Это - безусловно красиво и удивительно. Не только выставка - а и сам город, монастырь, музей, выставка. Абсолютно русская зима. Блистательная красота монастыря, неторопливое течение совсем даже не замерзшей Истры - или, если правильнее, Иордана... - и фантастический Питер Брейгель-младший (и сразу скажем - он здесь не один :)) ), и другие голландские художники. Так сказать - в шаговой доступности.
Выставка "Младшие Брейгели и их эпоха. Нидерландская живопись золотого века из коллекции Валерии и Константина Мауергауз" открылась в подмосковном музее "Новый Иерусалим" 24 декабря.
"На выставке представлены 70 работ династии Брейгелей, большая часть которых показывается в России впервые. Произведения выполнены в технике масляной живописи на дереве, а также на меди и холсте. Основная часть экспозиции посвящена Питеру Брейгелю Младшему, Яну Брейгелю Старшему, а также Яну Брейгелю Младшему", - так сдержано писали об этом в РИА Новостях.
Сразу скажем, попасть на выставку можно лишь предварительно забронировав билеты, - как это сделать, можно посмотреть
здесь. И с билетами тоже все не просто - надо следить о их наличии на сайте музея. Иначе нельзя, ковид в Российской Федерации пока никто не отменил, со всеми вытекающими ограничениями.
Но нам - повезло. И, Боже мой, как же это красиво!
Впервые о существовании какого-то Брейгеля я узнал в школе. Не то чтобы нам о нем рассказывали на уроках изобразительного искусства в просторечьи называемых "ИЗО". Нет, однажды я сбежал с уроков, посмотреть новую научную фантастику по Станиславу Лему, фильм назывался "Солярис". Фантастики там было не очень много, размышлений и философии - гораздо больше, но музыку из фильма я узнал - это была Органная хоральная прелюдия фа-минор Иоганна Себастьяновича Баха - именно так называл великого немецкого композитора директор нашей музыкальной школы, куда я прилежно ходил пять лет. Собственно указанную прелюдию (кто бы нам тогда сказал, что тема ее звучит примерно так: "Я взываю к тебе, Господи" мы и разучивали всем нашим школьным оркестром и я до сих пор легко могу сыграть "партию второго аккордеона".
Я смотрел "Солярис" великого Андрея Тарковского, тогда мне совершенно неизвестного, и вдруг увидел эту картину:
Я смотрел на эту картину и вдруг увидел весь мир. Тарковский дает ее крупным планом, так, чтобы была видна каждая деталь. Камера перемещается медленно. Играет Бах. Идет диалог в космосе о сущности любви и жизни.
Это потом я узнал, что картина Питера Брейгеля (старшего), так поразившая меня в сочетании с музыкой И.С. Баха в фильме Андрея Тарковского по роману Станислава Лема действительно изображает мир. И каждая деталь на этой картине что-то обозначает. Но удивительным образом именно эта картина - и художник, ее написавший тогда мне запомнилась навсегда.
Еще одна картина Питера Брейгеля (старшего) потрясла меня уже во время обучения в университете. Дело было на какой-то вечеринке (это когда родители куда-то уехали, а их дети позвали в гости всех своих сокурсников. И пока мы все сидели и пили что-то невообразимое (сочетание родительского, видимо, французского коньяка, и купленного в складчину студенческого "Агдама") я вдруг увидел в книжном шкафу альбом Брейгеля - и в нем - вот эту картину:
На этой картине Питер Брейгель (старший) изобразил голландские (или теперь правильно писать и говорить нидерландские) пословицы и поговорки.
Посмотрите внимательно - и вы вдруг увидите бьющегося головой о стену, роющего другому яму.... далее смотрите сами.
Прекрасная картина! И хотя я много раз читал различные объяснения тем или иным образам, созданные художником, тем не менее, внутри до сих пор разум точит червь сомнения - а все ли поговорки и пословицы искусствоведы нашли?
Как вы понимаете, столь длинное вступление к выставке вызвано тем, что указанных картин Питера Брейгеля (старшего) на выставке нет. Их вообще в России нет. Нигде.
Что, впрочем, совсем не умаляет достоинств той выставки, что демонстрируется сейчас в Новом Иерусалиме. Потому что в ней много других прекрасных картин, и некоторые из них я с удовольствием сейчас покажу.
Вот, например, эта. Как вы думаете, о чем именно хотел рассказать нам художник?
Не знаю, как у вас, а у нас дома иногда по большим праздникам пекли пироги. И в некоторые из них добрые мама и бабушка подкладывали кофейное зернышко. И тот, кому доставался кусочек пирога с таким зернышком получал особый приз - ну, например еще один кусочек пирога.
В Голландии 16 века был похожий обычай. Только, тот, кому доставалось бобовое зернышко, становился "Бобовым королем".
На картине изображен крестьянский праздник, который происходил в день Богоявления.
Обязательным атрибутом праздника был пирог, перед выпечкой которого в тесто замешивался боб – символ Вифлеемской звезды. После подачи на стол пирог разрезали в соответствии с числом участников пиршества. Тот, кому посчастливилось заполучить заветный кусок пирога с бобом, оказывался в центре всеобщего внимания, становился Бобовым королем, а все прочие – его свитой. Королю все старались угодить, выполнить любое его желание. От короля требовалось немного – как можно чаще поднимать свой отнюдь не пустой бокал с восклицанием «Король пьёт!». И не надо изобретать тосты и произносить речи – достаточно просто дать своим «подданным» команду к очередному возлиянию.
Вот такую разудалую пьяную пирушку и показал Питер Брейгель (младший): здесь и дети, и собаки, и кошки, и куры – всем тепло и весело в этот холодный январский день у очага посреди жаркого застолья с обильной выпивкой и едой, с непритязательными танцами под звуки волынки…
Или вот эта прекрасная картина, на которой, в общем все понятно. Не самые удачливые фермеры пришли к налоговому инспектору. Бумаг много, а продуктов мало. И помощников мало. А налоги надо как-то платить.
А еще - удивительные картины на библейские сюжеты. Вот, вполне себе канонический эпизод из Библии: проповедь Иоанна Крестителя в пустыне. Правда, судя по пейзажу, дело происходит где-то в Европе, и, собственно, пустыни на картине нет. И если Иоанн Креститель еще как-то отвечает нашим представлениям о том, как он выглядел две тысячи лет назад, то собравшиеся его послушать мало напоминают современников Христа. Кто-то сидит на дереве, опоздавшие, и вероятно, не очень хорошо слушающие, о чем-то рассуждают. Собака терпеливо ждет, когда все закончится. Чья, интересно, эта собака?
А вот "тот самый "Вифлеем - и в нем происходит перепись. И все переписываются.
Иногда можно и в карты поиграть. А если кто-то сжульничал, то уж тут быть драке.
А вот - волк напал на бедного пастыря. Овцы - в рассыпную, а волк уже почти и загрыз пастуха.
И вот, наконец, та картина, которая мне понравилась больше всего:
Семь дел милосердия. Накормите голодных, оденьте нагих, придите к больным... Найдите эти семь дел. Подумайте - как часто вы их совершали?
.......
Как и все на свете, выставка заканчивается. И вот оно - пространство, мир, Иерусалим, пусть даже и Новый, Истра - или Иордан. Январь, Россия.
Мир меняется, но в чем-то остается неизменным.
Скоро Рождество.
-0-