«Пряничное путешествие» на «сеньоре Лимоне»
Утро, непременно, утро – мое любимое время суток во время автомобильных путешествий. Солнце еще не встало из-за горизонта, но его лучи уже покрыли верхушки деревьев удивительным свечением. Исполинские деревья отбрасывают тени витиеватыми узорами на свежевыпавший ночью снег. В салоне, мило посапывая, спит большая семья, явно досматривая утренние сны. Мне же нестерпимо хочется их разбудить и, остановившись на заснеженной обочине, попивая чай из термоса, любоваться восьмым чудом света - зимним, морозным рассветом. А потом мы отправляемся дальше в путь. И семья, укрывшись пледами, продолжает слушать мои рассказы. Так случилось и в это утро, утро «пряничного путешествия» на восьмиместном «коротыше» Citroen Space Tourer.
Микроавтобус Citroen Space Tourer, как, впрочем, и его брат - соплатформенник Peugeot Traveller, достаточно давно пришёл на российский рынок (в июле 2017 года) и, похоже всерьёз, решил здесь закрепиться. Секрет комфортного перемещения в пространстве, отчасти, кроется в том, что «Спэйс-турер» построен на легковой платформе модульной группы PSA-EMP2.
Правда, место под солнцем ему удерживать достаточно непросто. Судите сами. Ну кого сейчас можно удивить переднеприводным, двух литровым, турбодизельным автомобилем, с мощностью всего в 150 л.с., с шести ступенчатым автоматом АТ6, производства Aisin Warner? Отвечаю, после продолжительного путешествия по российским зимним дорогам «космический странник» удивил меня и всю мою семью. Прежде всего, комфортом салона/плавности хода/подвески, во-вторых весьма разумным аппетитом - 6.4 литра на сотню, в смешанном цикле (трасса/город), ну и в-третьих - весьма разумной ценой на новый автомобиль (база 3 200 000 рублей).
Как всегда, давайте обо всем по порядку.
Спор, сравнимый с тем, какой город считается столицей «Золотого кольца» или, даже, кто круче лыжник или сноубордист бытует и в пряничном мире. Вот вы, например, знаете какой пряник самый вкусный: покровский, пермский, тульский или ростовский? Понять это можно только после того, как попробуете хотя бы первых 5 конкурсантов. После дегустации будет можно раздавать городам столичные лавры первенства.
Окунувшись в пряничный мир, во время экскурсии по музею пряника в Покрове, на семейном совете решили продолжить погружение в секреты древнерусского лакомства и спланировали авто путешествие выходного дня в... правильно, в Тулу, через Москву конечно. В конце концов нам нужно было упряжь поменять. И, несмотря на перенасыщенный отечественный рынок пассажирских микроавтобусов, я решил пересесть с немца на типичного представителя класса с капотным типом кузова из Франции. В путешествие мы отправились вшестером, поэтому я с легкостью распрощался со сдвоенным креслом второго ряда. Тут стоит заметить, что посадочная формула «восьмиместника» следующая: 2+ (1+2) +(1+2). При том, что на второй и третий ряд можно попасть достаточно легко, через одну из двух сдвижных дверей, трансформация салона весьма ограничена. То есть, кресла легко двигаются по полозьям, но если диваны второго ряда развернуть против движения (как, например, в VW Multivan), то из трех спинок поднимется только одна средняя. Причина банальна - безопасность. Точнее из-за того, что ремни безопасности располагаются на стойках, спинки не открываются. Поэтому пришлось на время поездки сдвоенное кресло оставить дома, превратив автомобиль в шестиместный с огромным залом. К слову сказать, массивное, очень тяжелое сдвоенное автокресло весит под семьдесят килограмм. Оно очень объёмное и с трудом поместилось в кабину легкового лифта.
Разместившись во вместительном чреве салона Citroen Space Tourer, мы отправились в путешествие город мастеров Тулу с самой французской улицы в Москве. Не знаю, как для вас, для меня таковой является Кузнецкий мост. Здесь вам, и история, и мастера, и любовь, и искусство, и вкусные ресторанчики. Судите сами. На пушечном дворе раньше жили мастера, которые помогли Андрею Чохову реализовать проект Царь-пушка, которая сейчас стоит на территории Московского Кремля. Здесь вам и исчезнувший мост XVIII века, через загадочную речку Неглинку, упрятанную в трубу.
Кузнецкий мост считался одной из главных торговых улиц Москвы. Именно там было сосредоточено огромное количество лавок. Пройти по Кузнецкому, ни разу не достав кошелька, было сложно, здесь продавали: продукты, музыкальные инструменты, мебель, одежду, книги и многое другое. Именно на Кузнецком мосту появились первые газовые фонари, установленные на деньги иностранных купцов.
Во времена Екатерины II, с конца XVIII века, одна за одной открывались модные лавки. В основном, французские. Как эта улица быстро стала главной, модной улицей Москвы. Мало того, к началу 19 века почти все торговые вывески здесь были на иностранных языках. Все чаще здесь звучала французская речь: большинство лавок, преимущественно продававших модную одежду, принадлежало переехавшим французам.
На современном перекрёсте улиц Кузнецкий мост и Рождественка возвышается здание бывшего международного банка. Монументальное здание построили архитекторы С. С. Эйбушитц и В. Г. Шухов. Дом на Кузнецком Мосту выстроен в 1898 году. А на противоположной стороне улицы, в здании с кованным крыльцом был французский банк «Лионский кредит», единственным в то время иностранным банком на территории России. Здесь было уникальное деньга хранилище. Ночью сейф с содержимым заливали водой, а утром откачивали ее снова в Неглинку. Водонепроницаемые сейфы были стопроцентно недоступны для грабителей.
Сам великий корсиканец Наполеон Бонапарт никогда на этой улице не бывал, но известно, что его шпионка мадам Обер Мария-Роз де Шальме на Кузнецком мосту держала громадный модный магазин. В конце 1804 года полицейские обнаружили у нее незаконно ввезенных вещей на сумму 200 тысяч тогдашних рублей. Только благодаря женам высокопоставленных чиновников ей удалось уйти от ответственности. Именно за нечистоплотную предприимчивость Мари-Роз москвичи «перекрестили» из Обер-Шальме в… «обершельму». Во время пребывания французов в Первопрестольной, в доме разместилась гражданская интендантская служба во главе с Жаном-Батистом Лессепсом. Именно это обстоятельство сохранило дом от разрушения. Сейчас, в бывшем модном доме, располагается приемная Федеральной службы судебных приставов России.
В здании напротив, в бывшем здании меховщика Михайлова, в середине сороковых годов двадцатого века открылся знаменитый общесоюзный дом моделей и одежды ОДМО, советский эквивалент Dior. Именно здесь создавались модные показы и коллекции для всех швейных фабрик СССР. Именно здесь были придуманы первые в мире женские сапоги на молнии.
К великому сожалению, мы не смогли пообедать перед дорогой в ресторане «Яр», где нередко обедал Александр Пушкин с друзьями. Он располагался на перекрестке с Неглинкой. Здесь был первый в Москве ресторан французской кухни, о котором ходили легенды.
На современной улице Петровке 2, держали свои магазины Агафон Фаберже и Генрих Брокар - предприниматель-парфюмер. Продав патент на изготовление концентрированных духов, Брокар открыл своё дело в Москве. Брокару принадлежит известная фраза: «Я вернусь во Францию, чтобы там умереть, но жить и работать я могу только в России, где больше простора для творчества такого художника, каков я...».
Насытившись французскими ароматами с самого французского места Москвы, мы снова погрузились в Ситроен и отправились в музей пряника, в Хохловском переулке. И вот оттуда, хорошенько подкрепившись как интеллектуальной, так и сладкой пищей мы взяли курс на Ясную поляну, чтоб постепенно начать переходить из века в век, правда, теперь с русским достоянием. Ведь пряник, как и его производные начали появляется в Древней Руси еще в XII веке. Именно пряник может быть первым кандидатом на включение в список нематериального наследия ЮНЕСКО от русской кухни.
Нет, нет. Конечно, я не стану вам рассказывать всех секретов русских мастеров, с которыми мы познакомились во время этого путешествия. А приглашу вас проехаться нашим маршрутом и узнать все из первых уст. Мне же было очень важно, чтобы моя семья подружилась, через перипетии историй и не стандартных исторических сравнений, с нашим временным мобильным домом Citroen Space Tourer. Ведь так-то оно понятнее. Правда?
Вердикт.
Любой, абсолютно любой автомобиль сегодня создаётся и том числе и для того, чтобы подарить владельцу эмоцию от владения. И, на мой взгляд, еще на этапе планирования приобретения автомашины, будущий собственник позиционирует себя внутри бренда. Разглядывая ли медали и расставляя кубки в залах славы, полученные в гоночных баталиях, или гордясь заслугами бренда, или отца основателя в развитии технологий, или вклад бренда в развитие территорий, спасения людей, установление различных полезных и не очень рекордов – все перечисленные факты подталкивают к выбору автомобиля.
Но недостаточно зачать четверых детей, нужно еще их воспитать. Так же и с автомашинами. Недостаточно сегодня создать классический капотный вэн, пускай даже восьмиместный, для того чтобы клиенты считали микроавтобус семейным автомобилем. Нужны какие-то космические решения, связанные с интерьером и экстерьером. Например, у Citroen Space Tourer отличных пять дверей: распашные (для водителя и штурмана), откатные (для попадания на места второго и третьего ряда) и откидная (для багажа). В базе откатные двери не имеют электропривода (открываются механически) и в этом не было бы проблемы, если бы при открытии дверь можно было надежно зафиксировать в открытом состоянии. А по пятой двери и вовсе мало, какой блогер не проехался. Она очень большая и поднимается целиком вверх. Естественно, без электропривода, которого тоже нет в базе, с дверью приходится повозиться. Но ведь как было бы здорово, если бы задних двери было бы две. И даже не важно, в каких плоскостях и пропорциях они бы открывались. Тем более что внутри бренда у коммерческих «собратов» эти решения есть. А в салоне. Это ж прям прогулочная парусная яхта, правда, на колесах. Кокпит в целом хорош. И кресла с подлокотниками, и огромная ниспадающая торпеда, и множество отсеков и ниш. С эргономикой все в порядке. Но, неужели невозможно было продумать место для горячих/холодных напитков? Те, что есть, можно отнести, конечно, к номинальным отсекам, так как пользоваться ими неудобно. Во время движения ни в ноги за бутылкой не полезешь, ни до углубления на торпеде не дотянешься, и, продолжая яхтенную тему, перенесу вас в кают-компанию, второй и третий ряд.
Там два одноместных кресла и два двухместных. Их очень просто двигать, собирать или даже отстегивать, но вот если нужно будет их выносить из салона, то вы сразу поймете, от какого балласта вам нужно будет избавиться, в первую очередь, для облегчения веса. Сдвоенное кресло весит примерно 70 килограммов. Есть еще один просчет или недостаток. Мне нужно было перевернуть кресла второго ряда против хода движения. И у меня получилось. Крепления в полу прекрасно зафиксировали тяжелые диваны, а от спинки поднялась, только одна. Для среднего пассажира. Причина очень простая. Крепления ремней безопасности находятся в стойке кузова, а не на самом кресле. Поэтому инженеры запретили подниматься спинке, не оборудованной ремнем безопасности. В кают-компании есть пара откидных столиков (правда в движении ими лучше не пользоваться), пару шторок на окна, 12В выход, очень много света, и даже свой собственный отопитель с регулировкой температуры. Но ведь мы говорим про семейное путешествие, правда. Неужели еще пару тройку розеток для зарядки гаджетов, неужели розетка на 220 В, неужели шторки на окнах третьего ряда так сильно увеличили бы стоимость? Вы скажете – это мелочи. Можно сделать это дополнительной опцией, если так надо. Можно конечно. Так тогда и может потом, после кастомизации салона под семейный вэн, и стоит говорить о том, что он – семейный?
А на данный момент Citroen Space Tourer – весьма конкурентный и комфортный бизнес автобус с большим процентом остекления для использования как в городских, так и в междугородних условиях. Очень экономичный (в смешанном цикле 6.8 дизеля на 100 километров) миктроавтобус за реально небольшие деньги. К примеру, тестовый автобус был в базовой комплектации и стоил 3 200 000 рублей.
Алексей Слащёв
P.S. Как то 10 лет назад я подарил своему папе новенький цельнометалический Citroen Jumper. У него была «Газель» для работы, которая все время ломалась. Она ломается, а он чинит. Так продолжалось, кажется, целую вечность.
Справедливости ради, стоит заметить, что на момент покупки автомобиля я крайне мало знал про коммерческий транспорт и, пожалуй, только пару-тройку раз был на заводах Германии, Италии, России для знакомства с технологиями производства.
И вот мы едем за фургоном, и я рассказываю папе про то, что основатель бренда Андре Ситроен родился в Париже, куда его родители переехали из Голландии, где занимались продажей овощей и фруктов. А слово Citroen с нидерландского переводится как лимон. Рассказал я и про значение самой эмблемы. Про то, что это не елочки да стрелки с горочками, а символическое обозначение двойной винтовой зубчатой передачи (шевронная передача). Шевронная передача служит для передачи энергии посредством параллельных или перпендикулярных осей. И это изобрел и запатентовал именно Андре Ситроен. Шевронные редукторы стали применять не только французские производители, но ими вооружился и концерн Rolls-Royce. Шестерни использовались также в узлах и агрегатах гигантского корабля «Титаник».
«Это всё красиво», - сказал папа. И продолжил: «Главное, каков твой лимон в эксплуатации».
Жёсткая эксплуатация коммерческого автомобиля с 350000-километровой историей не выявила ни одного серьезного недостатка. Нет претензий ни к редуктору, ни к качеству пластика в салоне. А он там ох какой твердый!
И я просто уверен, что Citroen Space Tourer ждет не менее интересный трудовой путь. Правда, возможно, не «семейного друга».
-0-
КИ