images/2020/Apr2020/13/00000.jpeg

Рейс SU 102: эвакуация

13 апреля 2020 17:59:26
Перелёт Москва – Нью-Йорк длиною в 5 дней.
Али Ганиев

Как мы уже сообщали, отправка американских граждан из Москвы в Нью-Йорк рейсом SU 102, запланированным поначалу на 03.04.20, не обошлась без «приключений»: сначала «Аэрофлот» отложил рейс на несколько дней, а затем, уже непосредственно в день вылета сообщил посольству США в Москве о том, что полёт состоится, всего за два часа до начала регистрации на него. Да и потом вылет откладывался…

Нашему автору Али Ганиеву, человеку, кстати, широко известному в российской туриндустрии, удалось-таки улететь к семье тем злополучным рейсом. Во многом потому, что он сам (профессионал всё-таки) контролировал ситуацию. По просьбе редакции «Вести Туризм», Али Ганиев рассказывает обо всех непростых перипетиях этого перелёта.

Название этой истории, возможно, вызовет у вас ассоциации с голливудским блокбастером. И вы не совсем ошибётесь. Единственное, что радует: обошлось без жертв.

Вот хроника событий.

«Папа скоро будет дома»

Уже который день пытаюсь улететь домой к семье, но информация меняется ежедневно: то рейс вовсе отменен, то он перенесён на более позднюю дату, то опять отмена. В конце концов, выясняю (из информации от друзей в США): все рейсы по маршруту Москва – Нью-Йорк отменены. И последний вылет запланирован на 3 апреля. Позвонив в «Аэрофлот», получаю подтверждение: да, этот рейс – «крайний», и он вывозит граждан США и владельцев «Грин Карт». Представитель авиакомпании любезно соглашается по телефону перенести мой вылет именно на 3 апреля. И вскоре я получаю подтверждение на электронную почту.

И вот наступило 3 апреля. Зная, что с рейсами сейчас всё непросто, я выехал в аэропорт «Шереметьево» заблаговременно.

С женой – в непрерывной переписке. Волнуется. Ну что, паспортный контроль прошел? Сел в самолёт?

Наконец-то мы в самолёте. Звоню жене. Пишу детям: «Папа уже в самолёте, скоро будет дома». И тут…

Минут через 20 после завершения посадки старший бортпроводник объявляет: «По решению Росавиации рейс отменен».

Вот как это выглядело.

В салоне паника, люди не понимают, в чём дело. Некоторые из пассажиров уже были несколько дней назад в аэропорту, тогда их вылет отменили. Но чтобы и сейчас, когда ты уже занял своё место, и вот-вот взлёт… 

Нас просят покинуть воздушное судно. Бортпроводники, похоже, сами в шоке: произносят стандартные тексты. 

Дети шумят. Бабушки и дедушки растеряны: а в чём дело, почему не летим? Пишу об этом в семейный чат, а мне в ответ: «Папа, ты шутишь?» Не до шуток. 

Волна ошарашенных пассажиров движется обратно к паспортному контролю – впервые проходим эту зону в обратном направлении. А ведь тут обычно «обратной дороги нет».

Задаём вопрос сотруднику паспортного контроля: «Вот мы сейчас выйдем из терминала, а у нас в паспорте стоит отметка о пересечение границы. Получается мы только что въехали на территорию России. Нам придется сеть на карантин на 14 дней? Иначе нас могут оштрафовать?»

Отметку о прохождении паспортного контроля аннулируют. Не граждан России отправляют за миграционными картами.  

Похоже, даже представители авиакомпании не понимают, в чём дело: в растерянности смотрят друг на друга. Только один из них уверенно и запрограммированно повторяет дежурную фразу: «По решению Росавиации, все рейсы отменены. Больше никакой информации у меня на данный момент нет». Исчерпывающе.  Нас, 288 пассажиров рейса SU102 по маршруту Москва-Нью Йорк, который должен был вылететь 3 апреля 2020 года, попросту выдворили из воздушного судна. Что дальше? 

В аэропорту «Шереметьево» не работают магазины, кафе. И даже вендинговые аппараты не везде включены.

На рейсе очень много несовершеннолетних детей, пожилых людей, больных, которые едут на операции. Что всем нам теперь делать? 

Максимум информации от представителей авиакомпании: рейсы могут быть возобновлены, по предварительным данным, с мая. Ничего себе! Это ведь целый месяц ожидания, да и то без гарантии. 

Люди группируются, что-то нервно обсуждают. Кто-то выдвигает лозунг «Не оставайтесь равнодушными к рейсу SU 102!», с которым следует обратиться к людям через Интернет. 

