Мой дом на Мальдивах
Свой остров
Отныне у меня на Мальдивах есть свой дом. Его крыша крыта пальмовыми ветками. Открыв его дверь, я попадаю из мягкого, влажного, но совсем не удушающего экваториального зноя, в свежую и не менее благодатную прохладу. Внутри моего дома всегда царит уют, и в предвечернем полумраке ненавязчиво заметны следы только что произведенной чьей-то заботливой рукой уборки. Кровать располагает полежать, кресло – посидеть, а бутылка Spumante в ведерке со льдом на придиванном столике – припомнить чью-то, возможно, не случившуюся нежность.
На террасе у моего дома, которая, собственно, и есть выход к морю-океану с его водой настолько теплой, что ее хочешь разбавить льдинками из ведерка со Spumante, небольшой бассейн – он заметно прохладнее Индийского океана, есть лежак и гамак, а можно и подняться наверх, чтобы, опершись о деревянную балюстраду, полюбоваться уже почти окунувшимся в воду оранжевым диском.
У моего дома есть имя – он зовется «Вилла №101». И есть адрес: отель Outrigger, остров Konotta, атолл Гаафу Дааду, Мальдивский архипелаг, планета Земля.
И не беда, что дом этот формально-официально мне не принадлежит – ни по праву собственности, ни по какому-то иному праву. Лично для меня это никакого значения не имеет. Я знаю: он мой.
И если занесет меня еще раз сюда судьба, то найду я тут своих друзей – водного инструктора Андрея и шеф-повара Ай Вайана, менеджера по работе с клиентами Лену и девушку поварском колпаке из Вьетнама, имени которой я не запомнил, и Марту, которая начальница Андрея по великолепному, супер-оснащенному водному центру Best Dives, и тоже безымянного для меня официанта – того, что с первого же дня запомнил мои соковые пристрастия, и Эльзу, топ-менеджера отеля, которая заботливо опекала меня тут все это время, и Эми, хрупкую, «смуглую леди сонетов» – массажистку с ласковыми и сильными руками.
Три дня всего-то провел я провел здесь, но эти люди успели стать моими друзьями. А дом по имени «Вилла №101» – моим домом, практически наравне с квартирой в московской многоэтажке.
Каждый ищет в этой жизни свой остров, свое пристанище. Я его нашел. Да, оно безумно далеко от моего «постоянного места жительства», московской «регистрации по месту проживания». Ну и что?
Куда уводят мечты
Архипелаг сверху, из-под крыла самолета, представляет странную картинку. На голубом фоне вод – бирюзовые, маленькие и побольше, кляксы. Это крохотные – обитаемые и необитаемые – острова.
И среди них вдруг ярким гейзером зеленых брызг – то один, то другой – поросшие внешне буйной, но, на самом деле, ухоженной и педантично подстриженной садовником растительностью, маркированные строениями – острова-отели. Остров равен отелю. Отель равен острову.
И как раз на один такой остров-отель Outrigger Kanotta Maldives Resort, существующий в этом двуликом качестве всего лишь с августа прошлого года, меня вот-вот доставит скоростной катер.
Если кто забыл, то предыдущую свою публикацию из этих неблизких краев, посвященную дороге сюда – отличным сервисам Qatar Airways, стремительным перелетам между островами на крохотном самолетике местной авиакомпании Maldivian Airlines и последнему, водному этапу пути, завершил я той минутой, когда показался причал острова Kanotta, а на нем – встречающая меня, гостя, делегация руководителей служб отеля Outrigger.
Первое чувство: какое же тут все маленькое! (На огромный остров Villigili я попаду заметно позже – читайте об этом в моем следующем, заключительном репортаже). Прежде я думал: так кучно бывает только у китайцев – в том числе и с островами, вспоминая при этом архипелаг Чжоушань, что в Восточно-Китайском море – вот где самая что ни на есть россыпь островков. Но Мальдивы, похоже, не менее «рассыпанные».
Второе чувство: но все-таки устал – дорога-то длинная, да и ночная. Спать? Только ведь пока лишь середина дня – не мое время для сна.
Как бы поднять тонус? Йес! Конечно же, на массажном столе в чудесном Navasana спа-центре отеля Outrigger.
Сначала снимем напряжение под бодрящими струями воды в бассейне-джакузи, заодно (в полглаза) полюбовавшись расслабляющими рядом юго-восточными красотками.
