Швейцарские часы отсчитывают Вечность
Несмотря на то, что часовое производство сильно пострадало от коронавирусного кризиса, лейбл «Сделано в Швейцарии» остается символом технического совершенства и точности, сообщает Switzerland Tourism, приглашая больше узнать об этой отрасли, продукцию которой (а точнее, практически произведения искусства) экспортируют по всему миру.
1). Продукция швейцарской часовой индустрии демонстративно и непоколебимо лидирует на рынке часов класса люкс.
Швейцария производит чуть более 20 миллионов часов в год, что составляет чуть более 2% от общего количества произведенных в мире часов. С другой стороны, он занимает более 50% мирового часового рынка в стоимостном выражении, при этом оборот всех марок вместе взятых оценивается более чем в 50 миллиардов швейцарских франков (розничные продажи).
В верхнем и среднем сегментах рынка Швейцария оставляет своим французским или немецким конкурентам буквально крохи: более 95% часов, проданных по цене дороже 1 000 франков, производится в Альпийской стране.
В последние годы средняя стоимость экспортируемых швейцарских часов неуклонно растет и уже составляет почти $1 000. Вот только не надо думать, что любые роскошные швейцарские часы можно купить за какую-то тысячу: на самом деле, эту сумму стоит умножить на 3 или 4, чтобы получить представление о средней цене, заплаченной клиентом за удовольствие носить вожделенный предмет на своем запястье.
2) По объёму продаж швейцарскую часовую индустрию превосходит только Apple.
В связи с этим швейцарское часовое производство столкнулось с феноменом, который беспокоит многих специалистов: резкое сокращение количества производимых часов. Так, за 2019 год швейцарские часовщики экспортировали почти на десять миллионов часов меньше, чем за 2016 год. Ожидается, что в результате коронавирусного кризиса в 2020 году швейцарская часовая индустрия продаст всего 14 миллионов часов. Цифры эти совсем невелики: аналогичный объем продаж в отрасли был в… 1940-х годах.
Помимо экономических трудностей, часовая индустрия сталкивается с реальными структурными проблемами. Первая из них — это конкуренция со стороны «умных» часов, в частности Apple Watch, которая сильно ударила по часам Swiss Made в начальном ценовом сегменте (менее 200 швейцарских франков). В 2019 году один только «яблочный» бренд продал больше часов, чем вся швейцарская часовая промышленность. И это несмотря на то, что смарт-часы начали продавать всего пять лет назад.
И главным пострадавшим брендом стал знаменитый Swatch, который, по оценкам франкоязычной швейцарской общественной телерадиокомпании RTS, производит всего от 3 до 7 миллионов штук часов в год. Для сравнения, в свои лучшие годы (90-е) он выпускал почти 15-20 миллионов часов.
Швейцарские часовые марок Mondaine, Festina, Victorinox и Raymond Weil и другие бренды начального уровня также ощутили на себе вступление в силу в 2017 году более строгих правил для получения права относить часы к категории Swiss Made. Они были вынуждены заказывать больше комплектующих в Швейцарии и тем самым повышать цены на свою продукцию – а в итоге, разумеется, столкнулись с падением объёмов продаж на несколько сотен тысяч единиц.
3) Но самому известному бренду никто не указ.
«Если в 50 лет у тебя нет своего «Ролекса», ты проморгал свою жизнь»: знаменитой цитате французского рекламного директора Жака Сегела уже более 10 лет, но она все же иллюстрирует необыкновенное символическое измерение, приобретённое брендом с короной в мире роскоши. «Ролексы» можно увидеть на запястьях известнейших людей мира — от Роджера Федерера до Брэда Питта, Дональда Трампа и Jay-Z. Это также самый продаваемый бренд швейцарских часов во всем мире.
В 2019 году его оборот превысил 5 миллиардов франков – по крайней мере, по оценкам американского банка Morgan Stanley и швейцарского консалтингового агентства LuxeConsult. Пользуясь непревзойденной известностью, Rolex демонстрирует полную свободу действий в ведении своего бизнеса: так, контролируемый фондом семьи Вильсдорф, основателей бренда, он не котируется на бирже, а его ценные бумаги на ней не обращаются. Таким образом, базирующаяся в Женеве марка может контролировать свой бизнес так, как ей заблагорассудится, вне правил прозрачности фондового рынка.
4) Закрытый клуб миллиардеров и крупные влиятельные группы.
Несмотря на то, что часы «Сделано в Швейцарии» выпускают 350 брендов, не все одинаково равны. Пять самых мощных брендов «съедают» 50% от часового «пирога». Недосягаемый лидер среди них – это Rolex, за ним следуют марки Omega (Swatch Group, 2,34 миллиарда), Longines (Swatch Group, 1,65 миллиарда), Cartier (Richemont, 1,594 миллиарда) и Patek Philippe (1,35 миллиарда). Завершают комплектацию этого закрытого клуба миллиардеров компании Tissot (Swatch Group, 1,05 миллиарда) и Audemars Piguet (1,03 миллиарда).
Наряду с успешными независимыми брендами – Rolex, Patek Philippe, Audemars Piguet и Richard Mille – три основные группы доминируют на швейцарском часовом рынке:
- Swatch Group, мировой лидер в часовом секторе, котируется на швейцарской фондовой бирже, но контролируется примерно на 40% капитала семьей Хайек и ее близкими родственниками;
- Richemont, созданная южноафриканцем Йоханн Рупертом (Johann Rupert), котируется на швейцарской и южноафриканской фондовых биржах;
- LVMH, ведущая мировая группа по продаже предметов роскоши во главе с французом Бернаром Арно, зарегистрирована и базируется в Париже.
5) Малый вес в швейцарской экономике, но много рабочих мест.
На долю часового производства приходится около 1,5% валового внутреннего продукта (ВВП) Швейцарии. Это третья по величине экспортная отрасль страны, после фармацевтической и станкостроительной. Часовые предприятия расположены в основном в кантонах Невшатель, Берн, Женева, Золотурн, Юра и Во, где часовое производство генерирует более 90% добавленной стоимости отрасли.
В этих регионах часовая промышленность является и основным поставщиком рабочих мест: на 700 предприятиях, работающих в этом секторе, занято почти 60 тысяч человек. Если добавить к этому косвенные рабочие места, связанные с этим сектором, то, по оценкам экспертов, в Швейцарии более 100 тысяч рабочих мест зависят от часовой промышленности.
Тем не менее, на зарплату работников часовой промышленности много часов их собственного производства не купишь. Смотрите сами: в 2018 году средняя заработная плата часовщика едва превышала 5 400 франков в месяц, что на 1 000 франков меньше, чем средняя заработная плата всех работников страны.
6) Часы побед и поражений.
Часовая промышленность Швейцарии достигла своего пика производства в конце 60-х годов прошлого века, когда на неё работали почти 90 тысяч сотрудников в 1 500 компаниях. До тех пор, пока в начале 70-х годов кварцевые часы из Японии не перевернули рынок с ног на голову и не погрузили швейцарское часовое производство в глубокий кризис. К середине 80-х годов в 500-600 компаниях, переживших этот кризис, было занято всего 30 тысяч сотрудников.
Затем швейцарское часовое производство вернулось к массовому выпуску недорогих оригинальных моделей: в частности, часов Swatch. А начиная с 2000-х годов, благодаря нарастающему интересу к роскошным швейцарским часам в мире, а особенно в развивающихся странах, где они стали одним из символов богатства и престижа, объем экспорта швейцарских часов всё рос и в 2019 году превысил 21 миллиард франков.
Однако коронавирус нанёс очередной жестокий удар по бесперебойному функционированию этой отрасли. Федерация швейцарской часовой промышленности (FH) прогнозирует снижение экспорта на 25-30 % в 2020 году, что обещает сделать его годом худшего экономического кризиса за всю историю отрасли.
7) Без иностранных работников не было бы швейцарских часов.
Лубочное изображение часовщика из Юры (кантона часовщиков), склонившегося над своим рабочим столом и рассматривающего мелкие детали при помощи лупы, стало настолько узнаваемым, что до сих пор широко используется в рекламе часов. Однако реальная работа часовых дел мастеров выглядит уже совсем по-другому. Чтобы сохранить свои фабрики, швейцарская часовая промышленность с 60-х годов стала широко прибегать к использованию дешевой иностранной рабочей силы. В ту эпоху для выполнения мелких и точных повторяющихся действий на сборочных конвейерах нанимались в основном женщины, эмигрантки из Италии.
Сегодня же бесперебойную работу часовой промышленности обеспечивают иностранцы, которые приезжают в Швейцарию из приграничных регионов, – маятниковые мигранты, или «фронтальеры». Особенно распространена такая практика в кантонах Юрской дуги — исторической колыбели промышленности. В среднем каждое третье рабочее место на часовых фабриках занимают иностранцы, а на предприятиях, расположенных в непосредственной близости от французской или итальянской границы, их число порой превышает 80%.
Напомним, что существующий порядок вещей в каком-то смысле был обусловлен самим развитием часового дела. Исторически швейцарское часовое производство обязано своим существованием иностранцам, в данном случае французским гугенотам (протестантам), бежавшим из своей страны после отмены Людовиком XIV Нантского эдикта в 1685 году.
8) Азия – и, в частности, Китай – земля обетованная для швейцарских часовщиков.
На рубеже 2000-х годов постепенное открытие китайского рынка дало огромный толчок швейцарскому экспорту часов в восточном направлении. С тех пор стоимость экспорта часов в Китай увеличилась в 100 раз! Если включить в статистику шопинг-туризм, то можно сказать, что примерно каждые двое проданных в мире роскошных часов Swiss Made попадают к китайскому покупателю.
Впрочем, факт остается фактом: экономический спад в Китае, антикоррупционная кампания под руководством Си Цзиньпина – здесь «под раздачу» попали коррупционеры, для которых часы были ценным и вполне типичным подарком, а также политические волнения в Гонконге уже изрядно попортили этот затянувшийся медовый месяц швейцарских часовщиков и Китая.
Самуэль Жабер, Pauline Turuban / Людмила Клот.
Фото: Keystone / Adrien Perritaz
-0-