images/02112019/0.jpg

В Крыму состоялся новый экофестиваль Алушта.Green

16 ноября 2019 11:57:49
Гульчанак Ханнанова считает, что новый фестиваль вполне может стать культовым для Алушты
Гульчачак Ханнанова

Практически всё население города и море туристов, собравшихся на набережной так называемого Профессорского уголка этого города, стали свидетелями уникального яркого шествия. Все костюмы и огромные движущиеся фигуры для него были сделаны из … отходов производств и мусора - с тем, чтобы подчеркнуть значение чистоты экологии для морского побережья.

Символом фестиваля стали идеи разумного потребления, отказ от лишнего и засоряющего среду в обиходе, защиты животных и здорового образа жизни. При этом Алушта стала первым российским городом, где прошел карнавал в духе знаменитого американского Burning Man - c гигантскими платформами в форме нуждающихся в защите животных с водруженным на них мобильным танцполом и диджеями из «звезд» хип-хопа. Таким образом в городе поддержали крепнущее по всему миру экологическое движение.

Не засорять мир лишним

Экологическая тема для россиян сегодня наиболее актуальна, прежде всего, в свете того, что непосредственно касается каждого из нас и каждый день — вводимого в нашей стране раздельного сбора мусора. Организаторы фестиваля современной культуры и экологии Алушта.Green поставили вопрос намного шире. «Нашей задачей было обратить внимание общества на необходимость не просто сохранять окружающую среду в чистоте, но и не засорять мир ненужными вещами, максимально использовать то, что мы уже имеем», - рассказала продюсер фестиваля Юлия Бычкова.

На прекрасно отреставрированной набережной в районе так называемого Профессорского уголка Алушты повсеместно расположили урны для раздельного сбора мусора, сделанные в самой экологичной форме - из дерева или просто картонных коробок.

Волонтеры прямо на набережной помогали людям бесплатно отремонтировать старые обувь и одежду - дабы удержать их от покупки лишней новой пары или шмотки. Тут же шили из обрезков тканей и раздавали всем желающим многоразовые бахилы и авоськи вместо привычных полиэтиленовых. Вместе с детьми расписывали старые майки, давая им вторую жизнь, выставили стойку для обмена книгами и вообще всячески поощряли тех, кто посещал на фестивале три эко-станции, три «Re”: Re-Pair — бесплатную мастерскую по ремонту старых вещей, Re-Use — точку распространения многоразовых вещей вместо одноразовых, и Re-Cycle, где можно было подробнее узнать все о переработке мусора в Крыму. Лозунг «Продлевая жизнь любимым вещам, уменьшаем объемы отходов и снижаем нагрузку на природу» вошел в перечень специально разработанных для фестиваля «Зеленых рекомендаций для гостей Алушта.Green».

На фудкорте праздника главенствовали сетевые рестораны русской кухни «Петрушка» и «Лен&Гречка», предлагающие исключительно экологическую еду типа бургеров из гречневого хлеба. Вместо ставшего для многих россиян каршеринга тут царил так называемый каПшеринг - вместо засоряющей окружающую среду одноразовой пластиковой посуды тут предлагали бокалы многоразового использования, при возврате которых людям возвращали стоимость покупки.

Художники в обустроенных на набережной студиях помогали людям мастерить карнавальные костюмы и сувениры из строительных отходов, картона от упаковочных коробок и других невероятных материалов, превращающихся в руках Дмитрия Цветкова, Романа Ермакова, Дарион Шаббаш и других мастеров в фантастические наряды и арт-объекты.  Гости фестиваля могли бесплатно посетить кинопоказы, лектории, поучаствовать в эко-игре, попробовать крымские травяные чаи, увидеть художественную выставку «Дух Африки» с дегустацией фирменных блюд с «черного континента».

Наконец, в специальной хип-хоп лаборатории любой желающий мог попробовать себя в роли рэпера, диджея, брейкера и уличного барабанщика. Экологическая тема Алушты.Green, адресованная прежде всего, молодому поколению, органично легла на популярную сегодня молодёжную музыку, звёзды которой сначала давали мастер-классы фристайла всем желающим, а в заключительный вечер устроили яркое концертное шоу с участием Da Boogie Crew (DJ Topor & DJ Gormon), b-girl Klara, MC RE-pac, The Soul Surfers, T.Check & Magora и хедлайнера фестиваля - Тони Тонайта, экс-резидента музыкального лейбла Gazgolder.

Дорогу «Слонозилу»!

Но все это оказалось только предисловием для кульминации двухдневного фестиваля Алушта.Green» - карнавального шествия по набережной под ритмы африканского континента, в котором приняли участие более тысячи участников и гостей. Главным героем шествия стал... гигантский движущийся слон с настоящим танцполом и диджеями-рэперами на спине, сделанный на базе старенького ЗИЛ-130, который до своего перерождения в арт-объект ежедневно поливал и чистил улицы города. «СлоноЗИЛ», эффектно светящийся изнутри и выпускающий время от времени пар из механического хобота, стал символом «города без мусора» и примером того, как можно реанимировать старые вещи, не увеличивая нагрузку на окружающую среду производством новых. На его спине ехал диджей, наверху танцевали солисты и заводили толпу рэперы, а сзади шло и подтанцовывали сотни человек. 

 

Вместе со «СлоноЗИЛом» на набережную в сопровождении сотен участников шествия выехали механизированные верблюды, павлин, броненосец, летающий над толпой Пегас, гигантский орел, высыпали сотни участников парада в невероятных костюмах. Оркестр зарядил энергетикой набережную Алушты, никогда не видевшую ничего подобного. В карнавале приняли участие целых четыре уличных театра. Так, участники проекта "Картония" предстали в образах африканских и крымских зверей и птиц, "Антикварный цирк" показал перформанс с участием  акробатов, жонглеров и музыкантов, театр "Эскизы в пространстве" со спектаклем "Затерянный караван" демонстрировал зрителям поэтическое действие о красоте и хрупкости нашего мира. Самым ярким стало шоу французской труппы Remue Ménage, выступившей в сопровождении огромных фигур оленей со спектаклем «Парад влюбленных».

Как результат творчества креативных молодых дизайнеров на набережной появилось несколько огромных деревянных фигур слона, жирафа, носорога, животные, которые здесь вообще-то никогда не обитали - разве что в зоопарках, против содержания в которых диких животных сейчас постепенно поднимается весь цивилизованный мир. Экзотических африканских обитателей, в том числе слона, сделанного из прутьев клетки зоопарка, по сути, выпустили из него на набережную и оставили на ней жить навсегда в виде арт-объектов. Скоро к ним, возможно, прибавится еще и пятиметровый мамонт, обитающий пока в музее ретро-автомобилей в Москве - услышав про фестиваль, создатели этого арт-объекта сами предложили пополнить крымскую коллекцию экзотических животных. 

Появлению таких туристических достопримечательностей в Алуште не приходилось удивляться — над программой фестиваля работала проектная группа «8 линий», участвовавшая в проведении крупнейшего в Европе и России фестиваля ландшафтных арт-объектов «Архстояние» в селе Николо-Ленивец в Калужской области. В итоге всего произошедшего за пару октябрьских дней в Крыму, по мнению куратора фестиваля Антона Кочуркина, впервые за всю его историю произошло превращение набережной в лабораторию творчества, музыки и культуры. 

Не хуже, чем на Бурбон-стрит

А теперь о главном — почему темой первого фестиваля Алушта.Green была выбрана именно Африка? Секрет на пресс-конференции, прошедшей в только открывшемся суперсовременном корпусе пансионата «Море», раскрыл главный инициатор, вдохновитель и спонсор фестиваля, известный российский предприниматель Александр Лебедев, возглавляющий учрежденный им же в 1999 году Благотворительный резервный фонд. Этот фонд, как оказалось, давно занимается защитой диких животных и в том числе спасает от беспощадного истребления африканских слонов.

Но идея фестиваля в Крыму далеко не укладывается в рамки этой задачи. Она обращает многих к проблеме развития малых городов России, особенно таких богатых на природу, климат и потенциал будущего, сопоставимый с мировыми аналогами морских курортов. Александр Лебедев, как выяснилось, за 9 последних лет инвестировал в развитие Южного берега Крыма более €200 миллионов — отреставрировал несколько отелей и пансионатов, восстановил театр имени Чехова, спонсировал строительство православного храма, построил уникальную клинику натуротерапии на 25 тысяч квадратных метров для курортно-рекреационного эко-кластера «Крымниевая долина».

По методике немецкого профессора Франца Майера тут за 10 дней проводят полную чистку организма благодаря диете, озоновым, крио-, баро- и прочим камерам, а к немецкой методике добавляют свое, исконно русское здоровое питание. Именно отсюда на всю страну готовится стартовать проект «Петрушка» - сеть аскетичного, но абсолютно здорового фастфуда на основе гречневого хлеба и льняного масла. На развитие этой сети, стартовавшей с первой открытой точки в Алуште и потихоньку занимающей корнеры в столичных «Перекрёстках», у ее создателей наполеоновские планы: открыть точек ее продаж в России принципиально больше, чем «Макдональдсов» и «Бургеркингов», не менее тысячи, и сделать страну к 2024 году первой в мире по здоровому питанию. Для местных малоимущих жителей Алушты в «Петрушке» выпускают, кстати, специальные карточки, которые сам ресторан ежемесячно пополняет на 1000 рублей, стимулируя людей питаться правильно.

«У меня всегда была идея сделать в Алуште что-то необычное, например, завезти сюда жирафов, чтобы, как в кенийском Найроби, они заглядывали в высокие окна гостиницы и чтобы на завтраке дети могли бы их покормить с рук. Очередь в такой отель в ЮАР — на два года вперед. Почему бы и нам такое не сделать, ведь крымский климат очень похож на южноафриканский! Городскую набережную вполне реально превратить в аналог Бурбон-стрит в Новом Орлеане, где все 365 дней в году и 24 часа в сутки кипит «движуха». Поэтому я обратился за помощью к лучшим художникам России, чтобы создать в Крыму точку притяжения для туристов и борьбы за экологию. Для начала хотелось бы освободить набережную от машин с бензиновыми двигателями, оставить ее только для самокатов и электромобилей. С этой целью мы уже завезли первую зарядную станцию для них, и местные власти вполне поддерживают подобные инициативы», - говорит Александр Лебедев.

Об этом говорит хотя бы то, что фестиваль посетила и явно с удовольствием прогулялась по набережной вместе со всеми министр культуры Крыма Арина Новосельская.

По мнению Александра Лебедева, Алушта.Green может стать «визитной карточкой» города и всего Крыма, превратиться в большое международное событие и тем самым привлечь внимание не только местных жителей, но и иностранных гостей, экспертов современной культуры и экологии. «Пока это первая ласточка, а дальше у нас есть идеи, как развивать город дальше, так, чтобы потом можно было гордиться, как какой-нибудь Копакабаной в Рио-де-Жанейро. Сейчас в стране есть возможность многое изменять благодаря федеральной программе развития малых городов и исторических поселений. Во многих малых городах, стремящихся менять свой облик, уже происходят преобразования. И Алуште это необходимо», - говорит он.

Алуштинскому фестивалю есть еще откуда черпать опыт и вдохновение: в Швейцарии Александром Лебедевым и его супругой Еленой Перминовой при отеле  Château Gütsch в Люцерне создан арт-парк LA Collection'Air, в котором собраны инсталляции как именитых, так и начинающих современных дизайнеров и архитекторов России. Концепцию парка разработал скульптор Василий Клюкин. Стоил проект $40 млн, создавался в течение двух лет и развивается как арт-резиденция, в которой, как предполагается, будут жить и работать художники со всего мира.

В Крыму можно сделать нечто аналогичное, считают организаторы фестиваля. Алушта.Green планируется сделать ежегодным, причем проводить не летом, в разгар пляжного сезона, а в межсезонье, когда люди более открыты всему новому и будут специально ехать в Крым за новыми впечатлениями. «Это поможет Крыму расширить рамки событийного туризма путем привлечения гостей из других регионов и стран. Надеемся, что Алушта станет экологической столицей Крыма, а, может, и России", – считает Юлия Бычкова.

 

Гульчачак Ханнанова

Фото автора

 

подписаться на новости

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников