Как современные технологии влияют на театр и его пространство.
Анна Дерюжкина, специально для Вести Туризм.
Театр, как, собственно, и все современное искусство, сильно изменился под влиянием постмодернисткой культуры в переходный период всего искусства. Архитектура театра стала намного более разнообразной благодаря технологиям и современным возможностям не только с технической точки зрения (обслуживание сцены и зала, вариативное пространства), но и с художественной. Режиссура теперь сильно связана с театральным пространством и часто постановки отталкиваются именно от технических возможностей площадки.
Современный театр – синтез всех видов искусства, которые соединяются театральном действии и дополняются новейшими технологиями. Спектакль стал представлять из себя с технической и эстетической точки зрения сложное действие, разрушающее стереотипные представления как о классической драматургии, так и пространстве, где может происходить театральное действие. Театру больше не свойственна чистота жанра и стилистики, современные режиссеры зачастую нуждаются в кардинально отличном от классического театрального зала пространстве, где могли бы реализовываться их уникальные постановки. Все чаще режиссеры выбирают для своих проектов самые разные локации – ангары, особняки, площади, различные пространства свободной планировки. Сценографы, режиссеры и актеры экспериментируют с цифровой производительностью, смешением медиа-форматов, городским вмешательством в процесс спектакля. Появление медиа повлекли за собой не только изменения непосредственно процесса театрального действия, но и пространства, в котором оно происходит. Все это расширяет традиционное театральное пространство действия и участия. Отдельные пространства классической сцены заменяются многопрофильными пространствами, которые носят более метафорический и виртуальный характер.
«Черный Русский», Remote Moscow, Морфеус, Москва 2048, можно очень долго перечислять современные спектакли, в которых пространство играет ключевую роль. В идее спектаклей «cite-specific» город становится театральным пространством, где окружающие здания становятся декорациями для представления. Направления Happenings и Fluxus, появившиеся в 60-х подчеркивали эфемерные действия и игровое взаимодействие в сценариях повседневной жизни. Режиссеры таких представлений создают импровизационные представления и мероприятия, ключевой элемент которых – взаимодействие с аудиторией, ее непосредственное участие.
Новый театр предлагает изучить концепцию обмена опытом между актером и зрителем. То есть организовать такую пространственную композицию нового театра, которая смогла бы инициировать физическую и эмоциональную связь между всеми участниками процесса, что является новым предметом исследования для режиссеров и сценографов. Эти изменения, касающиеся перформативных вмешательств в спектакль, способны культивировать новую ветвь в общей истории драматического искусства.
Вектор, по которому сегодня движется развитие современного исполнительского искусства, можно характеризовать как «Гезамткунстверк» – немецкий термин, не имеющий прямых аналогов в русском языке. Впервые введен композитором Рихардом Вагнером в середине 19 века. Его дословное значение – совокупное художественное произведение. Этим термином композитор пытался описать «искусство будущего», которое представлялось ему как синтез искусств, тотальное произведение искусства. Иными словами, единение различных видов искусства в рамках одного художественного объекта Например, единение оперного пения, актёрской игры, музыкального сопровождения и декораций или архитектуры.
Говоря о том, какой могла бы быть Архитектура нового, синтетического театра, можно обратиться к работам теоретика архитектуры Седрика Прайса. Основная идея, отраженная во всех проектах Прайса – убежденность, что ценность не может быть заключена в конкретном месте – будь то музей, театр, памятник архитектуры, потому что культура, как и ценности – изменчива, а значит, и окружение тоже не может быть статично. Инновация, предложенная Седриком Прайсом - отход от объектно-ориентированной архитектуры к архитектуре вовлечения и соучастия. Воплощением этих идей стала архитектурная фантазия «Fun Palace». Идея Дворца развлечений появилась благодаря театральному режиссеру Джоан Литлвуд и впоследствии ее труппы Theatre Workshop. Джоан одной из первых начала использовать технику вовлечения зрителя непосредственно в спектакль, стирая границы между пространством зала и сцены. Fun palace – это манифестация архитектуры как кода, где пространство изменяется под влиянием новых потребностей. Разные пространства рассматриваются как пазл или мозаика из объектов и сред, детали которой можно собирать по-разному, придавая каждой комбинации новые смыслы и функции. Fun Palace не был построен. Однако концепция проекта стала идейным началом интерактивной и параметрической архитектуры.
Сегодня очевидна необходимость в систематизации и изучении вопросов взаимодействия актуального театрального действия и пространственной среды театра, которая несет важную композиционную, жанровую, идейную характеристику «нового театра». Попытки в переосмыслении пространства театра и функционала его пространств можно наблюдать в архитектуре Электротеатра Станиславского, Мастерской Петра Фоменко или Новом пространстве Театра Наций, где уже появляются многофункциональные, гибкие пространства, используемые режиссерами в своих постановках.
Работа представлена в рамках конкурса Вести Туризм: "Все краски осени".
-0-