На перепутье сказочных дорог

14 марта 2016 03:00:29
Попытка разглядеть будущее российского внутреннего туризма в «зеркалах» сказочных путешествий по Ярославской области
Константин Исааков

В канун и в первые дни минувшей Масленицы в рамках федеральной программы «Время отдыхать в России» проходил инфотур по Ярославщине, в котором приняли участие эксперты Ассоциации туроператоров России (АТОР), Российского союза туроператоров и независимые аналитики. Маршрут «Старая сказка на новый лад» с посещением праздника «Ярославская Масленица – главная масленица страны» организовало для них Агентство по туризму Ярославской области, а провел туроператор «Волга-тур».

Кто в тереме хозяин?

То, что в Ярославской области с туризмом заметно лучше, чем в большинстве российских регионов, известно всем. При этом, если брать за точку отсчета, скажем, последнее десятилетие прошлого века, стартовые условия тут были примерно такими же, что и у соседей. Но туризм – такая специфическая сфера, где без фантазии и живого интереса к тому, что делаешь, не обойтись. Нет, то есть обойтись-то можно, как известно, без чего угодно, но… получится то, что получится: то бишь ничего примечательного. Чтобы получилось что-то особенное, нужно туризм при-ду-мы-вать. Создавать его «реперные точки» порой из ничего. Или из некоей исторической или иной местной субстанции, пусть даже выглядящей мифом, крупицей.

На Ярославщине нашлись люди – они некогда придумали и сделали туристическими центрами Углич и Мышкин, относительно недавно – «Страну ямщика» в Гавриловом Яме и «Деревню Тыгыдым» на Пошехонье. И много еще всего необычного, а значит, притягивающего туристов. Им, этим людям, надо признаться, повезло: их фантазии не вошли в диссонанс (как это, увы, чаще всего бывает) с «целями и задачами» областных туристических властей, найдя отклик и поддержку в ярославском Агентстве по туризму. Потому что там тоже, по удачному совпадению, оказались люди на удивление живые и вполне даже творческие. Словом, «секрет» нынешней туристической Ярославщины прост и сложен одновременно: он в удачном совпадении человеческих факторов – «снизу» и «сверху». А каков характер у хозяина, таков он и у дома.

В последнем я на днях еще раз убедился, путешествую в предмасленичные дни и в самом начале недавней Масленицы в составе группы экспертов по Ярославской области. Убедился, мысленно анализируя образ, казалось бы, довольно символического «хозяина» той или иной туристической территории – гида-экскурсовода. Конечно, назвать хозяином человека, представляющего туристам тот или иной объект, можно с большой условности. Но, согласитесь, как же много от него зависит! Каждому из нас наверняка приходилось практически засыпать на унылых экскурсиях-лекциях, которые вели люди, всего лишь добросовестно вызубрившие текст из справочника. И, наоборот, с наслаждением впитывать эмоциональную, увлекающую информацию, которую тебе рассказывают, как лично пережитую, пропущенную через сердце. Да еще и интригующе выстраивают композицию повествования. Что для этого нужно? Правильно, нужна личность.

Сопровождавшую нас в поездке Светлану Блохину, основного гида в туре, отличало именно это: ей самой было интересно все, что она нам рассказывала. А потому интересно было и мне.

При этом возникало (нормальное при общении с профессионалом в «соседней» области) чувство неловкости за себя: плохо-то я, оказывается, знаю историю государства российского.

Неловкость эта, однако, была еще ощутимее уже на первом же объекте маршрута: сказки, мифы и верования восточных славян я, филолог по образованию, как оказалось, знаю или (сделаем себе уступку) помню еще хуже. В музее «Рождение сказки» на подъезде к Переславлю-Залесскому молодой, но просто переполненный знаниями и влюбленный в эти знания экскурсовод Нина приятно удивила меня: Баба Яга – вовсе не зловредная старушка, а добрая и мудрая воспитательница, и детей она не ела, изжарив в печи, а только припугивала – чтобы всякие там Иванушки не сильно хулиганили. Впрочем, если разобраться, в старину вообще-то было принято на Руси в печке малышей прогревать от простуды. Ну, а дохристианские восточнославянские боги – это целое генеалогическое древо с сюжетами, пожалуй, не менее драматичными, чем те, что разыгрывались на древнегреческом Олимпе.

