II волна: что происходит на рынке аренды жилья в туристических городах
23 октября 2020 года. Вести Туризм. Алина Хорошева.
На фоне второй волны коронавируса ИА «Вести Туризм» обратилось к экспертам сервиса «Авито Недвижимость» с просьбой провести мини-исследование и прокомментировать, как меняется спрос на аренду недвижимости в крупных «туристических» городах России. В том числе Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Нижний Новгород, Великий Новгород, Казань, Уфа, Самара, Саратов, Новосибирск.
Напомним, что со второй недели сентября начался резкий рост заболеваемости коронавирусом в стране, и тогда эксперты заговорили о наступлении второй волны пандемии. Часть предприятий продлили удаленный формат работы, те, кто уже успели вернуться в офис, стали возвращаться к такому режиму вновь, а школьники (средние и старшие классы) перешли на дистанционное обучение. Эти обстоятельства заставили многих задуматься о том, чтобы вновь перебраться в другие, возможно, менее населенные регионы с целью переждать там новый всплеск болезни.
«При этом стоит отметить, что повторная вспышка коронавируса практически совпала с окончанием летнего сезона, когда интерес к туристической отрасли традиционно снижается. Во многом по этой причине такие города, как Санкт-Петербург, Казань, Нижний Новгород и Великий Новгород в сентябре 2020 демонстрируют снижение показателей спроса на краткосрочную аренду жилья по сравнению с предыдущим месяцем - на 60%, 54%, 47% и 44% соответственно. В течение этого же периода интерес к посуточной аренде уменьшался и в Новосибирске (-38%), Самаре (-37%), Саратове (-27%) и Уфе (-23%). Не столь значительное падение этих показателей зафиксировано в Екатеринбурге – 16% и Москве – 11 %», - комментирует результаты исследования руководитель направления краткосрочной аренды сервиса «Авито Недвижимость» Артем Кромочкин.
По его словам, в начале первой волны коронавируса (в марте 2020) наблюдалось более умеренное сокращение уровня спроса на посуточную аренду недвижимости. Его показатели в вышеуказанных регионах колебались в среднем от 10% до 20%.
Минимальное снижение спроса отмечено в Саратове (-6%), а максимальное – в Великом Новгороде (-36%) и Москве (-31%). В апреле по отношению к марту падение стало более существенным, когда отрицательная динамика показателей спроса составила от 41% до 69% в зависимости от региона.
«В этот период арендодатели адаптировались к новым условиям ограниченного спроса, когда резко сократились туристический поток и количество деловых поездок по стране. Порядка 20% собственников в России изменили срок краткосрочной аренды на долгосрочную в марте и апреле 2020, что позволило частично компенсировать временные убытки. Однако уже в мае рынок посуточной аренды жилья ожидало стремительное восстановление. В этом месяце (по сравнению с предыдущим) спрос увеличивался в пределах от 14% до 65%2, - отметил спикер.
Согласно данным исследования, регионами-лидерами в этом отношении стали Москва – +65%, Великий Новгород – +57%, Санкт-Петербург – +45% и +Уфа – 44%.
С июля по август показатели спроса выросли многократно. После снятия карантинных мер, посуточные объекты, которые были временно переведены в долгосрочные, вернулись на рынок практически в полном объеме.
По прогнозам аналитиков их количество будет только расти в ближайшем будущем благодаря развитию внутреннего туризма и удаленному формату работы.
При этом говорить о резком падении цен на посуточную аренду жилья не приходится. С начала пандемии и вплоть до сентября этого года эти показатели преимущественно держались на одной отметке, а в ряде регионов даже показывали уверенный рост. Так, за этот период средняя цена суточной аренды квартиры увеличилась в Великом Новгороде на 30%, в Санкт-Петербурге - на 27%, а в Самаре и Казани - на 15%.
В сегменте загородной недвижимости наблюдалась аналогичная картина: цены на посуточную аренду с марта по сентябрь текущего года, в основном, оставались неизменными или даже росли, как например, в Московской и Свердловской областях - на 8% и 6% соответственно
Положительная динамика, которая наметилась на рынке краткосрочной аренды недвижимости после выхода на плато заболеваемости, позволяет надеяться на аналогичное развитие событий и в ближайшем будущем. Ограничение передвижения и необходимость социального дистанцирования в новых условиях, а также непредсказуемость эпидемиологической обстановки создают все предпосылки для роста популярности внутреннего туризма, особенно, когда можно самостоятельно арендовать жилье и добраться до него на личном автомобиле, максимально изолировав себя от контактов и соблюдая все меры предосторожности, подчеркнули в компании.
-0-