Париж. Франция. «Париж, я люблю тебя». «Влюблённые в город. Часть 1»
"Париж, я люблю тебя", киноальманах, 2006 г.
Прмч. автр*: Мне иногда кажется, что жизнь – это постоянное чувство незавершённости. Так устроено наше сознание, такие у нас когнитивные возможности. Именно это, по мнению некоторых учёных, выделяет нас на фоне других живых существ – у нас гораздо лучше развито понимание причинно-следственной связи. Мы всегда ждём итога наших действий, какой-то более конкретной точки Б, ведь точка А, как нам кажется, была такой осязаемой, такой конкретной.
Чувство незавершённости романтизирует наши отношения с людьми, которым мы ещё не успели что-то сказать, о чём-то спросить, я молчу о том, насколько это влияет на любовные отношения двух людей, какая страсть может родиться из-за недосказанности, и это ещё не всегда хорошо!
Я часто чувствую нечто подобное с любимыми городами, в которых я ещё не успел устать от обыденности пейзажа, в которых я не живу и даже не мечтаю жить, но как однажды сказал один мой близкий человек про Санкт Петербург – «Питер – это не город, где хочется жить, но город, в который хочется возвращаться».
То же и о Париже.
"Париж, я люблю тебя", киноальманах, 2006 г.
Коротко о сюжете
Альманах «Париж, я люблю тебя» - 18 разных историй, срежиссированные разными режиссёрами, фильм, чей лейтмотив – любовь и Париж в своих самых неожиданных проявлениях.
Ведь любовь – это не всегда про молодых людей, уходящих в титры на оптимистичной ноте, любовь – это не всегда горесть от потери близкого человека, и конец фильма уже не такой весёлый.
Любовь, как и сам Париж, - это далеко не только о романтике, мансардах, летних верандах, безоблачном небе… Иногда – это сюр, иногда – это ностальгия, иногда – та самая недосказанность, а иногда – внезапное ощущение, которое сложно описать. Оно просто приходит и остаётся.
Закулисье
Изначальной целью картины было возродить с годами потускневший образ Парижа в качестве романтической столицы мира. Планировалось снять 20 короткометражек по 5 минут, о каждом округе Парижа, однако два отснятых эпизода режиссёров Кристоффером Бо и Рафаэлем Наджари не вошли в финальную версию фильма, поскольку не соответствовали духу картины.
Также фильм положил начало серии киноальманахов о больших городах: «Нью-Йорк, я люблю тебя» (2009), «Москва, я люблю тебя!» (2010), «Влюблённые в Киев» (2011), «Гавана, я люблю тебя» (2012), «Рио, я люблю тебя (англ.)русск.» (2013), «Тбилиси, я люблю тебя» (2014). «Бишкек, я люблю тебя» (2011). «Берлин, я люблю тебя» (2019) и др.
"Париж, я люблю тебя", киноальманах, 2006 г.
Несмотря на то, что большинство актёров, снявшихся в фильме, не обладают широкой известностью, что, к слову, делает персонажей живее, потому что не возникает ассоциаций с картинами, в которых мы их уже видели в других амплуа, периодически радуют своим камео такие звёзды, как Жерар Депардье, Натали Портман, Уильям Дефо, Мэгги Джилленхол, Элайджа Вуд, Стив Бушеми. И не всегда они появляются в наиболее удачных историях, показанных в фильме.
Но это исключительно на мой вкус.
Неизменным остаётся Париж. Как центральная его часть, так и окраины, также показанные в фильме.
Город декорация
Почему некогда самый романтичный город в мире чуть не потерял свой статус?
С развитием глобализации Париж стал большим туристическим центром, что всегда влечёт за собой как позитивные, так и негативные последствия. И, к сожалению, в определённый момент, негативных стало больше.
Для столицы любви город стал слишком многолюдным, на фасадах домов чаще стали появляться граффити, возросла преступность на окраинах. Сыграл также большую роль запрос современного человека на цинизм, люди перестали говорить громко о своих чувствах, страстные признания приравнивались к гротеску, многие слова обесценились. Поменялась, возможно, парадигма, в которой мы живём.
Но фильм, снятый в 2006 году, показывает именно такой небрежный, не вылизанный, настоящий Париж, со всеми упомянутыми выше недостатками, и о чувствах в фильме говорится не на прямую, не в лоб, а с помощью известной формулы «не рассказывай, а показывай».
И, в конкретно данном случае, город появляется на экране мельком, нет каких-то примечательных мест, которые могли бы зацепить зрителя. Но, при этом, город показан живым, не сказочным, из-за чего персонажи становятся осязаемыми, кажутся нам настоящими, тем более, если они сыграны актёрами с не самыми «замыленными» лицами, и именно эта реальность, переданная на экране, привлекает зрителя, отчего появляется больше эмпатии к происходящему на экране.
"Париж, я люблю тебя", киноальманах, 2006 г.
Музыка и финальные титры
Сложность таких альманахов, не связанных какой-то одной общей сюжетной линией, заключается в том, чтобы задержать внимание зрителя до конца картины. 18 разных историй за 2 часа – это примерно каждые 5 минут фокусировка внимания на чём-то новом.
Так случилось, что мне пришлось смотреть фильм частями – 17 я посмотрел подряд, а 18-ую через час, и за это время я пытался понять, как я отношусь к фильму (это к разговору о незавершённости жизни).
И, досмотрев до конца 18-ый сюжет, один из самых успешных, как мне кажется, я понял, что всё-таки картина мне понравилась.
Мне кажется, её стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы понять, можете ли вы любить этот город, несмотря на все проблемы, которые в нём есть. И я, знаете, понял, что да. Могу. Даже, наверное, чуть сильнее. Потому что аккордеон и вальс – это хорошо, но французская музыка не заканчивается на этих красивых, но шаблонах, новые направления появляются каждый день, и для 2006 года фильм выглядит достаточно современно, не злоупотребляя уже знакомыми формулами светящейся Эйфелевой Башни, счастливых целующихся влюблённых на её фоне. Фильм – разношёрстный, люди в нём – настоящие. Любовь показана разной, а Париж – неоднозначным.
Но вернуться туда всё-таки хочется.
-0-
*авторский стиль