Нина, тем не менее, в некотором смысле, счастливое исключение. Это я об образе гида-«хозяина». Исключение в смысле молодости своей. Вынужден, при всей моей симпатии к молодежи и при полном отсутствии возрастного снобизма, констатировать: чем старше, чем взрослее гид, тем интереснее, личностнее его экскурсии. Таковы были наши мудрые и увлеченные гиды на объектах Гаврилова Яма, Ростова Великого.

Юные же эфемерные создания, например, в музее «Музыка и время» или в «Луковой слободе» выглядели милыми куколками, которых обучили «тексту слов» и движениям «ручкой-ножкой-головкой».

Обаяние юности, увы, а таких ситуациях не компенсирует факт отсутствия личностного бэкграунда. В интересном, творчески задуманном историческом кафе «Fish Herberg – Сельдь Царский Посол» в качестве хозяйки выступает вообще, я так понимаю, официантка. Она добросовестно прочитала нам довольно познавательный текст о Петре I, пока мы поедали обед. Оба субстанта – гастрономический и информационный – воспринимались, однако, с трудом: то ли жевать, то ли слушать.

Не хочу при этом обидеть молодых гидов названных заведений: их, как, помнится, объяснялся герой одного культового фильма, «так учили». Но, например, посетители музея «Музыка и время» до сих пор с грустью и теплом вспоминают ушедшего от нас в прошлом году создателя экспозиции Джона Мостославского: вот кто умел увлечь гостя, используя в своих экскурсиях даже фокусы и мистификации!

Задумался я над неким, на первый взгляд, парадоксом. Лично меня (да и, по-моему, всех остальных гостей) абсолютно восхитила экскурсия по школе в селе Великом Гаврилоямского района. Ее вели дети. Рассказывали о своей школе – и впрямь, замечательной: среди ее выпускников прежних лет множество знаменитостей, а из нынешних в вузы поступает чуть ли не девяносто процентов. Рассказывали с разрумянившимися от волнения лицами и с очаровательной непосредственностью. Но главное-то, с любовью! А ведь дети не умеют скрывать – ни любовь, ни безразличие. Потому они всегда естественны и органичны.

Но, подрастая, эти же девочки и мальчики приходят на взрослую работу – и транслируют посетителю то, что в них вложено «по программе». Выглядят при этом, в лучшем случае, хорошенькими биороботами. Живой жизни, личной увлеченности как-то в их экскурсиях маловато. Что-то не то с нашей системой подготовки гидов? Или просто девочки в школе рассказывают о своем, родном, а девочки на объектах отрабатывают скромную зарплату?

Избушка, избушка, приберись у порога!

Возвращаясь к кафе «Fish Herberg – Сельдь Царский Посол», должен заметить, не очень удачное сочетание пищи духовной в качестве «гарнира» к пище гастрономической – не единственное, что мне показалось тут не продуманным до конца. В тематическом меню, по которому нас кормили, значилось: «На голландский манер». Подали вполне даже вкусный винегрет (справедливости ради, замечу: с кусочками селедки, но это был единственный fish в программе), суп харчо и жареную курицу с картофельным пюре. Что из этих трех блюд можно назвать голландским, ума не приложу. Да, рассказывали нам в том числе и голландских похождениях Петра Великого, чья скульптура в полный рост манила любителей «селфи» прижаться щекой к плечу исполина. Но, единственный в этом контексте «голландец», император российский выглядел совсем не гастрономическим персонажем: нельзя было ничего от него откусить. В то время как по-настоящему голландское меню, поверьте, как раз можно придумать классное! Чего стоит одна гаагская селедка в качестве закуски: пробовал – знаю.

