Париж, Франция. Глазами Вуди Аллена. Часть Первая.
Полночь в Париже, 2011 г.
режиссер: Вуди Аллен
в главных ролях: Оуэн Уилсон, Рэйчел Макадамс, Марион Котийяр
Прмч. автр.*: Сложно не влюбиться в фильм, начинающийся с трёхминутного нежно переливающегося городского пейзажа, состоящего из кадров перетекающего изо дня в ночь Парижа под прекрасную композицию Sidney Bechet – "Si tu vois ma mère".
Хотя, казалось бы, что в этом особенного? Дома. Мосты. Улицы. Хорошо, местами улочки. Люди. Рестораны и кафе. Дождь. Тихо спустился с мансарды в старом пальто вечер. Лестницы. Бульвары. Всё те же кафе, но как мы могли не заметить, что тёплый жёлтый цвет зазывающих фонарей, как будто незаметно срисованный кем-то с "Ночной террасы кафе" Винсента Ван Гога, так заманчив в это время суток, со вкусом глинтвейна и кружащей по стенкам бокала трубочки корицы. И вот он - Париж. Из мечты, вне контекста времени, где цинизм побеждает романтику, а наивность и глупость влюблённых порицаются восторжествовавшим здравым смыслом.
"Ночная терраса кафе", Винсент Ван Гог, 1888 г.
"Полночь в Париже" - это во многом фильм о ностальгии. О попытке избежать гнетущего настоящего в поисках лучшей жизни. О любви и счастье, которые кому-то везёт найти сразу, а кому-то нужно ещё поискать и поддаться воле случая. Это ведь тоже искусство - уметь быть счастливым.
Коротко о сюжете
Гил Пендер (Оуэн Уилсон), на пороге свадьбы приехавший отдохнуть в Париж вместе со своей красивой харизматичной девушкой (Рэйчел Макадамс) и в перспективе - будущей женой, вдруг обнаруживает себя на перепутье между реальным и почти волшебным, далёким и близким, чуждым и своим, между возлюбленной и восхищением великим городом, в котором стирается грань между прошлым и настоящим, если оказаться в нужном месте в нужное время. (далее - незначительные спойлеры).
Закулисье
Зачастую, главные герои в фильмах Вуди Аллена, похожи на самого режиссёра (как минимум потому что многие из них были сыграны им лично): меланхоличные невротики, с тонким горьким чувством юмора, по-своему симпатичные, вечно кем-то обиженные и не вписывающиеся в окружающий мир романтики с грустными щенячьими глазами, как, например, герой самого Аллена в раннем "Манхэттене" или герой Тимати Шаламе в позднем "Дождливом вечере в Нью Йорке" (об этих фильмах мы обязательно с вами поговорим, только несколько позже). Но, в этот раз, главный герой получился мягче и приятнее, чем обычно, и, мне кажется, в этом есть львиная заслуга Оуэна Уилсона и его светлой харизмы. Ко всему прочему, видно, что и сам Аллен отнёсся к картине с какой-то совершенно особенной любовью. Восхищение режиссёра видно невооружённым глазом. Сошедшие с дневников, писем, рассказов и целых романов Хэмингуэй, Фицджеральды, Дали, Пикассо, Бунюэль, Гертруда Стайн и потрясающая Адриана в исполнении Марион Котийяр буквально кричат каждым своим действием, словом, движением, танцем, каждой минутой экранного времени, что у них есть:
- Эрнест, ты прав! Париж - это праздник, который всегда с тобой.
И ты вдруг понимаешь, что ты жив, пока влюблён, и, вероятно, нужно ещё раз сильно полюбить, чтобы победить смерть.
Город-декорация
А Париж, по крайней мере, тот Париж, о котором рассказывает нам Вуди Аллен - это тоже про любовь и смерть. Помимо путешествия во времени, вглубь себя, где ещё слышите, искрится жизнь – есть, жизнь, горит, «Полночь в Париже» - это ещё и путешествие по одному из самых известных и красивых городов земли, где ещё осталось немного прошлого, в которое аккуратно пытается вписаться настоящее.
И пускай весь фильм мы наблюдаем за историей Гила Пендера, сам город, как внутри, так и снаружи - необходимые декорации, без которых никак нельзя пережить эту историю.
Из таких декораций можно выделить несколько мест, которые работали как 100 лет назад, так и сейчас:
Ресторан Polidor, в котором, по сюжету фильма, Гил знакомится с Эрнестом Хэмингуэем (41 Rue Monsieur le Prince, 75006 Paris, Франция);
"Полночь в Париже", реж. Вуди Аллен, 2011 г.
Крыша отеля Le Meurice - где происходит дегустация французских вин в начале фильма - славящаяся своим панорамным видом на центр Парижа (228 Rue de Rivoli, 75001 Paris, Франция);
"Полночь в Париже", реж. Вуди Аллен, 2011 г.
Shakespeare & Company - книжный магазин, куда заходит Гил уже под конец фильма. Известное место в литературных кругах начала 20-ых годов прошлое время часто посещали Эрнест Хэмингуэй, Джеймс Джойс (37 Rue de la Bûcherie, 75005 Paris, Франция);
Полночь в Париже", реж. Вуди Аллен, 2011 г.
Ресторан "Maxim's", где Гил и Адриана, переместившись в "La Belle Époque", встречаются с Антри де Тулуз-Лотреком, Полем Гогеном и Эдгаром Дэга (7, Rue Royale, 75008 Paris, Франция).
Полночь в Париже", реж. Вуди Аллен, 2011 г.
Музыка и финальные титры
Под конец отдельно хочется выделить прекрасно подобранный саундтрек к фильму, состоящий из нежного аккордеона, испанской гитары, пронзительного рояля Коула Портера и каких-то совершенно бесстыдно заигрывающих нот, всплывающих то тут, то там. Такая музыка согревает тёплые летние дождливые вечера за городом, когда в мире нет ничего, кроме лампочки на веранде, недопитой бутылки вина, на скорую руку приготовленного самого простого салата с лёгкой, почти незаметной, но так горячо любимой, дорогой сердцу и, чего уж греха таить, желудку, капелькой бальзамического уксуса, кресла качалки и спящей в ногах собаки. В такие вечера понимаешь - да.
Иногда жизнь и правда может быть прекрасной.
Если, опять же, оказаться в нужном месте в нужное время.
"Полночь в Париже", реж. Вуди Аллен, 2011 г.
* авторская стилистика