Марийская семиотика.
Это - послание. Сообщение. Я могу выразить его через текст. Или - набором фотографий. Или памятником архитектуры (архитектурным ансамблем). Или - знаком, символом, обозначением. Или через традиционный орнамент. Или - через народный костюм.
Только уж так получилось - что у меня нет народного костюма. И я не знаю, какие орнаменты были у моего народа. Я - не помню. Я - забыл.
И от этого у меня возникает страх, что однажды мне нечего сказать и нечего передать.
==============
Перед поездкой куда-либо не грех заглянуть в Википедию, вдруг там можно будет прочитать что-то важное и нужное.
"Республика Марий Эл (мар. Марий Эл Республик) - республика в составе Российской Федерации, субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Республика Марий Эл расположена в центре европейской части России, преимущественно на левобережье реки Волги".
Прочитаешь скучные строчки про субъект и округ - и как-то становится скучно.
А как переводится с марийского на русский "Марий Эл"?
Вероятно Марий - это марийцы - ну а как их еще можно назвать. А что означает "Эл"?
Интернет нам в помощь:" Марий — марийское слово, означающее «мари, мариец, марийский», мар. эл — «страна, край», то есть «страна марийцев»".
Страна марийцев. Страна. (А не субъект и не регион). Страна. Одно из самых удвительных мест на земле, из тех, где мне удалось побывать.
==========
Всего полдня и ночь в пути, всего три дня на новой для тебя земле - и ты попадаешь в другую реальность, хотя вроде бы ты по-прежнему в России.
Вот и вездесущая "Пятерочка" напоминает нам, что мы вроде бы никуда не уезжали. И живём мы в хорошо известном в России "Азимуте", и пёстрый парк автомобилей суетливо передвигающийся по вроде бы обычным на первый взгляд улицам, создаёт привычную картину хмурого российского утра середины августа 2024 года...
А всё-таки что-то не так. Совсем не так.
Неожиданно глаз останавливается на этом:
Что это? Изображение снежинки? Мы точно это когда-то и где-то видели, что-то похожее, но, вероятно, не обращали внимания, точнее - никогда не задумывались: а может быть этот символ что-то обозначает? Или это просто красивый логотип?
А это, на самом деле - знак солнца.
Или вот здесь:
Какие-то ёлочки, стремящиеся к центру, но если внимательно приглядеться - можно увидеть дубовые листья. Только надо внимательно приглядеться. Это - дуб, символ мудрости.
======
Или вот этот знак:
Это - символ дерева. Символизирует начало жизни, олицетворяет связь верхнего, среднего и низшего миров, дающих дереву магические жизненные силы.
Еще раз: "Верхнего, среднего и низшего миров". Дерево. Марий Эл.
В «Калевале», карело-финском поэтическом эпосе образ «большого дуба» означает мировое древо, которое уходит корнями в земную толщу, а верхушкой достигает небес. В эрзянской традиционной религии на мировом древе Эчке Тумо находится гнездо священной птицы утки Ине Нармунь, из которого выпадает снесённое ею яйцо Ине ал, из которого впоследствии возникает наш мир: скорлупа — небосвод Мень Эле со звёздами, желток — земля — суша Мода-Мастор, белок — бескрайний океан Иневедь. У латышей мировое древо носит название «аустрас кокс»; так же называется и соответствующий латышский национальный узор. В древнем Иране верили, что священное древо растёт возле источников Ардвисури. На нём якобы жил царь птиц Сенмурв, который рассыпал семена по земле. Другая птица относила семена к источнику, из которого пила звезда, которая осыпала землю дождями. С дождём семена возвращались назад в землю. В скандинавских мифах видим вечнозелёное древо жизни Иггдрасиль, пропитанное живительным священным мёдом. Это громадный ясень, который является структурной основой всего сущего и соединяет собой девять миров. На вершине дерева сидит орёл, корень подгрызают змеи и дракон Нидхегг. Слово «Иггдрасиль» буквально значит «конь Игга», то есть конь Одина. Это название подчёркивает роль дерева ещё и как путь, которым верховный бог (Один) странствует из одного мира в другой.
Скандинавское мировое древо «Иггдрасиль»
Как все близко, хотя - где Йошкар Ола, и где Скандинавия? Но тысячи нитей связывают народы и никакие войны не в состоянии их разрубить. Хотя уже сколько раз пытались.
Мы сидим в Музее Марийской вышивки, созданном краеведом и исследователем культуры мари Ираидой Степановой и фотографируем все подряд: красиво, но ничего не понятно.
Мы - группа журналистов, приехавших в Йошкар-Олу по приглашению министерства спорта и туризма республики - быстро погружаемся в новую реальность.
Эта реальность начинается с изучения символов и знаков марийской культуры. Они - эти символы - как-будто присутствуют везде, надо лишь приглядеться: и в городской навигации, в оформлении музеев и выставочных залов, театров и туристических объектов. Как-будто из глубин веков нам хотят донести послание - о мире, семье, дружбе, верности, счастье.
