Мьянма под солнцем Будды
Не довелось мне всерьёз изучать буддизм. Но бывал в нескольких буддистских странах – от Индии, откуда, собственно, его корни, и до Китая, Японии, Таиланда, где он массово распространён. И то, что я там наблюдал, а именно буддистский взгляд на мир, во мне всегда вызывало отклик. Поиски душевной гармонии, культ красоты и любви – это, признаюсь, моё. Оно может стать и вашим, если вы соберетесь в эту не столь уж и далекую от России страну.
Мьянму с Россией соединяют прямые рейсы Янгон – Новосибирск (ну, а до этого сибирского города добраться – не проблема), выполняемые авиакомпанией Myanmar Airways International два раза в неделю с технической посадкой в Мандалае. Последнее, кстати, позволяет начать свое путешествие по Мьянме в одной части страны, а закончить его в другой. В полёте вас покормят, и это будет горячее питание – мясо или рыба на выбор плюс гарнир, а также булочка, напитки. Всё то есть по международным стандартам. В Янгоне, в офисе авиакомпании, вам предложат купить местную сим-карту ATOMxMAI. Словом, недалеко и вполне цивилизованно.
И вот я практически впервые (до этого был лишь «проплывом» – в круизе) в этой стране. В стране, где буддизм – не просто основа государственности. Буддизмом в ней живут буквально все: от только что начинающих осознавать себя маленьких деток до познавших глубину несовершенства мира старцев.
Эти заметки – не путеводитель по Мьянме; подобной информации с избытком в Интернете, а мои впечатления от страны – её архитектурных, живописных и иных арт-образов. От её людей. Их лиц, часто не по годам мудрых, но всегда по-детски доверчивых и открытых; очень улыбчивых, будто что-то излучающих.
Излучающих улыбку Будды.
50 миллионов просветлённых
Чем кардинально отличен буддизм от всех остальных конфессий? В нём нет Бога. Будда – не Бог, а познавший мудрость Человек. Его учение абсолютно не агрессивно, лишено противопоставления другим верованиям. Нет в нём «верных» и «неверных», нет кастовости, нет показной роскоши служителей. Зато есть любовь.
90% 56-миллионного населения Мьянмы исповедует буддизм. Словом, Мьянма – это буддизм: можно ставить знак равенства.
Мьянманцы, в основной своей массе, люди небогатые, а то и просто бедные. Но от сердца они щедры. В буддистских храмах, у изображений Будды я много раз наблюдал, как люди, весьма скромно одетые, жертвуют деньги на поддержание здесь красоты и чистоты. И сами убирают, моют, чистят – чтобы святое место было ничем не запятнано.
Хижина, в которой мьянманец обитает круглый год вместе со своим немаленьким, чаще всего, семейством, может быть слепленной из кусков фанеры и лиан, просто укрывающим от жары и холода: скромность потребностей – тоже важная часть буддизма. Но придя в храм, пагоду, ступу, мьянманец непременно отмоется от повседневных трудов, оденется во всё чистое и нарядное. И обязательно оставит здесь купюру-другую. Не потому что «так положено». А от души. И душа эта сызмальства взращена буддизмом. Храм должен быть прекрасен: ведь это место просветления, место света. Сюда приходят подпитаться светом. И унести его частицу в свою повседневность.
Я-то заходил сюда, что называется, в гости. Но, представьте, испытывал сходные чувства. Если приедете, то и вас они накроют. Этот свет останется с вами на всю жизнь.
Пока же давайте вместе рассмотрим его источник – мьянманские лица. В них свет, смирение, любовь. Такие лица здесь можно встретить повсюду. В местах культа, конечно, в первую очередь. Сюда они, кстати, ходят не только по праздникам: посетителей множество и в любой будний день. Приходят наедине со своими мыслями. И делятся ими с образами Будды.
Они радостно улыбнутся тебе, незнакомцу, если вы случайно пересечётесь взглядами. Авансом признавая в тебе человека доброго, хорошего, неагрессивного. Такими они видят себя и всех.
Постоят перед святынями с молитвой, которая тут – совсем не зазубренный книжный текст, а общение с мудрецом, просьба понимания, желание отклика, надежда на поддержку.
Но мьянманцы такие вовсе не только в храмах! Даже на рынке Богьоке Аунг Сан, по которому мы долго бродили, а я не покупал ничего – просто снимал лица. И здесь лица – детские, молодые, старые – были окрашены какой-то особой, изнутри светящейся красотой.
Да, они чаще всего бедны, но при этом не меркантильны. Конечно, заработать хочется – особенно на туристах: те, по определению, богаче. Но тебе никогда ничего не станут навязывать, а тем уж более хамить, что, увы, мы можем наблюдать в ряде восточных стран.
В одном бесчисленных комплексов пагод, которые мы посетили за эти дни в Мьянме, встретился нам хорошенький мальчик лет 8. Он бродил меж затейливых краснокирпичных строений. И, увидев нас, подошёл. Ничего не прося и не оговаривая вперёд, стал рассказывать – по-английски и очень внятно, почти как профи-гид – об объекте. Случилась, словом, такая незапланированная экскурсия.
Уходя, мы дали этому милому пацану как-то, по-моему, совсем мало денег (просто ни у кого не оказалось в тот момент достаточно наличных). Мне за это до сих пор неловко. Парнишка же никак не проявил обиды, не стал клянчить «ещё». Просто поблагодарил и улыбнулся нам на прощанье.
А ещё мне хотелось посмотреть, как работают мьянманцы – на производстве. Понимаю, на фабрику лаковых изделий близ Багана нас привезли показать не столько людей, сколько местные изделия – сувениры. И они действительно были красивы, сложны в исполнении, непохожи на работы мастеров других азиатских стран.
Но мне был важнее сам процесс и опять же лица, сосредоточенные на нём. Вспомним, что на таких hand made традиционных производствах мы обычно умиляемся умудрённым ликам бабушек и дедушек, перенявшим то или иное искусство от своих бабушек, дедушек, а те – от своих. Изредка мелькнёт за плечом у мастера шустрый подмастерье – поднесёт заготовку.
А тут, как оказалось, всё наоборот. Плетение, раскраску и прочие операции – все вручную! – осуществляют очень юные парни и девушки. Как видно, опытные гуру-ремесленники уже сделали своё дело – обучили молодых. И вот те ловко и сосредоточенно что-то плетут из полосок бамбука, водят кистями по изделиям.
А потому в фабричном музее-магазине нас уже не удивила вся эта красота, выполненная, в основном, именно молодыми руками: к этому моменту уже стало очевидно, что мьянманцы от природы, сызмальства добросовестны и трудолюбивы.
Любовь скромная и любовь величественная
Наш стартовавший в Янгоне маршрут включал в себя осмотр множества культовых достопримечательностей этого самого крупного города страны, в том числе пагод Суле, Чауктатги, Шведагон, Ботатаунг, святилища Мья Нан Нве. Каждый из этих объектов достоин отдельного рассказа, но я чуть ниже остановлюсь лишь на некоторых.
Поселились мы в этом большом и современном городе в отеле Wyndham Grand Yangon. Если отрешиться от названий его табличек на мьянманском языке (по-английски они, конечно, дублируются), то, проснувшись поутру в номере этого отеля, можно вполне ощутить себя в стенах какой-нибудь сетевой «пятёрки» любого из континентов. Разве что к сервису тут неизбежно добавляются эти специфические мьянманские улыбки: немного детские и застенчивые.
Случились нам отдыхать несколько дней и на берегу океана, на этом я остановлюсь отдельно. А потом мы перебрались в Баган, ещё один центр культовой архитектуры, скульптур и фресок. Отметим это событие ударом в храмовый колокол. Такая тут традиция.
Первое, чем поражают арт-объекты Янгона и Багана, так это своей многолюдностью. Здесь всегда толпы местных жителей. Так тут принято – ходить в храмы: потребность такая у людей. Это при том, что в одном только небольшом городке Багане – свыше 10 тысяч культовых сооружений. Проезжая мимо, сфотографировать каждое из них просто физически не успеваешь. Ну, а если останавливаться и заглядывать во все, то пробыть тут потребуется не пару дней, а минимум месяц.
Ну, а поскольку таким временем мы не располагали, то важно было поселиться там, откуда ближе всего доехать к главным здешним храмовым комплексам, пагодам и ступам, которые мы увидели по пути из аэропорта.
Уютный отель Tharabar Gate этому вполне соответствовал.
Большинство храмов, пагод и ступ, которые мы успели осмотреть, унаследовало вместе с индийским тхеравада буддизмом индийскую же архитектурную стилистику: необожжённый кирпич, ниши Будды, изображения мифических существ, арочные проёмы, трансцендентные шпили, обильное золочение куполов. Во всём этом – благоговение, восхищение мудростью человека того, кто её когда-то постиг. Ведь Будда – один из нас, людей. Только мудрый.