Девушке, которую зовут Олеся, приходит в голову здравая мысль – создать общий чат в  What’s App. Через некоторое время нас в чате уже более 100 человек. Но ведь часть пассажиров осталась в стерильной зоне, другая – в основном здании аэропорта, кто-то уехал к друзьям. 

Уроки взаимовыручки

Следующие два дня прошли в непрерывным общении в чате. Были и звонки в американские СМИ. В тот же день факт скоропостижной отмены рейса попал в национальные новостные каналы США – ведь на борту были, в основном, американские граждане. 

Кстати, 8 пассажиров этого рейса прямо из аэропорта отправились на вокзал – в надежде улететь через Минск. Но, судя по их сообщениям в чате, им не удалось на поезде выехать за пределы России: режим закрытия границ вступил в силу с 00:00 этих суток. Но они не остановились, продолжив свои попытки выбраться. В результате, говорят, какие-то таксисты окольными путями их довезли до Минска, откуда они улетели через Амстердам в Нью-Йорк. 

А ещё 04.04.20, то есть на следующий день был запланирован транзитный рейс Air France, и несколько человек умудрились купить билеты по маршруту Москва – Париж – Нью-Йорк. Кроме того, в нашем чате появилась информация, что, обратившись в консульство США в РФ и заполнив анкету, можно через несколько дней попасть на чартерный рейс, который организуют Госдеп США и консульство. Правда, это коммерческий рейс, а потому каждому пассажиру потребуется приехать в консульство и подписать документ о том, что он оплатит свой перелёт в течение 9 месяцев с момента возвращения на родину. (От редакции: такой рейс состоялся – мы о нём сообщали). 

Все это время люди поддерживали друг друга – как морально, так и физически: кто-то привозил в аэропорт еду, кто-то кому-то подыскал место временного проживания, кто-то общался с посольством. Словом, за эти несколько дней пассажиры рейса SU 102 стали друг другу чуть ли не родными людьми. 

7 апреля, примерно в районе полудня, в чате появилась информация: «Аэрофлот» планирует вылет в 14:15, и даже есть в продаже билеты!

Не знаю, как мне удалось так быстро собраться, но буквально через час я был уже в аэропорту. По пути, на всякий случай, купил билет и на этот рейс. 

В аэропорту меня встретила очередь к стойке «Аэрофлота». Рядом с нею ходил представитель авиакомпании и записывал все фамилии. Отдельный список составлял представитель консульства США. 

Пока мы стояли в очереди, практически каждому поступили звонки из консульства с информацией о том, что «Аэрофлот» поставил рейс на сегодня, на 14.15, и каждый желающий может поспешить в аэропорт. 

Мы всё ещё не верили, что нам удастся улететь: сейчас, в этот день. И вскоре поняли, что наши опасения были не напрасны: вылет перенесли на 18:00.

А ведь ситуации у всех были разные… Самой стойкой среди нас была, судя по всему, Марина: она все эти дни, с 3 по 7 апреля, прожила в стерильной зоне. Был среди пассажиров и священник Михаил, у него не было мобильного телефона, а потому он был не в чате. Долго искали его - кто-то запомнил, что в названии отеля, где он жил, было что-то похожее на «аэро», обзвонили несколько отелей, вроде нашёлся. Надеюсь, улетел: человек-то совершенно не приспособленный к современной жизни.

Замечу, что на той стороне океана выявилась большая группа граждан России, которая не могла улететь на родину уже больше недели. Словом, там застряли россияне, а тут американцы. В соцсетях появились группы застрявших в США и в России. Люди показали примеры взаимоподдержки, взаимовыручки. Продемонстрировали, что вместе мы – сила. Именно с этим чувством каждый вышел из этого «квеста».

А ведь тогда, 3 апреля, после отмены рейса никто не предложил людям в аэропорту даже воды. Какое-то время динамично выключали освещение: полиция давила на людей, чтобы скорее уехали, а ведь некоторым некуда было ехать. 

Быстрее всего пролетел полёт

Но мы в самолете! За окном иллюминатора – соседи, рейс в Сеул.

Нас тут всего примерно 150 человек. Значит, остальные не узнали об этом вылете. Почему людям не сообщили заранее? Почему не было информации о перелёте в контактном центре «Аэрофлота»? Почему людям нужно было узнавать всё на месте, в аэропорту?

Все ругают «Аэрофлот»: в таких ситуациях важнее всего – информация, но её-то и не было. А я как опытный пассажир понимаю: «Аэрофлот» – всего лишь перевозчик, он в таких случаях сам решения не принимает, причины бестолковой организации – выше.

… Самолет только что приступил к рулению! И в чате появились сообщения: 

– У меня есть поллитра;

– А у нас есть закуска (мы в 33-м ряду);

– 42-й ряд, бутылка – с нас. 

Это были минуты счастья. 

Все хотели попасть домой. 

В полёте нам выдали бланки, связанные с коронавирусом – это была некая анкета с вопросами: 

– В каких странах были за последние 14 дней? (в списке, кстати, России не было)

– Самочувствие, температура, кашель и т. д.

Ну и отрывная часть.   

И вот мы прилетели в Нью-Йорк. Что интересно, никто нас не проверяет. Сотрудники аэропорта и паспортного контроля были без масок (в масках максимум 20%). 

Терминал 1 аэропорта JFK практически пустой. Нет привычной линии дежурящих в ожидании пассажиров жёлтых такси, нет трафика. И все предельно спокойны.

Вот примерно так

А ведь в новостях сообщают, Нью-Йорк что NY чуть ли превратился в зомби-город, но такого даже близко не видно. 

Два мира – два стиля работы

Помните времена, когда в СССР объявили сухой закон? Чиновники тогда просто уничтожили все виноградники. Так вот, и сейчас у меня вся эта история вызывает ощущение, что левая рука не знает, что делает правая. 

Появился указ о закрытие границ, но как его реализовать, никто не понимает. И никто не хочет брать на себя ответственность. 

А ведь рейс, который планировался на 3 апреля, был вывозным. Целую неделю собирали на него иностранцев, и консульство было проинформировано, что люди вылетят именно 3 апреля. 

Мы общались в чате и с застрявшими в Нью-Йорке россиянами. И знаете, что они нам сообщили? На обратный рейс Нью-Йорк – Москва брали только пассажиров с московской и подмосковной пропиской! Набралось от 48 до 70 человек. Вот почему обратно летел почти пустой самолёт. А вовсе не потому, что «некоторые не захотели возвращаться» – именно такую информацию можно было встретить в соцсетях.

Это лишний раз показало, что нет слаженной работы между службами. Нет единого понимания, что происходит и как меняется ситуация чуть ли не каждую минуту.

В этих условиях консульская служба США в Москве проявила максимальную заботу о людях – как на территории самого консульства, так и в аэропорту. И в общении по телефону, по электронной почте. На каждое письмо, на каждое обращение приходил оперативный и компетентный ответ. 

… Пишу эти строки 12 апреля и точно знаю, что всё ещё есть застрявшие и с той, и с другой стороны. Когда вновь откроется авиасообщение и, соответственно, когда этим людям удастся выбраться домой, никто не знает. 

Одно ясно: российские чиновники не понимают, что творится, а «Аэрофлот» оказался в роли маршрутки, которая работает от вокзала с зазывалой.

Мир поменялся. Мы вроде бы свободные люди, но сперва на нас надели маски, а теперь уже готовы и электронные «ошейники».

Экономика не просто страдает – она трещит по швам. 

Что будет завтра? 

Надеюсь, завтра будет рассвет. Ведь после каждой ночи наступает рассвет.

Али Ганиев – специально для «Вести Туризм»

Фото и видео автора.

Москва – Нью-Йорк

Комментарии  

0 #2 Irina Hermesman 17.04.2020 16:46
Здравствуйте! Спасибо за отличную статью, все так и было, я тоже была на том рейсе и благодарна всем пассажирам за поддержку и помощь. Российские представители власти отнеслись к нам как к ненужному мусору, который доставляет только неудобства. Очень жаль было семьи с маленькими детьми, которым некуда было идти после отмены рейса, и которые очень стойко держались. Единственные кому мы были небезразличны это были мы, пассажиры того рейса SU102 и работники посольства. Очень жаль тех россиян, которые застряли в Нью Йорке и которым действительно некому помочь.
Цитировать
0 #1 Светланп Васильеаа 15.04.2020 22:52
Я была на том рейсе и потом мы вместе с автором этого письма возвращались с аэропорта. Всё так и есть. Просто жесть! Истерику ребенка, когда рейс отменили на взлете, я до сих пор пережить не могу! Мне до сих пор снятся ужасные сны'аэропорт, взлеты, посадки....
Кстати, фото ребенка, спящего на ботинках- это наша дочь, Амалия, 10 лет.
Благодарю Али, что так подробно описал нашу ситуацию. Мы говорим СПАСИБО!!!
Цитировать

Добавить комментарий


подписаться на новости

Нажимая на кнопку «Подписаться», Вы даете свое согласие на обработку личной информации.
Вести туризм © 2011 - 2019
All rights reserved