И уж только потом полностью отдадим-ка свое тело во власть очаровательной Эми, ее маленьких пальчиков, тонких и изящных, но таких сильных. Меня каждый раз, как в первый раз, потрясают эти азиатские массажистки: при очевидной их хрупкости, эти женщины-девочки, возраст которых не очень-то и распознаешь (годков ей может быть и 16, и 20, и 32; впрочем, как раз Эми очевидно юна), излучают мощнейшую энергетику.
Выходов – два: либо держать себя (фигурально, конечно, выражаясь) в руках, либо просто расслабиться, забыв, что ты – мужчина, уйти в нирвану. И, поскольку третьего, увы, не дано, я выбираю на время массажа второй. Не зря же при самом даже общем, без акцентуаций массаже глаза клиента принято деликатно прикрывать специальной повязкой. Не видеть – безопаснее.
А потом ты лежишь в гамаке на террасе уже становящейся понемногу твоим домом пляжной виллы №101, покачиваешься мерно, в такт шуму волн и безответственно так мечтаешь: эх, поселиться бы навсегда на этом кусочке земного рая вдвоем с такой вот женщиной-девочкой, слушать океан, писать книжки.
Только ведь мечты бывают оптимистичными до определенного возраста, потом от них потихоньку веет безнадежностью.
И все же надо было спросить у этой Эми, откуда она родом.
Может, тоже с Бали – как этот повар-виртуоз из японского ресторана Nala Rah, одного из двух при отеле. Готовя нам ужин, а это был не просто ужин, а целое гастро-шоу, он сначала шокировал нас ловким жонглированием острейшими ножами. Потом проделал такую же эффектную манипуляцию с крутыми яйцами. После чего перешел на яйца сырые! Но недолго тем яйцам суждено было оставаться в скорлупках – и вот уже перед нашими зрачками мелькают в воздухе сырые яичные желтки. Просто немыслимо! И ты понимаешь, как мало достиг в жизни: этому тебе не научиться ни-ког-да.
Потом для тебя не менее артистично изжарят рыбу, морепродукты и даже пухленький beef steak medium rare, вкушая которые, ты все равно будешь вспоминать эти мелькающие в воздухе, как стремительные рыбешки в воде, яичные желтки.
Чую дельфина!
А поутру следующего дня настанет очередь дельфинов удивлять меня своей стремительностью. Да-да, этих самых добродушно-вальяжных, странных существ, которым мы с такой понятной готовностью приписываем многие человеческие качества: ясное дело, очень нам хочется контакта хоть с каким-то из «иных» миров.
Когда после очередной дыхательной йоги меня позвали на Dolphine Quest, я, избалованный мексиканскими и доминиканскими купаниями с совсем уж ручными дельфинами, поначалу удивился: какой-такой квест? Подплываешь себе к дельфинчику, обнимаешь его, он тебе в ответ что-то «мурлычет». Где квест-то? Ан нет, оказалось, очень даже квест.
Искать дельфинов – не дрессированных, а диких, живущих прямо в океане, даже зная места их обычных «прогулок» – дело весьма хитрое. На нашем резвом катерке мы долго, но безуспешно мотались по волнам, однако застенчивые сии существа, явно не на настроившиеся в тот день на «показательные выступления», все никак не хотели демонстрировать любопытным туристам ни свое «личико», ни «спинку».
А вот сейчас вы мне не поверите, скажете: придумал. Потому как выглядит это, понимаю, очень уж по-«литературному» банально. Но так и было! Стоило нам «махнуть рукой» на несостоявшееся свидание, повернув назад, к нашему резорту, как вдруг над волнами замелькали чьи-то упругие телеса. Да, это были они, дельфины! Наш квест состоялся. А фотографии мои, пожалуйста, не судите строго: очень уж они, дельфины эти, стремительны.
Дельфины дельфинами, но хочется и рыбки! Тем более, что мне было как-то недвусмысленно обещано (в шутку, конечно): сколько поймаете, столько и съедите на ужин. Юмор юмором, а ближе к закату на рыбалку я отправился в компании весьма солидной: с генеральным менеджером и шеф-поваром отеля, а также двумя с молодыми китайскими парами. Рыбак я, конечно, тот еще: как-то в детстве выудил в озере одну-единственную рыбку, да и ту кто-то украл из баночки, что была легкомысленно оставлена за спиной. А тут на нашей элегантной деревянной яхте – два важных руководителя плюс две хорошеньких китаянки с парнями (которые вообще-то не в счет). Никак нельзя родину посрамить!
Ловили прямо на леску, намотанную на бобину. Забрасываешь крючок с грузилом в открытый океан и лениво ждешь, когда леска натянется. А дальше надо очень внимательно «пасти» наживку, чутко реагируя пальцем на малейшее движение лески – и подсекать! Иначе съест рыба этот свой «обед» и спокойненько уплывет – даже спасибо не скажет. А тебе придется задержать дыхание, чтобы не высказать вслух что-то нелицеприятное в ее адрес. Благо, сегодня утром тебя на берегу этого же, Индийского океана инструктор с Маврикия обучил нескольким дыхательным упражнениям по йоге.
Но вернемся к нашей рыбалке. Вынужден признать: состязание с китайскими друзьями-соперниками я проиграл. И это, поверьте, не обидно. Не обидно проиграть такой вот очаровательной китаянке.
Она поймала аж три рыбины (сенситивны все-таки эти китайские девушки – чуют; и не только рыбу). И ведь радовалась-то как!
А я порадовался за нее.
Но совсем уж без улова не остался. Первый, правда, был таким... малосъедобным.
Зато вот каков второй!
Эту красотульку мы с шефом I Wayan Sudira и с водным инструктором Андреем Пономаренко и получили к ужину изжаренной на гриле – в числе множества прочих яств.
А проходил наш ужин при свечах у самой кромки океана. Представьте себе, в такой выразительной атмосфере – и, однако ж, без дам!
Неравные бои с едой
Как кормят в Outrigger – это вообще отдельная тема. Вы приходите на завтрак и обнаруживаете, что он – a la carte, а вовсе не bufet (с нелегкой руки какого-то советского дипломата, некогда изумившегося в Швеции формой кормежки «набирай, сколько хочешь», в России до сих пор ее немотивированно называют «шведским столом»; ау, шведы, вы что-нибудь слышали о «шведском столе»?).
Скромно так заказываете йогурт, кашку и, для лакировки, некое пока незнакомое вам мальдивское блюдо.
Приносят:
– вовсе не пластиковый стаканчик из соседнего супермаркета, а три стеклянных посудины с тремя собственного, ресторанного производства йогуртами, украшенными свежими ягодами;
– поистине «лошадиную» порцию нежнейшей овсянки на молоке с россыпью опять же всякой ягодной вкусности (как вариант, рисовую «конги» тех же объемов – без молока, но с морепродуктами);
– но ведь будет еще и основное блюдо – куда? И оно вас настигает. Это местный острый суп «машуна» с протертыми овощами и кусочками мяса. Надо! Потому что вкусно! Для вас слишком остро (только не для меня)? Так надо было заказывать «Завтрак по-японски»: два больших куска обжаренной на гриле красной рыбы под каким-то эстетским, тончайшего вкуса соусом. Японцы, ну вы и завтракаете – плотно! А с виду, такие субтильные.
И все это необходимо срочно переварить! Ведь впереди – не просто ланч, а мастер-класс мальдивской кухни.
Как переваривать будем? Конечно, поплаваем. Тем более, что Андрей Прокопенко, опекающий меня во всех здешних водных (и не только водных) активностях, советует испытать вот эту странную штуковину, похожую на торпеду. SeaBob называется. Ложишься на нее и плывешь себе, плывешь, нажимая на всякие кнопочки и рычажки. Усилий – никаких (так что переваривание завтрака будет, увы, довольно пассивным). Направление движения можно регулировать… поворотами собственного корпуса. А если придавишь эту славную машинку собственным (помнится, недавно загруженным) животом, то она плавно погрузится под воду и потащит тебя мимо всяческой подводной фауны.
Мечта снокелера, не правда ли? Если, конечно, маску не забыл надеть.
Некоторую подготовку к ланчу подобное физическое упражнение все же обеспечивает. А у нас, напомню, будет мастер-класс. И если вы думаете, мастер-класс будет состоять в том, что шеф покажет мне, как готовить тунца в мальдивском карри-соусе и легкую закуску «из того же материала» – то бишь тунца, то вы меня недооцениваете. Кстати, отвлечемся на минутку от желудочных страстей. Вы знаете, как на Мальдивах ловят тунца? Выстраиваются человек десять рыбаков на длинной лодке с удочками в руках и с паузой секунд в пять-десять выдергивают из воды по рыбине (на нашей недавней рыбалке нам с той милой китайской стройняшкой, конечно, такое и не снилось... да и не тунца мы ловили; у меня, по-моему, клюнул не хилый такой морской окунь).