Во многих храмах в той или иной форме – фресках, живописи, мини-скульптурах – рассказывается история жизни Будды Шакьямуни, от рождения Сиддхартхи Гаутамы. Это происходит и в других буддистских странах – вплоть до целых шоу, которые, например, очень популярны в Китае. Но в представлениях мьянманцев на эту тему гораздо меньше вычурности и пышности. Всё скромнее и как-то по-семейному – будто тебе рассказывают о старом друге.
Есть, впрочем, исключения. Это, например, театр марионеток. Его здесь называют «Театром высокого помоста» («Амьин табин»), или Йоу Тэй Пфэ. Каждая кукла управляется с помощью 11 нитей. Эта исконно местная традиция восходит к XV веку. Все герои таких представлений, ярко расписанные и эмоциональные, обычно восхваляют Будду и добрых духов, после чего нам демонстрируют классическую борьбу добрых духов со злыми. И, в конце концов, Принц и Принцесса исполняют традиционный танец любви. А ведь большинство сказок народов мира как раз об этом: Добро и Любовь в итоге торжествуют. Эх, если бы так и в жизни…
Но нет тут места скромности и во всём, что касается скульптурных изображений Будды: они яркие, гигантские.
В Янгоне, помнится, впечатлил нас 70-метровый лежащий Будда. С нескольких самых отдалённых участков пагоды Чауктатги я пытался полностью захватить в кадр его гигантскую фигуру, но тщетно. Вариант же «полетать над Буддой» был, увы, за пределами моих физических возможностей. Оставалось любоваться скульптурой «по частям»: отдельно – мягкими чертами нежного лица, чуть снисходительного, но при этом очень понимающего. И с противоположного угла пагоды – не менее примечательными ступнями статуи, на которых запечатлено множество символов мьянманского буддизма.
Традиционные изображения лежащего Будды мы встречали затем и в других местах. Такие, например.
Лики Будды, по моему наблюдению, часто выглядят довольно женственно. Наверное, это от стремления мастера выразить любовь – и к самому персонажу, и ту любовь, которую Будда излучает.
И тут я задумался: чего всё-таки больше в отношении мьянманцев к Будде Шаакьямуни – любви или уважения? Да, его, постигшего высшую мудрость, есть за что уважать. Но мне всё-таки кажется, что каждый тут – от мала до велика – любит Будду просто по-детски. Как малыш любит отца: затаив дыхание, восхищается его умом и силой, обращается к нему за советом, поддержкой, теплом. Потому что Отец – большой, мудрый, сильный. В других конфессиях, согласитесь, иные отношения с Всевышним. А всё потому, что Будда – не Бог. Он человек и очень родной для каждого буддиста.
Пышная золочённость как статуй Будды, так и куполов буддистских храмов – ещё одна форма выражения восхищения Отцом, поклонения, любви.
И, знаете, эта пышность не подавляет. Она ведь, по замыслу мастеров, всего лишь зеркало, лишь отражающее свет, завещанный людям Буддой. Особенно это впечатляет на гигантской территории комплекса Шведагон, который, по преданию, был построен 2500 тысячи лет назад. Почти 100-метровой высоты восьмигранная ступа покрыта листовым золотом, которое, как говорят, весит целую тонну, а вокруг – ещё 64 пагоды поменьше. Народу – не пройти. И это в обычный будний день. Все, с кем ты встречаешься взглядом, ответят тебе всё той же буддистской – открытой, но немного отрешённой – улыбкой. Особенно очаровала меня девочка лет четырёх: она долго и радостно махала мне ладошкой – будто отпустила сразу все грехи, сотворённые за долгую мою жизнь. Уж, не знаю, почему она выбрала именно меня из толпы посетителей.
В Шведагоне, кстати, обязательно поставьте свечку, а лучше не одну – во славу Будды: вокруг центральной ступы здесь расположились 7 специальных (по дням недели) точек, и сделать это нужно именно на своей точке – гид быстренько подсчитает по вашей дате рождения, в какой из дней недели вы родились.
И совершите лёгкое омовение святыни. И ударьте в колокол – чтобы навсегда отогнать от себя злых духов.
А ещё не забудьте помазать щеки танакхой – специальной белой краской, которую тут натирают из ствола одноимённого дерева. В Интернете вам расскажут, что в Мьянме якобы так делают женщины и дети. Да неправда это. Мужчины тоже! Вот, полюбуйтесь.
Намазали? Будете, значит, счастливы.