Послании, в котором нет войны и горя, а есть вера и надежда. И конечно, любовь - куда уж нам всем без Любви?
========
На протяжении веков марийские женщины украшали вышивкой свою одежду, предметы быта, которые сегодня по праву можно назвать произведениями народного искусства.
С первого взгляда марийская вышивка непонятна непосвященному человеку, особенно если он молод и только начинает постигать премудрости современного мира, да даже и у поживших своё, глаза разбегаются от удивительного разнообразия цветных узоров.
Но, как я написал выше, каждая линия и знак, сочетание этих линий и знаков, даже местоположение имеют свой, не побоюсь этого слова - сакральный смысл.
(Вспомним, как часто, в течение жизни мы пробегали мимо классической живописи, изображающей бесчисленные библейские сцены - "да, Тициан, да, очень красиво, но, как-нибудь в другой раз". А потом мы наконец дочитываем Библию - и неожиданно вся эта классическая живопись начинает с тобой "разговаривать". То есть ты понимаешь - о чем тебе хотели сказать художники. Сказать сквозь века).
Так и марийская вышивка. Она - такой же коммуникатор, как живопись или текст, фильм или социальная сеть. Точнее: орнамент, - это сообщение, а, например одежда, или платок, или пояс - это канал коммуникации.
То, что называеится семиотикой - через знаки и символы, через сотни лет, к нам приходят послания предков, тех, кто когда-то жил на этой земле. Язык вышивки - это язык простых, но вечных понятий, он, подобно мифологии, и эпосу передается из поколения в поколение. И не так много народов на земле, кто смог сохранить эту преемственность.
Народ Мари Эл, прошедший через все ужасы, если можно так выразиться "осовечивания", уничтожения культуры и национальной памяти, смог сохранить эту преемственность. И то, как бережно сегодня хранится эта память, как много людей заняты этим сохранением - пример для огромного множества людей, уже потерявших, но ещё мечтающих о возвращении своей культуры.
"У марийцев вышивку выполняли на белом конопляном или льняном полотне тонко спряденными шерстяными нитками домашнего крашения, хлопчатобумажными или шёлковыми нитями. Узор выполняли без всяких вспомогательных средств (канвы или предварительно начерченного на ткани рисунка), по отсчету нитей основы ткани. Если вышивка была двусторонней, то ее выполняли всегда с изнанки полотна, шов велся обычно слева направо", говорит с нами одна из хранительниц Музея марийской вышивки, в котором мы побывали.
"Нет ничего случайного", продолжает она. "В орнаменте марийского народа, большое место занимают образы-символы в виде определённых графических знаков, связанных с отражением предметов и явлений реальной действительности в качестве амулета, оберега. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза, порчи и болезней, удара молнии и других несчастий".
Композиция и принцип размещения орнамента были подчинены форме, размерам и назначению украшаемого предмета. По краю предметов узоры располагались бордюром, на головных уборах почти сплошь закрывали поверхность холста. Вышивкой украшались мужские и женские рубахи, кафтаны, головные уборы, свадебные платки, покрывала, подвески, скатерти.
Очень важную роль в вышивке играет колорит - сочетание цветов и их оттенков. Марийской вышивке соответствует сдержанный и изысканный колорит, определенная цветовая гамма, построенная на сочетании четырех основных цветов; красный, черный, зеленый, желтый. Подбор цветов марийской вышивки не случаен. Они передают традиции, имевшие смысловое значение. Красный и черный - ведущие цвета; зеленый, желтый - дополнительные, они оживляют холст
Сегодня марийские народные умельцы не дают погибнуть, потеряться марийскому национальному орнаменту. Они украшают им, делая привлекательными скатерти, обложки паспортов, посуду, чехлы для телефонов.
Мастера изготовляют женские украшения и обереги с мотивами марийского орнамента.
Для детей выпускаются куклы в национальной марийской одежде, глиняные свистульки с орнаментом, сувенирные марийские матрешки. Для концертов и праздников шьются и вышиваются мастерами сценические стилизованные костюмы, используя старинный марийский орнамент.
В музее постоянно проходят мастер-классы, организуются экскурсии в марийскую глубинку, в села, где женщины до сих пор занимаются вышивкой.
О том, как работает музей можно посмотреть здесь.
В Мари Эл в разных городах и поселках работают студии традиционной марийской вышивки, в частностии в городе Звенигово, поселке Медведево, деревне Чодраял Моркинского района, селе Шоруньжа, где мастера шьют народную одежду, ткут, создают современные костюмы. При этих студиях различными видами прикладного искусства обучаются все желающие.
Честно говоря, после такого погружения очень захотелось попробовать. И всем рекомендую книгу создателя музея - Ираиды Степановой: "Боги в марийской вышивке":
А мы уезжаем в наше следующее путешествие в страну народа Мари.
Юрий Щегольков.
Фото: Ирина СИВЕНКО. Центр марийской вышивки.
#туризм12