Это, скажем так, одна из моих подсказок хозяевам ярославских туробъектов. Будет и другая. Но сначала закончим с завтраками, обедами и ужинами. То есть с темой еды.

Меню в большинстве российских регионов, чаще всего (за исключением разве что мест «экзотических», с этно-«изюминками»), традиционное, из советских времен: непременный салат «оливье» (или нечто аналогичное и «крабовыми» палочками и консервированной кукурузой), борщ или щи (варианты: солянка сборная, куриная лапша, а летом – окрошка), кусок мяса или рыбы с картошкой или макаронами. Не слишком изобретательно? Но и в рамках этого «джентльменского» набора блюда могут быть или вкусными, или как себе. Кормили обильно, от души почти везде: в кафе «Картофельный бунт» (Гаврилоямский район), на перекусах, которые нам устраивал почти каждый из объектов показа. Совсем замечательно – в обеих точках, ярославской и ростовской, ресторана-музея русской кухни «Собрание». А уж таких потрясающих щей с грибами, как в ярославском «Собрании», я, признаться, не ел ни разу в жизни.

Несколько диссонировали, правда, со всеми парадами еды ужины в ресторане отеля Ring Premier, где мы поселились: безликие, на мой вкус, с кулинарных позиций. И весьма «щадящие» (на ночь таки вредно наедаться!) по объемам: такой ужин хорош, разве что когда еще не переварился обед от «Собрания», где, кстати, нам еще и устроили очень духоподъемный (я об ароматах) мастер-класс по приготовлению яблочного пирога.

О мастер-классах мы еще поговорим. Но сначала – вторая обещанная подсказка.

Она адресована, увы, абсолютно всем хозяевам объектов ярославского маршрута «Старая сказка на новый лад». Мы прибыли на Ярославщину в самый разгар межсезонья: зима уже отступила, но весна еще не заняла освобожденную территорию. Выскажу, друзья и коллеги, возможно, если не крамольную, то весьма обременительную мысль: красиво должно быть не только в вашем доме, но и у входа в него. Выпрыгивая из автобуса, лично мне, поверьте, совсем не хочется погружаться по щиколотку в лужу. Или неловко, с опаской ступая по наледи, доползать со вздохом облегчения до дверей горницы. Где, конечно же, будет чисто, уютно, тепло. Но до этого счастья ведь надо еще добраться! Понимаю, дворник в штате – по нынешним временам, слишком большая роскошь. Но тогда уж сами, силами персонала, по скользящему (в переносном смысле слова) графику. Ладно, мы, эксперты, «свои люди», но ведь гостей-то ждете - туристов! Да, скоро уж все само растает и подсохнет, и в этом наш извечный русский авось: рассосется. Но период некомфортных погодных условий в России довольно длителен. А ведь мы позиционируем тот же сказочный маршрут как круглогодичный.

Поднять глаза от земли

Красот в Ярославской области много – сказочных и архитектурных, исторических и природных – не перечесть. Подробно поговорили мы о них с представители местной туриндустрии – темой встречи стали «Перспективы развития внутреннего и въездного туризма в Ярославской области». Происходил разговор в стенах недавно открытого в Ярославле Музея современного искусства, экспозицию которого, посвященную современным трактовкам художественных идей знаменитого «Красного квадрата» Казимира Малевича, мы не без интереса (занятное все-таки, по мне, явление – постмодернизм: занятное и живучее) осмотрели перед встречей.

Кстати, музей готов предложить самые разные интерактивные площадки для проведения здесь концертов, спектаклей, конференций, форумов. Это подчеркнул, приветствуя гостей, его директор Александр Орлов.

Ну, а тон деловому разговору задала руководитель Агентства по туризму Ярославской области Юлия Ветошкина. «Здесь собрались ключевые партнеры внутреннего рынка – те, кто формирует программы туров, и те, кто приглашает в них туристов, – пояснила она. – Самое время не просто представить наши новые маршруты, но и обсудить замечания экспертов, идеи по улучшению турпакетов». В таком ключе и велось обсуждение, в котором участвовали директор по продажам компании «Волга-тур» Ольга Лобанова, рассказавшая в подробностях о сказочном маршруте, по которому мы путешествуем, а также об уникальном проекте «Первые в России. Первые в мире». Генеральный директор туркомпании «Столица Золотого кольца» Марина Николаева презентовала «горячие точки» ярославского событийного туризма – Лукову ярмарку, Фестивали ухи и селедки. И, конечно же, Масленицу.