С воздуха и с воды
Должен сделать небольшое отступление. Обилие исторических, культовых и культурных, этнических и природных достопримечательности – это прекрасно. Но это ещё не гарантирует, что вы влюбитесь, попав в такую вот, новую для себя страну. Бывал я в иных странах – очень богатых во всех выше перечисленных аспектах, но… там не умеют показывать. Не умеют влюблять. Не стану «показывать пальцем», но есть, например, одна замечательная (я в неё, в конце концов, всё же влюбился), тоже восточная страна, которую нам, большой группе журналистов из разных концов планеты, как-то набегов, случайными точками маршрута, продемонстрировали. Потому что традиция, опыт приёма туристов там были невелики.
Мьянманский туризм тоже пока не слишком опытен, и он только учится влюблять гостей в свою страну, и в учёбе своей он уже значительно преуспел. В путешествии по Мьянме нас сопровождали молодые и искренне любящие свою страну (это всегда видно) гиды от принимающей компании Tour24, которая организовала все экскурсии, посещения храмов, базаров и рынков, трансферы по программе. Но для полноты картины, для перехода в «более старший класс» мастерства я бы кое-что посоветовал организаторам: например, избегая посещения нескольких однотипных культовых объектов, расширить программу посещением таких природных объектов, как чрезвычайно живописное (говорят) озеро Инле. Или пещеры Пада-Лин. Или Национальный парк Кхакаборази на краю Гималаев. Но это уже так, на пути к идеалу. Ведь каждая мьянманская картинка повседневности - штрих к образу страны.
Для полноты же впечатления от красоты Мьянмы обязательно рассмотрите её с какой-нибудь очень высокой точки – это будет незабываемо! В Багане есть для этого специальная смотровая площадка на последнем этаже современного отеля, построенного в форме пагоды.
Приехать сюда желательно ближе к закату и с надёжно заряженной фотокамерой. Наслаждайтесь!
Не менее впечатляющим и достойным запечатления станет для вас и закат, наблюдаемый с воды – во время вечерней прогулки на яхте по реке Иравади.
Нам повезло: на островке по пути мы заприметили какой-то веселый праздник. Причалили. Оказалось, по какому-то вполне официальному поводу гуляла тут местная «комсомолия» (молодёжное объединение). И гуляла весело, раскованно. Замечу, безалкогольно. Нас позвали потанцевать вместе со всеми. Но мы почему-то застеснялись.
Самый же красивый закат мне довелось наблюдать на берегу океана, когда мы три дня отдыхали в курортном посёлке Нгапали бич. Потому что был он вдвойне романтическим.
Это был поистине классический сюжет с конями, девушками и неуловимым флёром любви.
Впрочем, пока вы ещё в Багане, не забудьте заглянуть в храм Ананда, сверху напоминающий греческий крест. И в храм Мануха с множеством гигантских изображений Будды. Или в храм Нанпая с его прекрасной резьбой по камню.
Все, однако, вряд ли обойдёте. Очень уж их много!
От заката до заката
Попасть на три дня на пляжный курорт Нгапали бич – отдельное удовольствие. Особенно в такой высокодуховной стране, где хочется порадовать и тело. А здесь – обычные телесные наслаждения: прекрасные песчаные пляжи, которые славятся на всю Юго-Восточную Азию, тишина, птицы поют по утрам.
Жили мы, мне кажется, в лучшем отеле этого курорта – Aureum Resort. Прямо на берегу залива, с выходом на бесконечно белеющий песчаный пляж.
Что может быть приятнее уютной виллы на берегу? Здесь и кровать под балдахином, и кондиционер, и сантехника исправная. Мечта туриста.
А выглянешь погулять – вокруг тропические заросли.
В ресторане вкусно тебя покормят заботливые, старательные официанты.
А волны… знаете, я могу просто долго на них смотреть – уже кайф! Не говоря уже о самм пляже, о песочке... Но окунуться – надо и не раз. И так расслабляешься тут до самого заката. Ну, а закаты в Мьянме… я о них вам уже все уши прожужжал.
Закат, лошади, девушки – романтика!
В один из дней мы решили пройтись до рыбацкой деревни Джиктау – и эта прогулка тоже оказалась по-своему романтической. Мы увидели жизнь такой, как она есть.
Увидели бухту заброшенных корабликов. И они были по-своему живописны на исходе дня.
Вновь встретили открытые, доброжелательные лица людей, погруженных в свой незатейливый быт.
Всё-таки больше всего в Мьянме запомнятся мне они – простые мьянманцы. Наследники Будды.
Константин Исааков
Фото автора
-0-