Алексей Новик, Travel Marketing Group: ...обходимся своими силами
Вести Туризм: Как лично вас (и организацию, где вы работаете) коснулась ситуация связанная с пандемией?
Несмотря на то, что наша компания работает на нескольких направлениях - это и отправка туристов на лечение в европейские страны и помощь зарубежным SPA-отелям и министерствам туризма в продвижении их продукта на рынок СНГ, происходит с нами сейчас примерно то же, что и со всеми остальными компаниями в отрасли, а именно полная остановка деятельности. С 16 марта, когда Чешская Республика и ряд других европейских стран объявили о закрытии границ, мы неделю организовывали экстренный вывоз гостей с курортов домой, работая в режиме 24/7. Как только последний гость уехал, начали решать финансовые вопросы с отелями/авиакомпаниями, так как ситуация экстраординарная, и многие партнеры просто не понимали, что вообще происходит и что делать дальше. Сейчас компания на паузе.
После ситуации 2014 года, когда скачок курса валют и ситуация с банкротством крупных ТО сильно ударила по отрасли, мы, конечно же, готовились к "черному дню". Правда не предполагали, что он может быть настолько черным. Внутренних резервов хватает на выплаты заработных плат и иных обязательных платежей, мы стараемся удерживать нашу команду, однако, все понимают, что если ситуация с закрытием границ продлится до осени, то никакого внутреннего резерва уже не хватит.
Тем не менее, мы стараемся извлечь какой-то позитив из этой ситуации, используя свободное время для повышения уровня образования сотрудников (отдел маркетинга находит и адаптирует образовательные программы для нашей деятельности), а так же для выстраивания плана дальнейшей работы на обновленном посткризисном рынке.
Вести Туризм: Что вы намерены делать дальше?
Это зависит от того, когда и если все закончится. В случае, если самые оптимистичные прогнозы подтвердятся и мы сможем запустить бизнес к началу лета, то нам предстоит огромная аналитическая работа, так как предстоит искать новых партнеров вместо уходящих с рынка, переделывать наши продукты либо искать альтернативные пути получения прибыли. И, конечно же, теперь вся наша работа будет строиться с условием возвращения вируса в любой момент. Если ситуация пойдет по иному сценарию, и границы стран будут закрыты до осени или еще больше, то, боюсь, придется просто менять вид деятельности.
Вести Туризм: Надеетесь ли вы на помощь государства, и если да, то на какую?
Офисы компании расположены в нескольких странах, и везде ситуация с господдержкой разная. Конечно же, как и любой компании, нам хочется видеть финансовую помощь от государства, хотя бы для того, чтобы можно было выплачивать заработные платы сотрудникам и не растить безработицу, но мы реально оцениваем ситуацию и пока что обходимся своими силами. Чего мы реально ждем, так это преодоления той кризисной ситуации в экономике, которая уже началась и будет набирать обороты с каждым днем. Если у населения банально не будет денег на отдых или поддержание своего здоровья, то никакие меры господдержки ни одну туристическую компанию не спасут.