images/2020/Julay2020/26/DSC_0524.jpg

Остров весёлой Свободы

26 июля 2020 10:54:05
26 июля 1953 года на Кубе сторонники Фиделя Кастро атаковали казармы Монкада, но потерпели поражение. Но именно этот день считается днём-предтечей революции на острове.
Константин Исааков

Урок кубинской революции: с диктаторами бороться можно

Не берусь оценивать всемирно-историческое значение кубинской революции, случившейся 31 декабря 1958 года – это до меня сделали (многие и по-разному) историки. Скажу только, с тех пор народ на Кубе живёт бедно, но весело. А при полковнике Фульхенсио Батиста – сначала президенте, а затем, с 1952 года, диктаторе жил ещё беднее, но отнюдь не настолько весело.

Знаете, почему? Потому что кубинцам (такой уж народ на острове) для того, чтобы полноценно радоваться жизни, нужно ощущение Свободы. После революции Кубу так и стали называть – Островом Свободы.

Радоваться жизни здесь умеют – даже если весь год, всей семьёй приходится жить на рисе и фасоли. Об этом мы ещё расскажем. А пока – о том, что предшествовало революции.

На пути полковника Батисты оказался 25-летний адвокат Фидель Кастро, который составил обвинение диктатору в насильственном захвате власти (молодые адвокаты – они не из пугливых). Обвинение подразумевало тюремное заключение лет этак на сто. Батиста предпочёл не замечать Фиделя и его разоблачения. Тогда Кастро перешёл от слов к делу: 26 июля 1953 года он со 165 сторонниками под лозунгом «Свобода или смерть!» лихо, но немного бестолково попытался захватить военную крепость Монкада в Сантьяго-де-Куба. Правительственные войска это нападение отбили. Тем более, что оно было неопытными революционерами ну очень плохо организовано. Но страна узнала: с диктатором бороться можно и нужно. Только надо готовиться всерьёз. Вот что запечатлела хроника тех лет.

Фидель, получивший за нападение 15 лет, и его брат Рауль стали очень популярными в стране – настолько, что диктатору вскоре пришлось их помиловать и выпустить из тюрьмы, изобразив нечто вроде доброй воли.   

Но было поздно. Созданное к тому времени «Движение 26 июля» уже объединяло кубинских кресть­ян, сельскохозяйственных рабочих, мелкую буржуазию, стало реальной силой, которая и свернула, в результате, шею диктатору.

Республика Куба 1 января отмечает каждый год праздник «Триумф революции». Имена Фиделя и Рауля Кастро, а также их наиболее поднаторевшего в ведении боевых действий соратника Че Гевары (позже его профессией стал экспорт революции в страны Южной Америки и даже Африки, за что, в результате, и поплатился жизнью) становятся легендарными. Словом, 31 декабря 1958 года  350 партизан под предводительством Че Гевары разбили под городом Санта-Клара правительственную армию в составе 3 500 солдат.

В новогоднюю ночь Батиста со свитой улетели с острова к соседям, в Доминикану, в здешнему диктатору тех лет Рафаэлю Трухильо (время его падения было ещё впереди) под прикрытием друга диктатора, знаменитого американского гангстера Меира Лански.

Свобода важнее благосостояния

Новая власть с самого начала взяла за основу советскую модель развития, ориентируясь на СССР (поддержка, впрочем, никогда не скрывалась).

Кубинцы в массе своей с тех живут не так чтобы богато, скорее, по-прежнему бедно, в полной уверенности, что счастье есть. И ловят кусочки этого счастья каждую минуту. Если первые десятилетия в статусе Острова свободы большинство из них ещё горячо верило в коммунистические идеалы, то с начала XXI эту веру сменил скепсис, и если и оставался у народа какой-то кумир, то это был романтизированный Че, чьи портреты по сейчас день развешены по всей стране.

Эпоха братьев Кастро с их ажитативной, лозунговой устремлённостью в «светлое коммунистическое будущее» уже позади. Новое правительство, формально не отказываясь от идеалов революции (это было бы неприлично), уже пошло и ещё пойдёт на многие послабления: разрешено, например, общаться с иностранцами (раньше за это могли посадить в тюрьму) и даже пользоваться мобильными телефонами, в обменниках можно, хоть и по очень плохому курсу, поменять доллары (прежде брали только евро). Но, благосостояние, увы, не сильно выросло в расчёте «на душу населения».

Но народ приспособился. И радуется – по поводу и (а что может быть прекраснее?) без повода. Я сам наблюдал, например, как седой продавец мороженого и его юная напарница пустились на радостях в пляс прямо на улице – в разгар знойного дня вдруг от души ливануло! Или весело болтал с девушкой за прилавком сувенирной лавки: накануне ночью, часов до двух, мы восхищались её грацией и пластикой на дискотеке, а сейчас, часов в 10 утра, она, конечно, заспанная, но уже пританцовывала за прилавком – ведь мы только что напомнили ей о том ночном реггетоне.

С чем связан этот не особо социально обоснованный оптимизм? С климатом? С этнически обусловленным темпераментом? Отчасти да. Но ещё и с некоей особенно, островной чертой кубинцев, которую я бы назвал детскостью. Они по-детски доверчивы – доверились же после бестолковой атаки на власть 26 июля 1953 года (вообще-то тогда повстанцы перепутали казармы с жилыми домами) самой идее революции. По-детски и жуликоваты. А что – выживать-то надо!

Иностранцев, европейцев, туристов здесь скопом называют алеманами.  Так вот обмануть совсем алемана – не грех: он же богатый, пусть делится! Так что будьте настороже: если к вам подойдут на улице и предложат помощь – в подборе чего угодно: от ресторана до девочки на ночь, поостерегитесь. Либо просто надуют (денег возьмут и исчезнут), либо ресторан окажется непотребной забегаловкой, а девочка – на шестом месяце беременности. И при этом даже мысли у милого обманщика не возникнет, что «богатенький алеман», может, целый год копил на свой отпуск.

И, вот знаете, невозможно на них обижаться! Потому что и жульничают-то они по-детски.

Подсядет так к тебе за столик милый парнишка, станет расспрашивать тебя о житье-бытье, потом предложит сбегать за коктейлом в бар, принесёт его, взяв за «услугу» раза в два больше цены коктейля. А когда ты попытаешься высказать своё удивление, удивится в ответ: «И не стыдно, тебе – это ведь для тебя, богатого, такие гроши… а мы такие бедные-несчастные» - и тут же весело потянет тебя танцевать с местными красотками.

Жульничают и с суровыми местными законами. По ним, например, за умышленное убийство коровы полагается столько же, сколько за убийство человека, – 24 года тюрьмы. Это потому, что говядина здесь – дефицит, еда для «белых»: коров в стране мало, и все они – госсобственность. Но кубинец выход найдёт! Договариваются пастух, полицейский и водитель электровоза (автомобилю, увы, с объектом не справиться) – и сбивают насмерть бедное животное. Оформляют протокол о несчастном случае. По-честному делят на три части тушу и втихую продают в небольшие частные ресторанчики – паладары. А те предлагают «алеманам» сочные говяжьи стейки (в меню их нет).

Но всё это, поверьте, не напрягает тебя, туриста. Ну, очередная шалость заигравшегося ребёнка. Они ведь не со зла. Просто они – такие. Это с лихвой окупится доброжелательностью, открытостью, весёлостью кубинцев. Обаянием их улыбок. Точенностью девичьих фигурок. И, конечно же, потрясающими природными и архитектурными красотами. Словом, «входит в программу тура».

А потому, наверное, следует всё-таки позитивно оценивать и немного сумбурную попытку переворота 26 июля, и последовавшую за нею Кубинскую революцию. Да, светлое коммунистическое будущее для кубинцев так и не наступило. Но Свободы всё же стало больше. А Свобода всё же важней благосостояния. И не только на Острове Свободы.

Константин Исааков

(Остров Куба – Москва)

Фото автора

-0-

подписаться на новости

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников