Нью-Йорк. США. «Манхэттен». Глазами Вуди Аллена. Часть 2
«Манхэттен», реж. Вуди Аллен, 1979 г.
В главных ролях: Вуди Аллен, Дайан Китон.
Прмч. автр.*:Чёрно-белый, сдержанный и повторяющийся, квартал за кварталом, дом за домом, находящий себе место как в массовом, так и в авторском кино – Нью-Йорк, с людьми (они же – герои фильма), которые не чёрные и не белые, а просто – люди, такие разные, такие неоднозначные, но не без стремления к «правильному», «нормальному» и, не побоюсь этого слова, – «рациональному». А рациональное, оно ведь часто не состыкуется с тем, чего хочешь, с тем, что приходит само и улыбается тебе.
Но если уж приходит, что-то обязательно бьёт в голову, и ты понимаешь, что всё-это-то-самое-что было - точно не зря, и теперь – твой шанс, теперь – твой шаг, и ты обязательно сможешь догнать этот убегающий момент, возможность, и может быть – почти счастье, потому что азарт, кости, и нужно обязательно не отпускать фортуну или как минимум отыграться…
В конечном итоге сфинкс – лишь частично о женщине, а за титрами – ничего, и сами титры – чёрно-белые, сдержанные и повторяющиеся, квартал за кварталом, дом за домом, и остаётся надеяться, что пройдёт время и этот счастливый случай снова постучится в твою дверь, вопрос лишь в том – притворишься ли ты, что тебя нет дома?
"Манхэттен", реж. Вуди Аллен, 1979 г.
Коротко о сюжете
Айзек Дэвис (Вуди Аллен), сценарист юмористического шоу на телевидении, пытается найти своё место в мире, посадить написать книгу, построить личную жизнь и вырастить самооценку внутри безостановочно растущего к небу города. Ряд событий подталкивает героя к честному ответу на разные вопросы о самом себе, о людях вокруг него и о природе странной химии, которая возникает между мужчиной и женщиной, когда в их отношениях появляется некто третий.
Закулисье
Несмотря на то, что сам Аллен считает картину провалом, использованные в нём приёмы стали хрестоматийными для режиссёра. Так, например, главный герой фильма – снова нервный, колкий и ироничный романтик, люди вокруг главного героя – псевдо-интеллектуалы, а события внутри фильма начинают развиваться, когда появляется женщина.
И всё же, как и любая другая картина режиссёра, у "Манхэттена" есть свои черты.
«Манхэттен», в отличие от многих других фильмов режиссёра, на первый взгляд, получился более приземлённым. Герои фильма не находятся в сказочных обстоятельствах, мир вокруг них (с точки зрения зрителя) чёрно-белый, а основные действия сюжета происходят не на улицах города, а в музеях, ресторанах, квартирах и т.п.
Однако, несмотря на такую почти камерность, сдержанность цвета и приземлённость, ситуации, описанные в фильме и диалоги – во многом о разнице между тем, как «правильно» себя вести и тем, как на самом деле хочется, и именно эта контрастность, как мне кажется, и делает фильм интересным для просмотра. Среди обычной чёрно-белой жизни – самая обычная, но всё-таки немного искрящая своей неоднозначностью, снова, - жизнь.
Город-декорация
Стоит отметить, что фильм снимался в основном без договорённости съёмочной группы с администрацией города, в настоящих условиях. Поэтому все места, показанные в фильме – настоящие (почти, об этом чуть позже). И пускай у них лишь скромные «камео», ловко вплетённые в сюжет, они всё-таки достойны упоминания:
Центральный парк, по которому Айзек и Трейси (Мэриел Хемингуэй) катаются в карете (в более поздних картинах Аллен возвращается к этому образу),
"Манхэттен", реж. Вуди Аллен, 1979 г.
планетарий Хейдена, где Айзек и уже Мэри Уилки (Дайан Китон) прячутся от дождя и лучше знакомятся друг с другом, однако, некоторые сцены были сняты не только в планетарии, но и в павильоне,
"Манхэттен", реж. Вуди Аллен, 1979 г.
и мост Куинсборо, перед которым садятся на скамейку Айзек и Мэри во время прогулки с собакой. Об этом месте и кадре хочется сказать два интересных факта: скамейки в городе изначально не было и её пришлось туда поставить + кадр настолько понравился широкому зрителю, что многие ассоциируют фильм именно с ним.
"Манхэттен", реж. Вуди Аллен, 1979 г.
Музыка и финальные титры
Весь фильм, от чёрно-белого повествования до саундтрека пропитан эстетикой старого кино, и это столкновение современности и чего-то уже либо прошедшего, либо уходящего – мотив, который Аллен в дальнейшем будет часто использовать в своих фильмах.
И, подводя итог, хочется сказать, что этот фильм, один из первых (11-ый, но всё же) после просмотра можно косвенно считать некоторым приговором самому себе от лица Аллена.
Все знают, что из фильма в фильм режиссёр перетаскивает поведение героев, сюжетные повороты, отсылки к самому себе, и многие его картины похожи друг на друга, как и сам Манхэттен, который как будто нас впускает в свою маленькую историю больших дворов и широких улиц, реально существующих, но при этом чуть ближе к небу, чем, по крайней мере, мы, а потом опускает на землю, ведь внизу в окошко бьются милые мои…
И здесь продолжается та же жизнь, что была, и остаётся надеяться, что пройдёт время и этот счастливый случай снова постучится в твою дверь, и вопрос лишь в том – притворишься ли ты, что тебя нет дома?
Продолжение следует
*авторский стиль
-0-