Рейс SU 102: эвакуация
Как мы уже сообщали, отправка американских граждан из Москвы в Нью-Йорк рейсом SU 102, запланированным поначалу на 03.04.20, не обошлась без «приключений»: сначала «Аэрофлот» отложил рейс на несколько дней, а затем, уже непосредственно в день вылета сообщил посольству США в Москве о том, что полёт состоится, всего за два часа до начала регистрации на него. Да и потом вылет откладывался…
Нашему автору Али Ганиеву, человеку, кстати, широко известному в российской туриндустрии, удалось-таки улететь к семье тем злополучным рейсом. Во многом потому, что он сам (профессионал всё-таки) контролировал ситуацию. По просьбе редакции «Вести Туризм», Али Ганиев рассказывает обо всех непростых перипетиях этого перелёта.
Название этой истории, возможно, вызовет у вас ассоциации с голливудским блокбастером. И вы не совсем ошибётесь. Единственное, что радует: обошлось без жертв.
Вот хроника событий.
«Папа скоро будет дома»
Уже который день пытаюсь улететь домой к семье, но информация меняется ежедневно: то рейс вовсе отменен, то он перенесён на более позднюю дату, то опять отмена. В конце концов, выясняю (из информации от друзей в США): все рейсы по маршруту Москва – Нью-Йорк отменены. И последний вылет запланирован на 3 апреля. Позвонив в «Аэрофлот», получаю подтверждение: да, этот рейс – «крайний», и он вывозит граждан США и владельцев «Грин Карт». Представитель авиакомпании любезно соглашается по телефону перенести мой вылет именно на 3 апреля. И вскоре я получаю подтверждение на электронную почту.
И вот наступило 3 апреля. Зная, что с рейсами сейчас всё непросто, я выехал в аэропорт «Шереметьево» заблаговременно.
С женой – в непрерывной переписке. Волнуется. Ну что, паспортный контроль прошел? Сел в самолёт?
Наконец-то мы в самолёте. Звоню жене. Пишу детям: «Папа уже в самолёте, скоро будет дома». И тут…
Минут через 20 после завершения посадки старший бортпроводник объявляет: «По решению Росавиации рейс отменен».
Вот как это выглядело.
В салоне паника, люди не понимают, в чём дело. Некоторые из пассажиров уже были несколько дней назад в аэропорту, тогда их вылет отменили. Но чтобы и сейчас, когда ты уже занял своё место, и вот-вот взлёт…
Нас просят покинуть воздушное судно. Бортпроводники, похоже, сами в шоке: произносят стандартные тексты.
Дети шумят. Бабушки и дедушки растеряны: а в чём дело, почему не летим? Пишу об этом в семейный чат, а мне в ответ: «Папа, ты шутишь?» Не до шуток.
Волна ошарашенных пассажиров движется обратно к паспортному контролю – впервые проходим эту зону в обратном направлении. А ведь тут обычно «обратной дороги нет».
Задаём вопрос сотруднику паспортного контроля: «Вот мы сейчас выйдем из терминала, а у нас в паспорте стоит отметка о пересечение границы. Получается мы только что въехали на территорию России. Нам придется сеть на карантин на 14 дней? Иначе нас могут оштрафовать?»
Отметку о прохождении паспортного контроля аннулируют. Не граждан России отправляют за миграционными картами.
Похоже, даже представители авиакомпании не понимают, в чём дело: в растерянности смотрят друг на друга. Только один из них уверенно и запрограммированно повторяет дежурную фразу: «По решению Росавиации, все рейсы отменены. Больше никакой информации у меня на данный момент нет». Исчерпывающе. Нас, 288 пассажиров рейса SU102 по маршруту Москва-Нью Йорк, который должен был вылететь 3 апреля 2020 года, попросту выдворили из воздушного судна. Что дальше?
В аэропорту «Шереметьево» не работают магазины, кафе. И даже вендинговые аппараты не везде включены.
На рейсе очень много несовершеннолетних детей, пожилых людей, больных, которые едут на операции. Что всем нам теперь делать?