Она, Масленица, как известно, в Ярославле – самая главная в России. Что такое масленичный обряд? Это, по сути, Карнавал, только на наш, российский манер. Участвовал я в нескольких карнавалах в разных странах мира. Скажу честно: нашу карнавальную традицию еще развивать и развивать. Пестовать. А главное, приучать к ней людей – к тому, что праздник может быть не только домашним застольем. Да, на центральной площади Ярославля порадовал глаз парад затейливых кукол – различных типажей, с разными характерами, в пестрых шутейных нарядах.

Да, Масленичное шествие, прошагав по Ярославлю, повеселило прохожих песнями, плясками да сказочными сюжетами.

Но, например, в городе Санта Круз, что на канарском острове Тенерифе, где я побывал всего месяц назад, практически все население, включая младенцев в колясках и дедушек в инвалидных креслах, в течение всей карнавальной недели гуляло по городу – день и ночь – в собственноручно приготовленных карнавальных нарядах. Люди веселились, дурачились, горланили песни. Пьяных, кстати, я ни разу не заметил, хотя выпивка везде круглые стуки продавалась свободно. Никто при этом ни на кого не шикал и не возмущался: шумите, мол. Ведь праздник! И всем радостно. При этом все были улыбчивы, предупредительны, добры друг к другу.

Очень хотелось мне, чтобы и мы в России приучились так – раскованно и сердечно – праздновать свои исконные праздники.

Традиций-то и идей у нас, на самом деле, немало. И в Ярославле, и в Костромской, Ивановской областях, представители турбизнеса которых также приняли участие в нашем экспертном туре. Игорь Лапата, директор еще одной ярославской принимающей компании «Центр путешествий «Яроблтур», представил на той встрече образец проекта уже новейших времен – двухдневную «космическую» программу, посвященную Валентине Терешковой. Программа рассчитана на посещение Ярославля, Никульского и Тутаева. Гостям показывают и рабочую окраину, где выросла первая женщина-космонавт, и дом-музей бабушки Валентины Владимировны Терешковой. И над всеми этими, я бы сказал, предкосмическими для главной героини объектами будут выситься образами вечной российской благодати знаменитые храмы Ярославщины.

Даже весенняя распутица под ногами не отвлечет нас от красоты их куполов.

Сон о родине

Ярославская область – сама по себе сказка. Это православные панорамы самого Ярославля, центр которого, как известно, включен в число объектов исторического и культурного наследия ЮНЕСКО.

Это удивляющая в любое время года хоть по-разному, но всегда гармоничной красотой Стрелка – место основания города. Это гордо подпирающий небеса Успенский собор и белокаменные просторы Музея-заповедника на территории бывшего Спасо-Преображенского монастыря.

Это и грандиозный, на мой взгляд, Ростов Великий, который, да, потрясает в стенах Ростовского кремля, где один храм краше другого.

Но несказанно печалит на городских улицах. Для нормального, достойного любого человека, не говоря уже о гостях-туристах, передвижения приспособлена здесь разве что главная улица, которая именовалась то Московской, то Покровской, а с 1924 года – Ленинская. Остальные – с разбитым асфальтом и с обветшавшими домами, со многих из которых еще не стерлись следы архитектурной изысканности, чьих-то творческих порывов.

Это и старинные земляные валы Переяславля-Залесского. Из этого удивительного города, тоже вызывающего благоговение, не уедешь без грусти: надо наконец что-то сделать и вернуть людям все красоты здешних храмов, а не только строго-стройного Спасо-Преображенского собора XII века.

Такое же чувство, только, пожалуй, утроенной силы, возникает на главной площади села Великого, когда переступаешь порог здешнего Боголюбовского храма.

И замираешь в отчаянном восхищении от полуразрушенной святыни – ее величественных, хоть и фрагментарных фресок, старческой, но твердой стойкости ее стремящихся к куполу стен.

Ощущение трагичности российского бытия накрывает и в других стенах, по соседству с этим храмом. Я об особняке знаменитого купца Александра Локалова, что был некогда создан молодым и малоизвестным в те времена Федором Шехтелем. Не оторвать взгляд от его фасада.

Зайдя внутрь, выворачиваешь шею в восхищении на широченной мраморной лестнице. Вернув взгляд вниз, я заметил выглядывающую из дверного проема рыжую мальчишескую челку. А в гостиной – присевшую на диване перед телевизором анемичную девочку-подростка.

Озирая потолки необычайной, Шехтелем же придуманной комнаты-грота, слышишь за стеной чьи-то несмелые шаги.

Ну да, в усадьбе Локалова уже многие годы живет детский дом. И странное такое чувство: то ли ты неуместен в этих сохранивших следы былой роскоши стенах, то ли эти с типично детдомовским нездешним выражением лиц дети? То ли неуместен весь такой вот контекст в центре села, в чьем имени - величие. В стране с памятью о собственном величии.

Ах, Россия, ты ведь страна умельцев. Что же ты так расточительна с богатствами своими – рукотворными и людскими?

А умельцев и впрямь у нас много! Их просто тьмы, и тьмы, и тьмы! Это было очевидно даже по входившим в нашу программу мастер-классам. Чему только нас на них не учили! Изготавливать деревянную игрушку-берендейку.

Сделать своими руками глиняный сувенир в замечательной великосельской гончарной мастерской «Сады Аурики» - таких, как тут, мастеров можно встретить разве что в Скопине, полуразрушенном городке Рязанской области.

В Музее льна, на базе ткацкой мануфактуры того же купца Локалова мы познакомились с интереснейшими авторскими работами здешних ткачей.

На фабрике «Ростовская финифть» - с тончайшими росписями по эмали, технологию которых придумали еще древние греки, а сохранили сегодня только ростовчане.

Им, мастерам Всея Руси – и тем, кто в ремеслах поднаторел, и тем, что в ответственных кабинетах мудрые планы и перспективные проекты составляет, да и сказочникам, и «поводырям народным» из туркомпаний – навалиться бы им всем гуртом да обиходить наконец красоты нашей земли. Чтобы не выглядели они порой бриллиантом в проржавелой оправе.

Ну, а детям хорошо бы, конечно, не в старинном ветшающем локаловском особняке жить (здесь был бы уместен, скорее, музей Федорова Шехтеля). А в современном, обустроенном доме – лучше бы, конечно, доме семейном. И слушать сказки. Ходить на экскурсии к доброй Бабе Яге в Музей «Рождение сказки». Водить хороводы в Доме царя Берендея в Переславле-Залесском.

Играть в "Музее ямщика" в смешной валенкобол, в перетягивание каната или в дурашливое срывание шапок – эти шутейные игры стали в последние годы популярны по всей Ярославской области.

Участвовать в интерактивных программах Музея Царевны-лягушки и Дома Ивана Царевича.

Эти два дома стоят в Ростове Великом, на пока еще Ленинской улице друг напротив друга: такая вот «семейная пара». Приехать сюда можно тоже семьей, с детками. Поиграть всем вместе в какую-нибудь старинную русскую игру, париться в баньке, вкусно поужинать и здесь же разместиться на ночлег.

Возможно, приснится ночью кому-то из ребятни некий сказочный сюжет – немного страшный, но веселый и, в итоге, вполне оптимистичный: так уж повелось в русских сказках. Что приснится их родителям? Не знаю. Но хочется верить, что это будет сон о родине. Не в пафосно-трибунном смысле слова. А в истинном, заботу и любовь подразумевающем.

Константин Исааков

Фото автора

 

 

подписаться на новости

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников