images/2024/September2024/16/IMG_20240830_121601.jpg

Уфа – город, в котором дышится

16 сентября 2024 09:57:36
Впечатления от столицы-юбиляра, которые вы вполне можете трактовать как рекомендации.
Константин Исааков

В конце августа 2024 года столица Башкортостана Уфа отпраздновала своё 450-летие, о чём побывавший на этих торжествах наш специальный корреспондент опубликовал несколько оперативных репортажей. Его впечатления, однако, о городе оказались столь яркими, что захотелось рассказать о них подробнее.

Город литературы, парков и граффити

В первый же вечер в Уфе мы решили прогуляться в окрестностях гостиницы URAL TAU, где нам предстояло провести несколько ночей. И это, как оказалось, один из центров города: знаменитый уфимский квартал «Арт-Квадрат» –  всего в 10 минутах ходьбы. 

Шли мы, в итоге, до него, на самом деле, значительно дольше. Потому что по пути свернули в подворотню. И зависли во дворе.

Это был вход в обычный, сталинских, наверное, времен жилой дом. И он оказался – лично для меня – одним из множества ярких культурных объектов Уфы. Объектом, совместившим в себе два, казалось бы, весьма далёких друг от друга вида искусств: литературу и живопись. А точнее, прозу/публицистику и граффити.

Теперь, вы всё поняли? Да, это был дом, где родился и провёл первые детские годы Сергей Довлатов, человек, много лет находившийся в контрах с советскими властями, литератор умный, честный и бескомпромиссный, эмигрант по убеждениям, никогда ни к чему не приспосабливавшийся. И мне, которому довлатовские взгляды на жизнь весьма близки, было очень неожиданно и приятно увидеть, насколько бережно сегодняшняя Уфа относится к его памяти. В том числе и к тому, что сегодняшние художники-граффитисты изобразили на стенах в этом довольно большом дворе.

Вот к такому, например, очень впечатляющему панно во всю стену.

Давно ушедший от нас Сергей Довлатов в этом доме, мне кажется, живёт по сей день – вот этими рисунками на стенах. Он существует в них не маленьким ребёнком, а литератором, взрослым и грустным – осознавшим быстротечность бытия.

Живёт вместе со своими литературными соратниками и друзьями.

Вместе со своими книгами.

К уфимским граффити я вернусь чуть позже – они во многом формируют стилистику современной башкирской столицы.

Но сначала ещё о литературе и литературности города. Жил в нём в совсем иную эпоху, в позапрошлом столетии совсем иной литератор – сказочник Сергей Аксаков. Рассказанную им романтическую историю сейчас весь мир, увы, всё больше знает в по-своему красивом, но далёком от интонации оригинала диснеевском переложении и под названием «Красавица и чудовище». Сюжет своего будущего «Аленького цветочка» Аксаков услышал ещё в детстве, а во-взрослости сложил из него нежную и немного грустную сказку, вошедшую во многие хрестоматии и сборники, хорошо знакомую многим поколениям детей нашей страны.

Уфимцу Сергею Аксакову – литератору абсолютно иного жанра, нежели уфимец Сергей Довлатов, и посвящение в Уфе тут совершенно иное: уютнейший городской парк. Где и живописный пруд с лебедями, и семейная скульптурная группа, и летопись аксаковской жизни в этих краях.

И ведь, согласитесь, и то, и другое – при всей различности (парк и дворовые граффити) – современно и востребовано городской инфраструктурой. Из таких вот многостилевых современностей и сформировался сегодня образ Уфы.

Замечу, что сказочность в стильной, весёлой, не назидательной интерпретации подхватил сегодня, через эпохи Башкирский государственный театр кукол, недавно переехавший в новое здание, и уже оно само, на мой взгляд – произведение искусства: классического и авангардного одновременно.

     

Вернувшись к граффити, замечу, что в другой, тоже центральной части Уфы, прямо напротив вполне традиционному памятнику герою Великой Отечественной войны Минигали Шаймуратову есть ещё одна очень популярная и (опять же на удивление) бережно пестуемая здесь граффити-подворотня. При том, что изображены в ней люди творческие и внутренне свободные.

А чуть в отдалении – фонтан вполне классического формата, иллюстрирующий одну из башкирских национальных легенд. Она, эта легенда, кстати, тоже о духе свободолюбия – о девушках, не пожелавших покориться власти похитившего их богатея.

Это я о как раз о нём – о каком-то особом, лёгком дыхании, которое отличает город.

Фантазии заразительны

Стилистика граффити и вольного рисунка на открытых поверхностях в сопровождении весьма раскованных текстов отразилась, на мой взгляд, и в оформлении «Арт-Квадрата», популярнейшей в городе творческой зоны. Да уже даже на подходе к ней, в соседствующих кварталах.

В российской провинции меня обычно умиляют вывески: они, в отличие от московских (да и питерских), гораздо более фантазийны, порой немного смешны, но главное, как правило, не выглядят «типовыми». Вот и тут, не успели мы ещё и завернуть в «Арт-Квадрат», как наткнулись на такое.

     

Ведь, правда, мило?

Очень мило и в самом «Арт-Квадрате». Здесь не просто можно, а даже очень хочется поесть-попить, чего-нибудь купить, послушать музыку. Послоняться-потусоваться.

Вечерами тут броуновски многолюдно.

Днём поспокойнее, но не так выразительно.

Сами выбирайте, когда, в какое время суток вам тут будет поинтереснее гулять.

