images/2020/Julay2020/21/578.jpg

Искатели злославия

21 июля 2020 18:50:17
21 июля 356 года до нашей эры некто Герострат поджёг храм Артемиды в Эфесе.
Константин Исааков

Известный мульт-персонаж, помнится, сообщал нам, что «хорошими делами прославиться нельзя». Герострат, его предшественник в глубокой античности, попытался обрести злую славу.

Ничего тут не поделаешь: в природе человеческой, наряду с тягой к созиданию, заложен и инстинкт разрушения. И то, и другое может проявляться в большей или в меньшей степени, либо не проявиться вовсе. История знает множество фигур, стремившихся утвердить себя в ней не добром, а злом, не созиданием, а уничтожением. Но, удивительным образом, сохраняет для потомков память лишь о единицах из них.

Одним из таковых и стал некто Герострат, обычный вроде человек (а может, и человечек, человечишко) – житель древнегреческого города Эфес. Сей античный гражданин взял да и сжёг в ночь на 21 июля незапамятного 356 года до нашей эры главный храм своего города – храм Артемиды. Хороший, красивый и полезный храм – Артемида у древних греков считалась богиней плодородия, покровительницей целомудрия и охранительницей рожениц.

Мы можем сейчас сколько угодно гадать, каковы были истинные мотивы поджигателя Герострата. Возможно, парню не везло с женщинами – молодыми, всем своим видом обещающими любовь и плодородие, и он вот таким агрессивным образом выразил своё «фе» их покровительнице. Эти же мысли, кстати, приходят в связи другими, относительно недавними случаями вандализма: в 1985 году некий «мститель» женской красоте Бронюс Майгис плеснул серной кислотой на знаменитое полотно Рембрандта «Даная». Напрашивается подсказка Фрейда и в поисках причин нескольких покушений в Лувре на «Джаконду» Леонардо да Винчи: в 1956 году Уго Унгаза Виллегас запустил в неё камнем, в 1974-м какой-то японский турист бросил в Мону Лизу пузырьком с краской, а в 2009 году наша соотечественница (представьте себе, девушка!) пульнула в неё керамической кружкой. Что скажешь, старина Зигмунд?

Но, на самом деле, атакам вандалов подвергались и произведения, никак не вписывающиеся в эту специфическую трактовку: «Супрематизм» Малевича, «Ночной дозор» Рембрандта и иные знаменитые работы, загадочным образом «подорвавшие» психическое здоровье тех, кто на них покусился.

Думается, предтеча уничтожителей красоты – Герострат, скорее всего, не врал, когда, по рассказу древнегреческого историка Феопомпа (в изложении Валерия Максима), во время пытки сознался, что поджёг храм всего лишь… ради славы: чтобы его имя запомнили потомки. На что мудрый античный суд, приговорив его к казни, постановил никогда не упоминать имя злодея (впрочем, Феопомп нарушил сей запрет).

К теме маленького человека, осознающего свою «мелкость» человечишка, во что бы то ни стало, любым способом, хоть в чём-то пытающегося обозначить себя большим и значительным, ещё не раз вернётся мировая литература.  

Первым же был тот самый Валерий Максим  (Valerius Maximus, I век нашей эры), римский писатель, включивший рассказ о Герострате в главу «О желании славы» (De cupiditate gloriae) своего труда, а вслед за ним, примерно через сто лет историю повторил другой литератор-римлянин Клавдий Элиан. Именно они и сохранили в качестве исторических клише выражения «геростратова слава», «лавры Герострата», «стяжать лавры Герострата».

Но ведь о более поздних последователях нашего «героя» литераторы не «позаботились»! Ну, разве что образом нарицательным стал наш соотечественник, убивец старушки-процентщицы.

Словом, грустно как-то – грустно и безнадёжно – всё это складывается для искателей злой славы: какую бы пакость ты ни совершил, если тебя не увековечат в литературе, то забыт ты будешь неизбежно.

Может, и «хорошими делами прославиться нельзя», кто знает… Но плохими – уж точно.  Нельзя вообще прославиться ничем, что делается ради славы.

Руины древнегреческого Эфеса, который находится сейчас на территории Турции, чем-то напоминают мне другие развалины – Помпеи. И тут, и там ощущение, что совсем-совсем недавно в этих стенах трапезничали, в банях омывали ноги и вели  философские беседы, а на аренах звенели доспехи. То есть города эти были очень мирные и процветающие. А что может быть ненавистней для человека с ущербной психикой, чем чья-то рядом красота, чьё-то счастье и удовлетворение реалиями?

Константин Исааков

От редакции «Вести Туризм». И, в заключение, традиционно, что посмотреть в Эфесе (Турцию-то скоро, надо думать, откроют) – всё это, сами понимаете, руины, но весьма впечатляющие:

  • Конечно, сам храм Артемиды, одно из 7 чудес света, объект ЮНЕСКО. На фотографии – историческая реконструкция его фасада, а в настоящее время на его месте стоит одна восстановленная из обломков колонна.

  • Библиотеку Цельса, построенную в 117 году нашей эры.

  • Стадион, где происходили спортивные состязания и бои гладиаторов, на склоне горы Пион.

  • Храм и ворота Адриана.

  • Большой театр.

  • Портовую баню.

  • Театральный гимназиум.

  • Агору.

  • Мраморную дорогу.

  • Террасные дома.

  • Фонтан императора Траяна.

  • Ворота Геркулеса.

  • Монумент Меммиуса.

  • Храм Домициана.

  • Муниципальный дворец.

  • Базилику.

На некотором удалении расположена Церковь Девы Марии. Говорят, она тут поселилась после распятия Иисуса. По одной из версий, здесь же и умерла.

-0-

подписаться на новости

Вести туризм © 2011 - 2024 All rights reserved
Используемые на сайте фотографии взяты из открытых источников