Так вот, готовил вышеозначенные блюда я самолично – под мудрым, конечно, руководством шефа Ай Вайана (который при этом еще и фотографировал меня) и его помощницы – маленькой застенчивой поварихи в «ботанических» очочках, которая легким движением руки подавала мне миски с пряностями, предварительно уточнив, предпочитаю ли я спайси или не совсем спайси. Конечно, спайси – очень и даже очень-очень! Впрочем, изготовить эти два блюда оказалось делом вполне даже приятным и недолгим. Проблемой было все это съесть: порция, как обычно, получилась мощной.
Но я-то – боец закаленный. Справился.
А теперь – в небо!
На многих курортах мира я с удивлением рассматривал издалека странную такую забаву – парасейлинг. Это когда человек летит под парашютом, который над водой тянет вслед за собой скоростной катер. И всегда думал: молодцы ведь какие, но... не мое это, не мое. А потому, увидев в программе Outrigger такое предложение здешнего клуба Best Dives – да, того самого, у которого здесь тьма водных активностей на любой вкус и который мне организовал и уроки по сноркелингу, и катание на SeaBob, то поначалу решил было от этого дела «откосить». Вестибюлярка, знаете ли, не ахти, да и вообще, сверху небо, снизу океан, а я предпочитаю твердую почву под ногами. Но тут Андрей Прокопенко мне после ужина и говорит: да там все надежно – и ремни, и трос, и парашют, и команда на катере; а если что-то не так, просто махнете двумя руками, как птица, и ребята вас тихонечко утащат назад на катер; да и болтанки особой завтра утром на океане вроде не ожидается; но главное – не смотрите вниз, а только на линию горизонта и по сторонам. К тому времени я уже знал: Андрей – из тех людей, которым доверяешь сразу и бесповоротно. И я решился.
Попробую описать свои ощущения. Расслабиться, мне конечно, не удалось: в поручни вцепился намертво. Особенно первые минут пять. Вниз – на катер, на остров наш, вокруг которого мы летали минут 15, признаюсь, все же, несмотря на запрет инструктора, глядел во все глаза. Но страха не было совсем.
Было нечто другое, для чего и слова-то правильного не подберешь. В нем, в этом другом, не стану врать, частичка страха присутствовала. Только это была лишь одна цветная «стекляшка» в сложнейшем калейдоскопе чувств, описать который, увы, не возьмусь. Интересно? Испытайте сами.
И впрямь странно: я – между небом и землей.
Возможность сорваться – есть? Вроде нет!
Остров – далеко-далеко.
А вон где-то там – моя пляжная 101-я вилла, говорят, в ней за 200 квадратных метров площади, а отсюда – не больше точки. Вон двумя диагональными «руками» вытянулись к воде виллы морские, что на эстакадах; они сходятся к «голове» – двухэтажной президентской вилле Grand Konotta площадью 600 квадратных метров. Мне эту супер-виллу покажут чуть позже, когда из нее выедет постоялец – наш соотечественник, между прочим. И больше всего меня там удивят вовсе не роскошные интерьеры и даже не эти самые 600 «квадратов», а то, что у здешней лесенки в море и нигде больше просто-таки толпятся разноцветные рыбы. Интуичат что ли истинных «президентов»?
А ты пока висишь под парашютом и смотришь вниз. Да не напрягай ты так руки – вон, уже локти затекли! Не получается не напрягать.
И все-таки это обалденно!
Какая тут высота? (Эти слова – уже сидящему в соседнем «подгузнике» Андрею, которого я упросил поснимать на мою камеру). Ответ: «Я вам потом скажу». Понял, молчу. Оказалось: всего-то 100 метров.
Но пора приземляться… то есть приводняться… точнее, прикатериться.
Спасибо, Андрей! Спасибо, Best Dives! Я смог это сделать и получить незабываемый опыт, ни с чем не сравнимые эмоции, только благодаря тому воодушевлению, которое исходило от вас, друзья.
Потому что друзей в каждом, кто работает в Outrigger, я почувствовал сразу. И теплейшую заботу о себе ощущал на каждом шагу – прямо как дома, как среди самых близких людей, доброжелательных и приветливых.
Вы опять-таки не поверите, но я всего лишь один раз обозначил здесь свои пожелания по поводу напитков: если вода, то с газом, если кофе, то двойной эспрессо, если сок, то морковный (и без сливок), а если вино, то красное. И все три дня, трижды в день, разные официанты – что в Blue Salt, что в Nala Rah – мне безошибочно приносили именно это, мною предпочитаемое, а не что-то иное.
И добродушно подмигивали:
– Your carrot juice sir!
Константин Исааков
Фото автора,
а также информационной службы
Outrigger Kanotta Maldives Resort hotel,
Андрея Прокопенко,
I Wayan Sudira