Максимум информации от представителей авиакомпании: рейсы могут быть возобновлены, по предварительным данным, с мая. Ничего себе! Это ведь целый месяц ожидания, да и то без гарантии.
Люди группируются, что-то нервно обсуждают. Кто-то выдвигает лозунг «Не оставайтесь равнодушными к рейсу SU 102!», с которым следует обратиться к людям через Интернет.
Девушке, которую зовут Олеся, приходит в голову здравая мысль – создать общий чат в What’s App. Через некоторое время нас в чате уже более 100 человек. Но ведь часть пассажиров осталась в стерильной зоне, другая – в основном здании аэропорта, кто-то уехал к друзьям.
Уроки взаимовыручки
Следующие два дня прошли в непрерывным общении в чате. Были и звонки в американские СМИ. В тот же день факт скоропостижной отмены рейса попал в национальные новостные каналы США – ведь на борту были, в основном, американские граждане.
Кстати, 8 пассажиров этого рейса прямо из аэропорта отправились на вокзал – в надежде улететь через Минск. Но, судя по их сообщениям в чате, им не удалось на поезде выехать за пределы России: режим закрытия границ вступил в силу с 00:00 этих суток. Но они не остановились, продолжив свои попытки выбраться. В результате, говорят, какие-то таксисты окольными путями их довезли до Минска, откуда они улетели через Амстердам в Нью-Йорк.
А ещё 04.04.20, то есть на следующий день был запланирован транзитный рейс Air France, и несколько человек умудрились купить билеты по маршруту Москва – Париж – Нью-Йорк. Кроме того, в нашем чате появилась информация, что, обратившись в консульство США в РФ и заполнив анкету, можно через несколько дней попасть на чартерный рейс, который организуют Госдеп США и консульство. Правда, это коммерческий рейс, а потому каждому пассажиру потребуется приехать в консульство и подписать документ о том, что он оплатит свой перелёт в течение 9 месяцев с момента возвращения на родину. (От редакции: такой рейс состоялся – мы о нём сообщали).
Все это время люди поддерживали друг друга – как морально, так и физически: кто-то привозил в аэропорт еду, кто-то кому-то подыскал место временного проживания, кто-то общался с посольством. Словом, за эти несколько дней пассажиры рейса SU 102 стали друг другу чуть ли не родными людьми.
7 апреля, примерно в районе полудня, в чате появилась информация: «Аэрофлот» планирует вылет в 14:15, и даже есть в продаже билеты!
Не знаю, как мне удалось так быстро собраться, но буквально через час я был уже в аэропорту. По пути, на всякий случай, купил билет и на этот рейс.
В аэропорту меня встретила очередь к стойке «Аэрофлота». Рядом с нею ходил представитель авиакомпании и записывал все фамилии. Отдельный список составлял представитель консульства США.
Пока мы стояли в очереди, практически каждому поступили звонки из консульства с информацией о том, что «Аэрофлот» поставил рейс на сегодня, на 14.15, и каждый желающий может поспешить в аэропорт.
Мы всё ещё не верили, что нам удастся улететь: сейчас, в этот день. И вскоре поняли, что наши опасения были не напрасны: вылет перенесли на 18:00.
А ведь ситуации у всех были разные… Самой стойкой среди нас была, судя по всему, Марина: она все эти дни, с 3 по 7 апреля, прожила в стерильной зоне. Был среди пассажиров и священник Михаил, у него не было мобильного телефона, а потому он был не в чате. Долго искали его - кто-то запомнил, что в названии отеля, где он жил, было что-то похожее на «аэро», обзвонили несколько отелей, вроде нашёлся. Надеюсь, улетел: человек-то совершенно не приспособленный к современной жизни.
Замечу, что на той стороне океана выявилась большая группа граждан России, которая не могла улететь на родину уже больше недели. Словом, там застряли россияне, а тут американцы. В соцсетях появились группы застрявших в США и в России. Люди показали примеры взаимоподдержки, взаимовыручки. Продемонстрировали, что вместе мы – сила. Именно с этим чувством каждый вышел из этого «квеста».
