграф и живописец, он был страстным коллекционером и собрал богатое собрание произведений каллиграфии и живописи. О своих представлениях о живописи Ни Цзань говорил, что он руководствуется чувствами, а не стремлением к «точному подобию». Нарисовать бамбук, это словно высвободить что-то из своей груди, и не важно, густа листва или редка, а стебли прямы или изогнуты.

                                 Ни Цзань. Маленькая беседка 容膝斋图

Несмотря на это, в своих работах мастер никогда не пренебрегал схожестью, его бамбук всегда был именно бамбуком, а листва и длина никогда не нарушали ритма и гармонии. Ни Цзань любил рисовать горы близ озера Тайху. Его пейзажи просты и изящны, исполнены в основном светлыми тонами туши. О его стиле говорили: «Кажется, что у него тушь стоит дороже, чем золото». 

Хуан Гунван (1269–1354) – уроженец Чаншу, начал свою карьеру с небольшой чиновничьей должности. По ложному обвинению попал в тюрьму, а после освобождения работал прорицателем. В его жизни были взлёты и падения, но любовь к живописи и музыке не угасала.

Хуан Гунван. Жилище в горах Фучунь 黄公望 富春山居

Путешествуя по своим родным местам, Хуан Гунван постоянно рисовал, скрупулёзно изучая происходящие в природе изменения. Самая известная работа мастера называется «Жилище в горах Фучунь», этот свиток является классическим образцом монохромного пейзажа.   

Четыре великих художника эпохи Мин, «школа У» (У – другое название Сучжоу) - Шэнь Чжоу, Тан Инь, Вэнь Чжэнмин и Чоу Ин.

Тан Инь (1470–1523) родился в Сучжоу. Об этом художнике ходит множество легенд и преданий, немало из которых были просто выдуманы. Он происходил из богатой и знатной семьи, но по злому стечению обстоятельств был несправедливо обвинён в нечестности и изгнан с экзаменов. Был вынужден зарабатывать себе на жизнь живописью, и скончался в нищете. Работы в жанре «люди» Тан Инь писал преимущественно в академической манере, требовавшей четкости контуров, однако в трактовке женской красоты он придерживался своей, оригинальной позиции, выдавшей в нем художника-интеллектуала. Именно этой свой эстетической позиции Тан Инь отличается от рядовых художников-профессионалов.

                              Тан Инь. «Придворные дамы Ранней Шу» 唐寅 王蜀宫妓图

Что касается пейзажного жанра, то и тут Тан Инь добился большого успеха, причем в количественном отношении его пейзажи занимают даже более важное место, чем портреты.

          Тан Инь. Павильон Цзяншэн под соломенной крышей  唐寅  江深草阁图

Шэнь Чжоу (1427 – 1509) – уроженец области Чанчжоу (современный округ Сучжоу провинции Цзянсу), художник-интеллектуал, был человеком разностороннего дарования и широкой эрудиции. Он был не только выдающимся живописцем, но и талантливым поэтом и каллиграфом. Его живописный стиль оказал огромное влияние на живопись последующих эпох.

       Шэнь Чжоу. Уединённая жизнь у реки Цинцзян  沈周 清江幽居

Благодаря многим поколениям художников складывались традиции китайской живописи, которые живут и развиваются до сих пор. Регион Цзянсу был и остаётся центром сосредоточения национальной живописи Китая.

Живопись Цзянсу, традиции и современность

 С конца XIX и начала XX веков вслед за стремительными изменениями в китайском обществе и притоком западной культуры и искусства в китайской живописи произошел ряд изменений. Под влиянием западной школы живописи начинается трансформация китайской живописи из классической формы в современную. Ведущую роль в этом процессе сыграл регион Цзянсу. В первой половине XX века в Цзянсу можно выделить две основных группы художников: это приверженцы традиционного стиля и сторонники синтеза китайской и западной живописи. Большинство мастеров, относящихся ко второй группе, получили художественное образование за границей либо изучали масляную живопись в Китае.  

У Гуаньчжун (1919–2010) - представитель современной китайской живописи XX века, родился в Исине. С 1936 по 1942 годы учился в Академии художеств в Ханчжоу. В 1947 году поступил в Национальную высшую школу изящных искусств в Париже, где обучался по специальности «История изобразительного искусства Запада». За три года учебы он сумел познакомиться с западным искусством в целом и особенно глубоко проникнуться современным западным искусством. Большое влияние на творчество художника оказало творчество Ван Гога.

У Гуаньчжун посвятил всю свою жизнь созданию национальной масляной живописи, а также модернизации китайской живописи. С 1950-х по 1970-е годы У Гуаньчжун писал пейзажи маслом и работал над формированием национальной школы масляной живописи. Он стремился соединить живость изображения природы в европейских картинах и богатство цветов масляных красок с духом традиционного китайского искусства и его эстетическими идеалами.

У Гуаньчжун. Деревня на воде в Цзяннань 吳冠中 江南水

С 1970-х годов У Гуаньчжун постепенно возвращается к китайской национальной живописи. Он использует традиционные материалы и инструменты, чтобы выразить современный дух и способствовать обновлению живописи гохуа. Мастер часто обращается к пейзажному жанру, у него выработался свой особый, узнаваемый стиль. Работы У Гуаньчжуна отражают красоту природы Китая и сочетают в себе тонкость китайской кисти и туши с гармонией цветов западной масляной живописи.

Ли Кэжань (1907–1989) родился в городе Сюйчжоу в небогатой семье. Родители постарались дать ему хорошее образование и в возрасте семи лет отдали в частную школу. С ранних лет Ли Кэжань проявлял большой интерес к живописи. В 16 лет он поступил в частную художественную школу в Шанхае, а в возрасте 22 лет стал слушателем Исследовательского отделения Художественного института Сиху в Ханчжоу, где изучал технику рисунка и масляной живописи. Китайской живописи Ли Кэжань учился у выдающихся мастеров той эпохи - Ци Байши и Хуан Бинхуна.

                                     Ли Кэжань. Кленовая роща в лучах заката 李可染 枫林暮

Он объехал почти весь Китай и сделал большое количество зарисовок, на основе которых потом создавал свои картины. Девизом мастера было: «Составить летопись гор и рек Родины». В работах этого выдающегося художника соблюдение традиций сочетается с новаторством, его картины проникнуты большой выразительной силой. Любимым жанром Ли Кэжаня был пейзаж. Он активно преподавал и писал работы по теории живописи, многие его ученики стали известными художниками.

Сын деревенского художника, Сюй Бэйхун (1895–1953) родился в Исине. Он был выдающимся живописцем, талантливым педагогом, ярким общественным деятелем и пропагандистом китайской живописи.  В своём творчестве ему удалось соединить идеи западного классического реализма и философию традиционной китайской живописи. В юности Сюй Бейхун изучал Линнаньскую школу живописи, а также посвящал много времени копированию иллюстраций из средневекового трактата «Слово о живописи из сада с горчичное зерно».

В 1919 году после успешной сдачи экзамена он получил государственную стипендию для обучения в Национальной высшей художественной школе в Париже. Вернувшись в 1927 году в Китай, художник стал вести активную преподавательскую деятельность в Нанкине, Пекине и других городах. В 30-е годы организовывал выставки традиционной китайской живописи в Европе и СССР. После 1949 году стал первым председателем Всекитайского союза работников искусств. Сюй Бэйхун выступал за реформу художественного образования, ратовал за реформирование традиционной живописной техники на основе внедрения лучших достижений западной школы живописи. Он внёс неоценимый вклад в развитие китайской живописи и воспитал плеяду художников Нового Китая.

Фу Баоши (1904–1965) родился в Синъю в бедной семье. С ранних лет он проявлял большой интерес к живописи и вырезанию печатей, но был вынужден работать подмастерьем в фарфоровой лавке. Один из учителей начальной школы помог талантливому мальчику поступить в педагогическое училище на вечернее отделение и успешно закончить его. В 1932 году в городе Наньчан состоялась судьбоносная встреча Фу Баоши с Сюй Бэйхуном. Сюй Бэйхун был очень впечатлён работами молодого художника и рекомендовал его официальным лицам провинции. Благодаря этой встрече Фу Баоши смог поехать в Японию чтобы изучать западное искусство в императорском Училище искусств. После возвращения в Китай он преподавал живопись в различных учебных заведениях, а в 1960 году возглавил вновь образованную Академию китайской живописи Цзянсу.

Фу Баоши был выдающимся мастером, умеющим с удивительной выразительностью изображать пейзажи и людей. Его пейзажи, выполненные в изысканной и сдержанной цветовой палитре, примечательны удачным использованием методов «наплёсканной туши» и «накапанной туши».

                                                Фу Баоши. Поэзия Ши Тао 傅抱石 石涛诗意图

Создание Китайской Народной Республики в 1949 году открыло новый этап в развитии китайской живописи. Вслед за социальными изменениями менялись формы и идейная направленность художественных произведений. Художники Цзянсу создавали работы, которые отражали новую эпоху и жизнь простого народа. Руководство страны придавало большое значение сохранению и развитию национального художественного наследия. С 1957 году группа выдающихся художников провинции начала процесс создания Академии китайской живописи провинции Цзянсу, и в 1960 году она была официально открыта. Первым ректором академии стал известный китайский художник Фу Баоши.  Академия китайской живописи провинции Цзянсу является одним из трех крупнейших высших учебных заведений, где изучается китайская живопись.

Когда Академия живописи была официально создана, поставленной целью было реализовать партийную политику «двух действий» и «двух сотен», пойти по пути «обучения у природы» и создавать произведения китайской живописи, соответствующие времени.

Осенью 1960 года  Фу Баоши собрал «Рабочую группу традиционной китайской живописи провинции Цзянсу», состоящую из 13 художников, чтобы за три месяца объехать практически всю страну и запечатлеть в своих работах прекрасные пейзажи Нового Китая. В мае 1961 году в Пекине прошла «Выставка эскизных работ нового облика гор и рек», которая вызвала большой резонанс и получила восторженные отзывы. Новаторские идеи, воплощенные в работах выставки, и их соответствие новому времени оказали большое влияние на дальнейшее развитие национального изобразительного искусства и позволили Академии китайской живописи Цзянсу занять лидирующее положение.

В наши дни Академия продолжает традицию, заложенную её при основании: учиться у природы и отражать дух времени.  В этом учебном заведении не только сохраняют богатое наследие китайского изобразительного искусства, но и поддерживают новаторские поиски и создают условия для индивидуальной творческой свободы. За последние 20 лет более 100 произведений художников Академии были отобраны для национальных художественных выставок, получено около 50 национальных и международных высших наград, а также более 90 мастеров отмечены наградами за выдающиеся достижения. В целях содействия развитию китайской живописи Академия учредила «Премию Фу Баоши», присуждаемую каждые три года. 

В настоящее время академию возглавляет Чжоу Цзинсинь (1959 – ). Картины Чжоу Цзинсиня с изображением людей отличаются чрезвычайно выразительной работой кистью и тушью. Простыми выразительными средствами художник акцентирует внимание на характере и внутреннем мире персонажей. Чжоу Цзинсинь предпочитает изображать фигуры крупным планом, как бы поворачивая их лицом к зрителю. Персонажи в его произведениях заполняют большую часть пространства и их невозможно игнорировать. Художник считает, что, сохраняя традиции китайской живописи, необходимо находить новое понимание и приёмы работы кистью и тушью.

                           Чжоу Цзинсинь. Набросок фигуры человека  周京新  人物写生

В провинции Цзянсу большое внимание уделяется сохранению культурного наследия региона. Создаются новые музеи и художественные галереи. Так в 2018 году в Юйси (город Нантун) был открыт Художественный музей «Дамин Июань», основную часть экспозиции которого занимает коллекция картин известного художника, ректора Китайской академией живописи «Цинлюй шаньшуй» Гу Дамина. Его сине-зелёные пейзажи выполнены в характерной авторской манере, сочетающей в себе глубокое знание исторического наследия этого самого древнего вида традиционного пейзажа и новаторские приёмы и художественно видение современной эпохи.  

Гу Дамин (1960 – )родился в г. Наньтун провинции Цзянсу. Национальный художник первой категории, член Китайского союза художников, член Совета по содействию развития искусства национальных меньшинств, редактор газет «Художники» и «Современная живопись и каллиграфия», заместитель главного редактора журнала «Китайская национальная живопись и каллиграфия» при Министерстве культуры КНР.

Гу Дамин. Прекрасный пейзаж顾大明  青山绿

Он давно мечтал создать художественную галерею в своем родном городе, которая не только бы давала возможность увидеть традиционную китайскую живопись, но и стала платформой для сохранения, развития и обмена традиционной китайской культуры, а также позволила привлечь больше внимания к древней истории Юйси, стать движущей силой экономического и культурного развития этого замечательного места. Идея получила поддержку со стороны Народного правительства и Комитета партии провинции Цзянсу, и было принято решение о создании Парка искусств Дамина. Согласно плану, общая площадь парка составит 7000 квадратных метров, строительство будет завершено в три этапа. Открытие художественной галереи площадью 2500 квадратных метров стало завершением первого этапа. В пяти выставочных залах галереи представлено более 40 произведений Гу Дамина, большая коллекция картин, подаренных известными китайских художников, членами Китайского союза художников, а также более чем 700 предметов старины, которые художник Гу Дамин собирал по всему Китаю в течение многих лет.

-0-

подписаться на новости

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников