Самые таинственные памятники Италии
Некрополи Черветери и Тарквинии
Некрополи Черветери и Тарквинии, включенные в 2004 году в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, - уникальный выдающийся памятник древней этрусской культуры, единственной городской цивилизации в Италии доримского периода.
Фрески внутри гробниц, воспроизводящие реальные этрусские дома, достоверно повествуют о повседневной жизни этого исчезнувшего народа. Сами курганы копируют типы зданий, которые больше нигде не существуют.
Богато украшенные росписью гробницы аристократии, а также более простые захоронения, являются потрясающим свидетельством повседневной жизни, обрядов, мифологии и художественных талантов этрусков. Два некрополя на севере региона Лацио следуют градостроительным принципам этрусков и являются одними из самых древних погребальных комплексов в Италии. Первые захоронения некрополя Бандитачча в Черветери относятся к IX веку до н.э., в VII веке и он был расширен, следуя четкому градостроительному плану. Некрополь Монтероцци в Тарквинии развивался аналогичным образом. Этруски населяли западную часть центральной Италии, район между Тосканой и Лацио, начиная с IX века до нашей эры. В VI веке до нашей эры их культура достигла своего расцвета, прежде чем исчезнуть полностью под влиянием римской цивилизации, которая, однако, много переняла от этрусской. До сих пор нет однозначного ответа на вопросы ученых о происхождении этого народа. Очевидно, что ни в Европе, ни в Азии нет никаких следов народностей с похожими этническими и социальными особенностями.
Некрополь Черветери
Гробницы двух некрополей отличаются как временем, так и системой захоронения. В огромной археологической зоне Черветери их тысячи. Комплекс организован в виде города с улицами, площадями и кварталами, их облик изменяется в зависимости от исторического периода и положения семьи, которой они принадлежали.
Среди наиболее показательных примеров этих строений можно назвать «Гробницу греческих ваз», относящуюся к VI веку до нашей эры, куда можно попасть через коридор, напоминающий этрусский храм.
«Гробница рам» открывается коротким проходом, по сторонам которого находятся две малых камеры, в каждой из которых есть погребальное ложе; он ведет в большой центральный зал, куда выходят три главных погребальных камеры.
Особенностью «Гробницы капителей» является плоская крыша, которая со всей достоверностью воспроизводит потолок жилого дома, перекрытого деревянными балками и застеленного тростником.
Из тысяч захоронений Бандитаччи наиболее известна «Гробница рельефов». Она относится к IV веку, внутрь ведет длинная высеченная в скале лестница, выходящая в большой зал, чьи своды поддерживаются двумя колоннами с эолийскими капителями. В ней 13 супружеских погребальных ниш с красными подушками и раскрашенными лепными рельефами, воспроизводящими бытовые предметы и животных, из чего складывается картина повседневной жизни богатой этрусской семьи IV-III веков до нашей эры.
Некрополь Тарквинии
Некрополь Монтероцци в Тарквинии известен расписными гробницами, вырезанными в камне, куда можно попасть по спускающимся коридорам или ступеням. Большинство из них были построены только для одной супружеской пары и имеют одну погребальную камеру. Первые росписи в захоронениях относятся к VII веку, но только в VI фрески начинают заполнять их полностью.
Среди наиболее известных – «Гробница львиц», относящаяся к IV веку, она состоит из небольшой камеры с двускатной крышей. Роспись изображает летящих птиц и прыгающих дельфинов, над которыми виды сцены из жизни этрусской аристократии.
«Гробница охотника» VI века до нашей эры воспроизводит шатер, настоящий охотничий домик, поддерживаемый деревянными шестами.
«Гробница охоты и рыбной ловли» - одна из самых известных и изученных; она состоит из двух комнат, в первой находится изображения дионисийских плясок в священной роще, а вторая украшена сценами охоты и рыбной ловли, а также портретами владельцев гробницы. Многие из тех, кто приезжает полюбоваться на некрополи, обычно прибывают сюда после посещения Рим, либо во время путешествия по Тоскане или отпуска, проводимого на термах Витербо.
Наскальное искусство Валькамоники
Долина Валькамоника, знаменитая своими петроглифами, стала первым из итальянских объектов, включенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Валькамоника расположена в регионе Ломбардия и простирается приблизительно на 90 км в самом сердце восточных Альп, между провинциями Бреши и Бергамо.
Ее название происходит от племени Камунов, которое, согласно латинским источникам, населяло эту область в железном веке (I тысячелетие до нашей эры). Тем не менее, примерно 250 000 наскальных изображений, которые делают долину одной из крупнейших коллекций петроглифов в мире, создавались в течение восьми тысяч лет, от мезолита (VIII-VI тысячелетие до нашей эры) до времен Древнего Рима и Средневековья, включая эпоху Неолита, Медный, Бронзовый и Железный век.
Столь невероятно длительный период времени, в течение которого создавалась история этих изображений и надписей, выполненных на 2 500 скалах по обе стороны долины, делает особенно запоминающимся их осмотр, позволяющий проследить эволюцию обычаев и привычек наших доисторических предков.
Древнейшие петроглифы, как те, что обнаружены в коммуне Дарфо-Боарио-Терме, содержат крупные изображения животных: быт архаического общества времен Мезолита и верхнего Палеолита был еще связан с охотой и кочевым образом жизни. Прорезанные на поверхности камня рисунки человеческих и геометрических фигур эпохи Неолита, подобные тем, что можно увидеть в Областном заповеднике Чето, Чимберго и Паспардо, свидетельствуют о распространении первых навыков сельского хозяйства. К этому времени относятся и первые изображения религиозного характера.
К Медному веку (приблизительно IV-III тысячелетия до нашей эры) восходят рисунки на валунах, среди которых мы находим изображения людей и символов, связанных с появлением колеса, телеги и первых методов металлообработки. Множество таких камней находится в Национальном археологическом парке «Валуны Чеммо» и в парке Азинино-Анвойа.
В Бронзовом веке (II тысячелетие до нашей эры) оружие становится одним из главных сюжетов каменной резьбы. Важно, что между 3000 и 2000 до наше эры появляются сцены, представляющие женские обряды инициации.
К Железному веку относятся более сложные и тщательно выполненные иероглифы, напрямую относящиеся к цивилизации поселившегося к этому времени в долине племени камунов.
В следующую эпоху, связанную с римским владычеством, отмечается упадок наскального искусства в Валькамонике, однако оно в какой-то степени восстанавливается в Средние века, приобретая отчетливо религиозно-христианский характер.
Первое сообщение о петроглифах было сделано в 1909 году Уолтером Лэнгом, географом из Брешии. В настоящее время они обнаружены в различных местах, для их сохранения созданы восемь тематических парков, в том числе Природный заповедник наскальных рисунков в Чето, Чимберго и Паспардо площадью около 290 гектаров на территории трех различных коммун.
Прогулка в Валькамонике – это действительно увлекательное путешествие по истории вглубь веков!
Нураги в Барумини
Комплекс памятников нурагской культуры находится в Барумини, городке, расположенном в районе под названием Мармилла в южной части центральной Сардинии, в провинции Медио-Кампидано. Это один из 55 объектов, внесенных в Список всемирного наследия ЮНЕСКО на территории Италии.
По мнению ЮНЕСКО, он включает в себя наиболее сохранившийся из всех имеющихся на Сардинии нурагов, являющихся важным свидетельством того, как доисторическое сообщество могло самым творческим и передовым образом использовать материалы и строительные методы своего времени.
Памятники городка Барумини рассказывают сегодняшним посетителям историю древней цивилизации, населявшей эту территорию в течение очень долгого периода времени, начиная с бронзового века, и до III века нашей эры.
Над поселением возвышается величественный центральный нураг Су-Нуракси, по имени которого назван весь комплекс. Обычно нураги представляют собой оборонительные башни в форме усеченного конуса, сложенные из крупных валунов без использования раствора, с внутренними помещениями, однако до сих пор нет единого мнения о назначении Су-Нуракси, высота которого достигает примерно 18 метров, окруженного поясом из четырех боковых башен, соединенных стенами. Внутри центральной башни, где сохранились оба этажа, находится двор в форме полумесяца с колодцем 20 метров глубиной. Вероятно, он являлся жилищем правителя.
Вокруг этих зданий располагалась деревня, состоявшая в основном из круглых в плане хижин: эти помещения предназначались для домашних надобностей и проведения ритуалов.
Внешняя стена Барумни относится к древнейшим временам и свидетельствует о наличии здесь поселения людей уже в железном веке (IX -VIII века до нашей эры). Более того, она кажется результатом перестройки существовавшей уже ранее оборонительной стены, внутри которой располагалась еще более древняя деревня, восходящая к бронзовому веку (между XI и Х веками до нашей эры).
В отличие от подобных доисторических деревень в Су-Нуракси вы можете совершить прогулку внутри этого векового поселения, увидеть самые мелкие детали, которые расскажут об обычаях и традициях ее древних обитателей.
Именно поэтому Барумни является символом великих каменных памятников Сардинии: увлекательное и загадочное путешествие вглубь веков.
Немногое известно о древней нурагийской цивилизации. Это был народ пастухов и земледельцев, разделенный на небольшие общины, которые жили на Сардинии в течение восьми веков, оставив после себя невероятные сооружения.
Их около 7000 на всем острове, и до сих пор их назначение до конца не понятно: это могли быть оборонительные форты, по мнению же других исследователей, они являлись дворцами правителей или храмами.
Однако, очевидно, что нураг представлял собой центр общественной жизни этих племен, оставивших следы своей исчезнувшей цивилизации и в других мегалитических сооружениях, таких как некрополи и другие места поклонения.
В Кальяри (Cagliari), административном центре области и главном порту Сардинии, расположен Национальный археологический музей, самое большое в мире собрание предметов нурагийской культуры.
-0-
КИ