А ведь тогда, 3 апреля, после отмены рейса никто не предложил людям в аэропорту даже воды. Какое-то время динамично выключали освещение: полиция давила на людей, чтобы скорее уехали, а ведь некоторым некуда было ехать.
Быстрее всего пролетел полёт
Но мы в самолете! За окном иллюминатора – соседи, рейс в Сеул.
Нас тут всего примерно 150 человек. Значит, остальные не узнали об этом вылете. Почему людям не сообщили заранее? Почему не было информации о перелёте в контактном центре «Аэрофлота»? Почему людям нужно было узнавать всё на месте, в аэропорту?
Все ругают «Аэрофлот»: в таких ситуациях важнее всего – информация, но её-то и не было. А я как опытный пассажир понимаю: «Аэрофлот» – всего лишь перевозчик, он в таких случаях сам решения не принимает, причины бестолковой организации – выше.
… Самолет только что приступил к рулению! И в чате появились сообщения:
– У меня есть поллитра;
– А у нас есть закуска (мы в 33-м ряду);
– 42-й ряд, бутылка – с нас.
Это были минуты счастья.
Все хотели попасть домой.
В полёте нам выдали бланки, связанные с коронавирусом – это была некая анкета с вопросами:
– В каких странах были за последние 14 дней? (в списке, кстати, России не было)
– Самочувствие, температура, кашель и т. д.
Ну и отрывная часть.
И вот мы прилетели в Нью-Йорк. Что интересно, никто нас не проверяет. Сотрудники аэропорта и паспортного контроля были без масок (в масках максимум 20%).
Терминал 1 аэропорта JFK практически пустой. Нет привычной линии дежурящих в ожидании пассажиров жёлтых такси, нет трафика. И все предельно спокойны.
Вот примерно так.
А ведь в новостях сообщают, Нью-Йорк что NY чуть ли превратился в зомби-город, но такого даже близко не видно.
Два мира – два стиля работы
Помните времена, когда в СССР объявили сухой закон? Чиновники тогда просто уничтожили все виноградники. Так вот, и сейчас у меня вся эта история вызывает ощущение, что левая рука не знает, что делает правая.
Появился указ о закрытие границ, но как его реализовать, никто не понимает. И никто не хочет брать на себя ответственность.
А ведь рейс, который планировался на 3 апреля, был вывозным. Целую неделю собирали на него иностранцев, и консульство было проинформировано, что люди вылетят именно 3 апреля.
Мы общались в чате и с застрявшими в Нью-Йорке россиянами. И знаете, что они нам сообщили? На обратный рейс Нью-Йорк – Москва брали только пассажиров с московской и подмосковной пропиской! Набралось от 48 до 70 человек. Вот почему обратно летел почти пустой самолёт. А вовсе не потому, что «некоторые не захотели возвращаться» – именно такую информацию можно было встретить в соцсетях.
Это лишний раз показало, что нет слаженной работы между службами. Нет единого понимания, что происходит и как меняется ситуация чуть ли не каждую минуту.
В этих условиях консульская служба США в Москве проявила максимальную заботу о людях – как на территории самого консульства, так и в аэропорту. И в общении по телефону, по электронной почте. На каждое письмо, на каждое обращение приходил оперативный и компетентный ответ.
… Пишу эти строки 12 апреля и точно знаю, что всё ещё есть застрявшие и с той, и с другой стороны. Когда вновь откроется авиасообщение и, соответственно, когда этим людям удастся выбраться домой, никто не знает.
Одно ясно: российские чиновники не понимают, что творится, а «Аэрофлот» оказался в роли маршрутки, которая работает от вокзала с зазывалой.
Мир поменялся. Мы вроде бы свободные люди, но сперва на нас надели маски, а теперь уже готовы и электронные «ошейники».
Экономика не просто страдает – она трещит по швам.
Что будет завтра?
Надеюсь, завтра будет рассвет. Ведь после каждой ночи наступает рассвет.
Али Ганиев – специально для «Вести Туризм»
Фото и видео автора.
Москва – Нью-Йорк