Могут ненароком повысить самооценку.

Предложат даже заглянуть в неведомое.

Напомнят о ближайших фестивалях и выставках.

Слов нет, разнохарактерный, разноличностный, очень яркий город!

Люди, годы, жизнь

Да и как ему не быть таким, если здесь пел сам Фёдор Шаляпин – вот он смотрит на вас из ниши на улице.

А захотите поближе познакомиться с его уфимским периодом жизни (именно в Уфе он впервые получил право выйти на большую сцену), загляните в его великолепный интерактивный музей, открытый не так давно. Фёдор Иванович ждёт вас у входа!

А внутри экскурсию проведёт гид,  в него, обладателя баса на все времена, влюблённый.

                                                       

Заслушаетесь, засмотритесь!

Не проходите мимо и здешнего Театра оперы и балета.

Я в нём когда-то, в первый свой приезд в Уфу, слушал «Травиату» – и это был один из множества «моих» спектаклей по любимой опере Верди, и он тогда, в уфимском исполнении, меня не разочаровал. А очаровал ещё более того небольшой музей в одной из комнат при фойе. Он посвящён Рудольфу Нурееву, звезде мирового балета, коренному уфимцу, личности сложной, неоднозначной – и (ещё одна моя радость от Уфы) эта его неоднозначность вовсе не напугала ни уфимские власти, ни руководство театра. У таланта есть одна-единственная мера – масштаб этого таланта. Всё остальное не имеет значения.

А потому не побоюсь утверждать: именно такие яркие, вольнолюбивые люди и сформировали современную Уфу. Город, где дышится.

Или, например, художник Михаил Нестеров, начинавший с передвижниками конца XIX века, а уже в веке XX, приняв новую власть, ставший истинным собирателем русской живописи. Его именем сегодня здесь назван Башкирский государственный художественный музей, где вы найдёте великолепную коллекцию картин и послушаете высочайшего уровня гида.

Проведя здесь хотя бы час, вы познакомитесь с малоизвестными для вас (ручаюсь) страницами русского изобразительного искусства. И это будет интересно!

     

А одних только работ Давида Бурлюка тут выставлено 40, сама же коллекция его картин – крупнейшая в мире.

Ещё один традиционный и при этом очень познавательный местный музей – Музей археологии и этнографии. Ценность номер один в нём  – это, конечно, золото сарматов, уникальное и с исторической, и с художественной точек зрения. Местный гид вам раскроет много тайн, связанных с этой коллекцией (вообще-то классные гиды – это «фишка» всех уфимских музеев).

                                     

А потом проведёт мимо осколка стерлитамакского метеорита в этно-залы.

                                   

Здесь вас встретят красивые национальные костюмы, этно-живопись и весьма элегантный скелет мамонта – наглядная иллюстрация к популярному утверждению о том, что «Россия – родина слонов».

Слоны слонами, спорить не будем, хоть есть и другие претенденты на это почётное звание, а башкирская история и без них полна ярких страниц. О герое одной из них Салавате Юлаеве, соратнике Пугачёва, расскажут вам у памятника на одноимённой площади. Да и сам памятник представляется впечатляющим.

А обернётесь – и перед вами не менее впечатляющие панорамы. Воздух и простор.

            

Дышать в городе легко ещё и потому, что с недавних пор создали тут местные энтузиасты (и власти их, конечно, поддержали) «Уфимское ожерелье». Это эко-тропы, пересекающие практические всю башкирскую столицу вдоль и поперёк. По ним можно передвигаться хоть пешком, хоть на велосипеде – да хоть верхом. Вокруг зеленым зелено! Неслучайно же Уфа входит в топ-3 самых зелёных городов России.

По одной из таких экотроп «Жемчужина Авроры» мы и прогулялись в сопровождении Анвара Байкова, инициатора проекта.

       

И вновь полюбовались башкирскими просторами.

            

… Рассказывая о том, почему вам непременно надо побывать в Уфе, обращаю ваше особое внимание: здесь постоянно что-то происходит – фестивали, этно-праздники, выставки.

Один из них – винный фест «Виноград» – мы как раз и застали: его тут проводили виноделы Краснодарского края. Собрали за 9 дней аж 260 тысяч посетителей, которые купили больше 29 тысяч бутылок вина, и эти показатели рекордны для таких фестивалей.

Но пригласили они сюда и участников из других регионов. Угостились и мы  - причём не только отменными российскими винами, например, и… псковскими улитками с фермы «Эскарго д’Ор». Да, в Псковской области живут, растут, а потом вкусно приготавливаются настоящие, французские «по национальности» улитки – те, что так хороши к вину.

Не такие, конечно, огромные, как на этой «модели», но очень вкусные.

Попробовали мы и местное, башкирское вино. Оценку ему пока давать рановато, но будущее у него явно есть. Особенно при наличии такой, как в этих местах, закуски – ведь башкирская национальная кухня, на мой вкус, очень хороша. И очень к вину.

… Перед прощальным ужином, апофеоз которого на фото выше, загляните в мечеть «Ляля-Тюльпан» – здесь красота другая: строгая и одухотворённая. Или пройдитесь по городскому парку «Кашкадан»: это классика паркового дизайна.

А лучше всего постойте минут 10 на набережной реки Белой.

И бросьте в воду монетку. Надо ли объяснять, для чего?

Константин Исааков

Фото автора

-0-

подписаться на новости

Пожалуйста, включите javascript для отправки этой формы

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников